Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование духовно-нравственных компетенций при изучении дисциплины «Основы философии»

02.02.2017 1334 2499
Кутепова Татьяна Николаевна
Кутепова Татьяна Николаевна, зам. директора по воспитательной работе

Воронежский базовый медицинский колледж

Духовно-нравственное воспитание и развитие будущих медицинских работников является важнейшим фактором в подготовке компетентного специалиста, работающего в здравоохранении. Овладение общими компетенциями подразумевает, что в конце обучения выпускник образовательного учреждении медицинского профиля успешно усвоит не только профессиональные компетенции, но и сформируется как всесторонне развитая личность, стремящаяся к саморазвитию и самосовершенствованию. На  наш взгляд, одной из важнейших  является компетенция: «Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку». В личностном плане медицинский работник ассоциируется как образец гуманизма, милосердия, высокой  духовно-нравственной культуры и интеллигентности. Становление личности будущего медика происходит на протяжении всего курса обучения.  Особое место  в этом процессе принадлежит предметам гуманитарного цикла, прежде всего,  философии.

Изучение философии способствуют формированию личностных качеств современного специалиста - медика, без которых невозможно качественное выполнение профессиональных обязанностей: научное мировоззрение, логическое мышление, познавательная активность, морально-нравственные убеждения,  эмпатия:  «Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно  направить судьбу страждущего духовного человека» (И.А. Ильин).

Важнейший критерий духовного  развития личности, в особенности медика, - гуманизм, человеколюбие. Цель врачевания – избавление от болезни, возвращение здоровья. Успешное лечение не возможно без знания человека как существа биопсихосоциального, его личностных особенностей. Личность – фундаментальная категория гуманизма, обладающая высшим экзистенциально-аксиологическим статусом. Отношение к пациенту как к уникальной, неповторимой, абсолютной ценности - основополагающий принцип гуманистического подхода в лечении. Добро, милосердие, сострадание,  альтруизм, благодеяние  –личностные  качества, отличающие выдающихся медиков во все эпохи, составляют сердцевину медицины. Призыв «Спешите делать добро» - духовное завещание врача- гуманиста  Ф. Гааза новым поколениям медикам.

Несмотря на  то, что по новым образовательным стандартам,  дисциплина «Основы философии» представляет собой всего лишь краткий курс ознакомления  с основными философскими проблемами,  она  играет важную роль  в  приобщении  обучающихся  к культурным и духовно-нравственным ценностям. Философия оказывает формирующее воздействие на интеллект и душу человека, делает ее гуманной и возвышенной: "Пусты слова того философа, которые не врачуют никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души человеческой..." (Порфирий Сирийский, 232 год).

Можно задать вопрос: «Зачем нужны медику философские знания?». На этот вопрос, еще в 16 веке, убедительно ответил ученый - философ Ф. Бекон: «Медицина, не основанная на философии, не может быть надежной». На всем протяжении развития культуры, известные философы, медики, естествоиспытатели  пытались объединить философские и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека.

Первые философские системы рассматривали человека как часть природы, космоса, подчеркивали его взаимосвязь с природными явлениями. Человек - микрокосм, часть макорокосма.  Этого взгляда на человека придерживались как древние, так и современные философы, мыслители: Эмпедокл, Пифагор, Гиппократ, Платон, Аристотель, Гелен, Бердяев, Вернадский, Чижевский. «Макрокосм есть вся сущая Вселенная, как материализованная воля и мысль Бога. Микрокосм есть человек как модель и отражение Макрокосма. Душа есть элемент, связывающий Макрокосм и Микрокосм». Парацельс.

С глубокой древности известен миф,  что у почитаемого всеми бога солнца Аполлона,  врача  богов, было два земных  сына. Одного звали Асклепием (Эскулап), он обладал искусством врачевания  тела человека и стал в Греции символом  мудрости; другого звали Платоном, он преуспевал в исцелении человеческой души. Оба брата исцеляли людей от физических и душевных недугов, учили их искусству беречь свое здоровье, следуя разумному, моральному образу  жизнедеятельности. Так появилось сословие мудрецов – профессиональных врачей, которые обладали глубоким знанием природы человека и философской мудростью, позволявшей поддерживать в гармоничном  состоянии  тела и души людей.

