Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию перейти к максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию, то есть на первый план выходит проблема формирования общих компетенций у студентов любых направлений подготовки.
Методическая служба в техникуме пытается решать проблемы, связанные с оптимизацией процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через:
Рассмотрим каждое направление подробнее.
1 Инновационные технологии как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов
Инновационные технологии позволяют оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения. Основные из них:
Выбор технологии обучения определяется рядом факторов:
Реализация ФГОС предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.
Методы обучения должны отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения; быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности студента. Для обучения с целью формирования максимального количества общих и профессиональных компетенций могут использоваться методики:
-создание опорных конспектов (в том числе графических), графическое изображение структуры текста;
-составление плана текста;
-работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов и др. информации по заданию;
-просмотр учебного видеофильма;
-выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы;
-программированное задание;
-эвристическая беседа;
-учебная дискуссия;
-рецензирование или взаимопроверка;
-работа в малых группах;
-решение ситуационных задач;
-имитация деятельности на тренажере (в т.ч. на виртуальном оборудовании, в виртуальной лаборатории);
-деловые игры или их элементы;
-исследовательский метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом, анализ специальной литературы;
-проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно.
Обучение должно строиться на применении в образовательном пространстве проблемных методов, эвристических, рефлексивных, которые имеют «субъект – субъектный» характер взаимоотношений, на использовании групповых форм организации учебного прогресса, где обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятии и во внеурочной деятельности.
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.
В период с 13 по 16 февраля 2017 года педагогические работники техникума приняли участие в исследовании по применению активных методов обучения в профессиональной деятельности. При ответе на вопрос «Какие методы обучения с целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов Вы применяете в своей педагогической деятельности и как часто?» ответ Никогда оценивался в 0 баллов, ответ Редко – в 1 балл, Часто – в 2 балла. Результаты свидетельствуют скорее о редком применении активных методов обучения коллективом. В таблице 1 представлен рейтинг применяемых методов обучения в порядке возрастания частоты их применения. В таблице 2 представлен рейтинг педагогов, применяющих активные методы обучения (самооценка педагогов).
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.