Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационная методическая деятельность педагога как средство развития творческих способностей студентов

25.01.2017 1389 3550
Попова Татьяна Васильевна
Попова Татьяна Васильевна, преподаватель

Ейский медицинский колледж

Корни современных инновационных процессов в образовании лежат в исторически сформировавшихся на протяжении многих десятилетий фило­софских концепциях, характерных для той или иной страны. Именно эти тео­рии предопределяют основные направления образовательной политики, со­держание реформ и модернизации образовательных систем.

В условиях современной России перед педагогами образовательных учреждений встала проблема выработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обще­стве. Сегодня трудно представить деятельность профессионального учебного заведения без различного рода инноваций, оптимизации образовательного про­цесса. Инновация педагогическая – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие ха­рактеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной сис­темы в целом; поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образо­вательный процесс. Социальный заказ системе образования связан с форми­рованием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созида­телями общества и реализовать себя в нем. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости применения в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий.

Применение данных педагогических технологий в учебно-воспитатель­ном процессе способствует: расширению общекультурного кругозора студен­тов; развитию их интеллектуальных способностей, исследовательских и орга­низационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ора­торских способностей; формированию гражданской позиции и навыков жиз­недеятельности в обществе.

В сфере образования внедряется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, органи­зации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и студента.

ПРИМЕНЕНИЕ   ИННОВАЦИОННЫХ   ТЕХНОЛОГИЙ   В  ПРАКТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начинаются практические занятия, как правило, с проверки знаний терминов в виде решения кроссвордов, чайнвордов, логических задач и др.    Интеллектуальные игры являются действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов; кроме того, они способст­вуют формированию у обучающихся навыков сотрудничества, ведения соци­ального диалога. При соответствующей их организации они могут быть сред­ством развития творческих данных обучающихся. Включение в учебный процесс интеллектуальных игр позволяет удовле­творять познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие по­требности учащихся, сделать сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным.

Тестовые задания различной сложности также используются на каждом практическом занятии. При применении тестового контроля учитывается качество знаний сту­дентов (дифференцирующая способность); мотивация студентов (студенты должны быть заинтересованы в материале тестирования); опыт студентов в тестировании; время тестирования; условия тестирования; температура, осве­щение, утомленность, близость друг к другу.

Применение в тесте различных по форме заданий – характерная особен­ность профессионально составленных тестов. Часто к составлению тестовых заданий привлекаются студенты, что также способствует творческой активности обучающихся.

Создан банк тестовых заданий к каждой теме и применяется с целью контроля знаний студентов.

Используются различные формы тестовых заданий:

  1. Закрытая (с выбором одного или нескольких ответов).
  2. Открытая (требуют дополнения).
  3. На установление соответствия.
  4. На установление правильной последовательности.

Процентное соотношение различных форм 25%:25%:25%:25%..

Кейс-задания, приближенные к реальным ситуациям решаются по всем темам профессионального модуля ПМ.02. Решение ситуационных задач позволяет дополнить обучение медицин­ского работника умением творчески подходить к своей профессиональной деятельности, приучает будущую медсестру к принятию самостоятельных решений, умению четко ориентироваться в слож­ных ситуациях, оказывать неотложную доврачебную помощь или осущест­вить комплексный сестринский уход.

При решении ситуационных задач возможно применение методи­ки «мозгового штурма», особенно если никто в группе не может решить зада­чу самостоятельно. Все студенты обсуждают проблему, описанную в задаче, выдвигают разные версии, но решение прини­мается коллективно.

Составляя задачу, преподаватель обязательно должен приложить к ней решение (эталон ответа), которым будет руководствоваться при проверке пра­вильности ответов. Задача должна точно соответствовать получаемой специальности и ква­лификации студентов.

Обязательным требованием подготовки квалифицированного специалиста является формирование манипуляционных навыков. Для медицинской сестры это крайне важно, поскольку от ее правильных действий будет зависеть жизнь пациента. Поэтому для среднего медицинского персонала очень важен тренинг на фантомах с применением алгоритмов.

Студенты имитируют профессиональную деятельность, выполняя мани­пуляции на фантомах.