Выдающийся врач и философ Гиппократ ещё  в 5 веке до н.э. писал: «Медицина столь же мало обходиться без общих истин философии, сколько последняя без доставляемых  ей медицинских фактов». Таким образом, постепенно начала  складывается особая отрасль знания – философия медицины. Её цель - обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.

Воспитание и формирование личности будущего медицинского работика, его взглядов и ценностей осуществляется непосредственно в процессе изучения дисциплины «Основы философии». Выдающийся врач и философ Гиппократ полагал, что философия вводит медиков в святилище общечеловеческой мудрости. Под мудростью врачей он понимал не только прогнозирование  и лечение людей, но и нравственное начало – бескорыстное стремление помогать людям. Современная медицина – это синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, особый способ познания и понимания человека. В современных условиях философию и медицину объединяют сходство целей и задач, единство методологии, ценностная ориентация, основной предмет изучения и приложения знаний – человек,  как  единство биопсихосоциального.

С целью формирования духовно-нравственных компетенций необходимо четко формулировать дидактические и воспитательные  цели занятий:

-усвоить сущность ценностных понятий: «человек», «личность», «гуманизм»,  «добро и зло», «надежда», «истина», «вера», «любовь», «жизнь и смерть», «красота», «мораль», «нравственность», «дух, душа, духовность»;

-воспитание гуманизма, отношения к человеку как высшей ценности;

-воспитание милосердия, сострадания;

-воспитание понимания приоритета духовных ценностей;

-воспитание чувства долга,  отзывчивости, толерантности.

Инновационные методики и формы преподавания дают возможность разнообразить процесс  обучения,  соблюдать принцип личностно-ориентированного подхода, активизировать умственную деятельность обучаемых, развивать эмоциональный интеллект и формировать устойчивое мировоззрение. На занятиях по философии  нами применяются разнообразные методы, формы и элементы учебного процесса:

-постановка и обсуждение проблемных вопросов, требующих морального выбора: «Милосердна ли эвтаназия?», «Имеет ли человеческий эмбрион неоспоримое право на жизнь?»;

-включение в содержание занятий специально подобранного материала, затрагивающие морально-нравственную тематику (отрывки из философских текстов, философские притчи, поэтические произведения, видеоролики);

-организация деятельности обучаемых, содержащей возможность рефлексии, самооценки  (подготовка эссе на тему: «Все,   что есть в человеке, важнее того, что есть у  человека», «В каждом человеке солнце - только дайте ему светить», «Каждый человек – абсолютная ценность», «Слово лечит, слово ранит», «Хорошим врачом может быть только хороший человек»);

-введение в структуру  занятий заданий развивающего характера (подготовка индивидуальных творческих заданий – презентаций, сообщений, докладов по истории медицины, о жизни и деятельности врачей- философов);

-применение активных методов обучения – групповых, коллективных, игровых (обсуждение таких тем, как: «Нельзя лечить тело, не леча душу», «Врач-философ равен богу», «Добро и зло во власти языка», «Медицина – это любовь, иначе она ничего не стоит», «Медицина – это  наука и милосердие», «Добро, зло, долг в медицине», «Сострадание сильнее страдания»; ролевые игры «Имеет ли ограничение моральная заповедь «Не убий», «Морально ли рождение ребенка  «по заказу»?);

-решение ситуационных задач по проблемам биомедицинской этики.

Программа дисциплины «Основы философии» включает тему «Проблемы современной биомедицинской этики», при изучении которой будущие медицинские работники знакомятся с сущностью, принципами, проблемами и философскими основаниями биомедицинской этики.

Во время проведения семинарского занятия целесообразно провести ролевую по одной из проблем биоэтики.  Данная активная форма обучения способствует развитию способностей обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, принятию решений по сложным этическим  проблемам и ситуациям, аргументированному выражению своих взгдядов и представлений.