Кабинет  оформляется в виде функциональных подразделений стационара или поликлиники со всем их оснащением. Преподаватель одно­временно с показом манипуляции требует точного повторения действий от всех студентов без исключения, задерживаясь на каждом «шаге» алгоритма и контролируя правильность выполнения шага каждым студентом. Если хотя бы один студент выполнил этот пункт неверно или неточно, все студенты вместе с преподавателем возвращаются назад и повторяют данный прием еще раз. После этого преподаватель должен дать время для тренинга, для формирова­ния начальных навыков. Студенты много раз выполняют изучаемую манипу­ляцию, руководствуясь алгоритмом и находясь под постоянным контролем преподавателя. Убедившись, что некоторые учащиеся выполняют манипуля­цию правильно, преподаватель назначает их на время экспертами, помогаю­щими ему проверять и обучать отстающих студентов. Для работы по данной методике необходимо создание алгоритмов манипуляций. Применение алго­ритмов дает возможность унифицировать образование, упорядочить требова­ния педагога к студенту. Обучение с использованием алгоритмов манипуля­ций дисциплинирует одновременно и студентов, и преподавателя, позволяет создать у студента стойкий стереотип будущей профессиональной деятельно­сти.

Помимо дидактических интеллекту­альных игр, решения тестовых заданий различной степени сложности, решения проблемно-ситуационных задач и тренинга на фантомах  - на учебной практике  широкое применение находят ролевые и деловые игры, которые представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы.

В таких играх учащиеся воспроизводят те или иные стороны реальности: фрагменты профессиональных ситуаций. В играх-имитациях важно не механическое воспроизведение, копирование какой-либо ситуации из будущей профессиональной деятельности, а ее осмысление, определение целесообразности действий игроков. В учебных целях в имитационных играх можно передавать действия ими­тируемого специалиста как правильно, так и ошибочно, чтобы обучать уча­щихся умению распознавать профессиональные и непрофессиональные спо­собы решения производственных ситуаций, формировать у них профессио­нальное мышление, аналитические способности и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Деловые и ролевые  игры используются для формирования практического опыта будущей профессиональ­ной деятельности.

  1. К разработке игры следует подходить системно.
  2. В игре нужны профессиональная компетентность уча­стников, поэтому следует проводить предварительную подготовку студентов, формировать у них культуру дискуссии.
  3. Игра должна строиться на принципах саморегулирования, преподава­тель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры, – всё это требует большой подготовительной работы, теоретических и практи­ческих навыков конструирования игры.
  4. Правила игры должны быть простыми, а содержание предлагаемого ма­териала доступным.
  5. Необходимо четко излагать правила игры, добиваться их понимания и принятия участниками – это во многом определяет ее ход и успех.
  6. Предоставлять участни­кам максимальную самостоятельность.
  7. Внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к быст­рому разрешению конфликтов среди участников игры.
  8. Не вмешиваться в работу учащихся без крайней необходимости, посто­янно способствовать самоорганизации и самоуправлению учащихся в процес­се игры.
  9. Строго следить за соблюдением правил игры, не сводить игру к очеред­ному опросу и контролю знаний учащихся.
  10. Не спешить с упреками неуспешных учащихся и с похвалами победите­лей, но стараться замечать положительные моменты, черты у каждого играю­щего.
  11. Привлекать к судейству учащихся, разрешая им использовать необходи­мые источники информации. Добиваться, чтобы оценка результатов игры судьями из числа участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям.
  12. При собственной оценке результатов игры сверять свое мнение с мнени­ем учащихся, если не совпадает, то подумать – почему, и не спешить навязы­вать своего мнения и решения.
  13. В ходе игры всегда помнить, что в развитии способностей к творчеству и самостоятельности важнее сам процесс, а не результат.

Педагог – организатор игры мо­жет только влиять на ход игры, но не может определять его. Игра – продукт коллектив­ного творчества, и вклад игроков в ней сравним с вкладом организатора игры. Это связано с различием типов педагогических целей игры и учебного заня­тия. В игре важно не столько освоение определенных знаний, умений и навы­ков, сколько построение личного отношения и личного понимания прожитых в игре событий.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Именно в этом случае студенту предоставлена возможность моделировать свою будущую профессиональную деятельность – вырабатывать быстроту действий, сообразительность, умение применять теорию на практике.