РОЛЕВАЯ ИГРА «ПРАВО НА ЖИЗНЬ»

Этапы подготовки деловой игры.

  1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации.

Тема «Право на жизнь» является актуальной, т.к. в год в России производиться  1,5 млн. абортов. Проблема абортов – это проблема  духовно-нравственная, социальная, медицинская,  демографическая, экономическая.

  1. Разработка сценария.

Цель деловой игры:

-показать актуальность проблемы абортов для настоящего и будущего страны;

-определить  причины огромного количества прерывания беременности;

-показать отношение к проблеме аборта в современном российском обществе;

-разработать  возможные варианты решения  данной проблемы.

  1. Задачи деловой игры:

 -углубить знания участников о современных    подходах  к пониманию проблемы аборта, правах женщин, статусе эмбриона и т.д.

- развивать  умение   аргументировать свою позицию, отстаивать и защищать свою точку зрения;

- воспитывать  гуманистические  духовно-нравственные  ценности и убеждения.

Ролевая  игра проводится в форме «круглого стола» на тему «Право на жизнь».

4.Участники «круглого стола»:

Ведущий. Его задача - представление участников, ведение беседы, вопросы участникам в ходе беседы, подведение итогов «круглого стола».

  • Священнослужитель – представляет позицию церкви по отношению к абортам, является категорическим противником прерывания беременности.
  • Врач-гинеколог – рассказывает об отрицательных медицинских последствиях абортов, особенно   для молодых девушек.
  • Психолог - предупреждает о глубоких психологических травмах и депрессиях, часто случающихся у женщин, сделавших аборт, об ухудшении семейных отношений.
  • Феминистка – защищает абсолютную свободу выбора  женщин в этой сфере. Доказывает, что  ни одна женщина не может быть принуждена к рождению ребенка вопреки своей воле.
  • Православный врач – является противником абортов, рассказывает о деятельности общественной организации «Врачи за не рожденную жизнь».
  • Адвокат – защищает права эмбриона, определяя его социальный статус.
  • Депутат ГД – рассказывает о поддержке материнства и детства со стороны государства.

Студенты - участники ролевой  игры заранее готовятся к выполнению своих  ролей: изучают материал по теме, продумывают  свои  выступления  на «круглом столе»,  содержание вопросов, которые они будут задавать своим  оппонентам.

Ход деловой игры.

Вступительное слово преподавателя и назначение экспертов из студентов группы, которые будут оценивать выступление и работу участников  «круглого стола».

  • Объявление преподавателем темы и цели ролевой игры.
  • Игра, в ходе которой участники озвучивают свои позиции по названной проблеме. Ведущий ведет игру, представляет ее участников, задает им вопросы, предоставляет дополнительное время для выступления. В конце «круглого стола» дает возможность высказаться всем участникам, отвечая на последний вопрос: «Что надо сделать, чтобы количество абортов в нашей стране  уменьшилось?»

Этап анализа.

  1. Анализ результатов игры участниками: какой материал был использован, насколько они были убедительны, аргументированы, эмоциональны, защищая свою позицию.
  2. Выступление экспертов, обмен мыслями, защита участниками своих позиций, аргументов, решений и выводов.
  3. Подведение итогов игры преподавателем.

Возможное выступление преподавателя: «Тема, которая сегодня была вынесена обсуждение, является сложной и неоднозначной. Имеет ли человеческий эмбрион неоспоримое право на жизнь, а беременная женщина, от которой он зависит, право на его уничтожение? Я являюсь сторонником следующего положения: «Конституционное закрепление права на рождение как составляющей права человека на жизнь, которое должно гарантироваться и защищаться государством с момента зачатия, будет способствовать формированию в российском обществе гуманного и морально оправданного отношения к человеческой жизни на всех ее этапах от зачатия и до самой смерти».

 

Оригинал работы:

Формирование духовно-нравственных компетенций при изучении дисциплины «Основы философии»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*