На практических занятиях профессионального модуля ПМ.02. сначала проигрываются ролевые ситуации при решении проблемно-ситуационных задач. Это хорошо подготавливает студента к проведению ролевых и деловых игр. Деловые и ролевые игры удобнее всего проводить на учебных практиках, когда теоретический материал усвоен, умения сформированы и появляется необходимость приобретения первоначального практического опыта.

На первой ролевой игре некоторые студенты испытывают затруднения, забывая основу теоретических знаний и умений,  не умеют работать в команде, не проявляют творчество. Но с каждым разом виден четкий прогресс в обучении.

Активные методы обучения не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические умения, творческие способности студентов.

Игровая форма позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и развивает способность самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности. Ролевые игры и ролевые ситуации обеспечивают активное участие в работе как хорошо подготовленных студентов, так и слабо подготовленных, что способствует закреплению знаний и усвоению учебного материала. Повышается также интерес студентов к проведению таких занятий. Ролевые игры играют положительную роль в обучении учащихся с недостаточным уровнем сформированности общих учебных умений и навыков и низким уровнем мо­тивации.

Состязательность, смена видов занятий в форме игрового дей­ствия оживляют восприятие, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю чередовать напряжен­ную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельно­сти, предупреждать переутомление учащихся.

Одной из форм развития творческой активности студента при организации учебного процесса являются проведения профессиональных конкурсов.  Они обеспечивают включение студентов в активное взаимодействие и общение в процессе познавательной, творческой  деятельности. Формирование у студентов уме­ния самостоятельно добывать знания, ориентиро­ваться в стремительном потоке информации - одно из направлений совершенствования качества под­готовки специалистов.

Проведение профессионального конкурса является одной из форм внеаудиторной  работы студентов, интенсивно стимулирующих их интерес к будущей профессиональной деятельности медицинской сестры, максимально приближает к практической деятельности, способствует формированию практического опыта.

Профессиональный конкурс обеспечивает педагогическое взаимодействие пре­подавателя и студентов при максимальной самостоятельности, ак­тивности, инициативе последних. Он создает условия для самовыражения учащихся, самореализации. В общении и коллективной познавательной дея­тельности формируются установки личности, развивается профессиональное мышление.

Во время конкурса студенты демонстрируют все свои знания, умения, сформированные профессиональные и общие компетенции, проявляют творческую активность.

Изучение творческого потенциала студентов и на этой основе разработка дифференцированных творческих заданий для самостоятельной работы способствуют постепенному развитию творческих способностей студентов и установлению их эмоционально - комфортного состояния. Обязательным условием считается развитие творческих способностей студентов во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Продолжением развития творческих способностей студентов является исследовательская деятельность. Начинается она, как правило, с участия в кружковой работе, затем в научно-теоретических и научно-практических конференциях. Под непосредственным руководством опытного преподавателя наиболее активные студенты добиваются прекрасных результатов.

Таким образом, использование инновационных методов обучения позволяет интенсифицировать учебную деятельность студента, создать мотивации к плодотворной профессиональной деятельности, способствует формированию практического опыта, профессиональных и общих компетенций, согласно требований ФГОС. Использование преподавателем инновационных технологий обучения в своей педагогической деятельности обеспечивает требуемое качество подготовки специалистов, помогает осуществлять компетентностный подход к профессиональному обучению студентов, что позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста.

Развитию творческих способностей студентов в процессе обучения способствует комплекс педагогических условий: инновационная деятельность педагога, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, которая обеспечивает непрерывность процесса развития творческих способностей студентов, разработка дифференцированных творческих заданий, учитывающих индивидуальные особенности студентов.

Анализ различных точек зрения на проблему развития творческих способностей студентов, приведенных в психолого - педагогической литературе, позволяет заключить, что в последние годы все большее внимание в сфере среднего профессионального образования уделяется проблеме развития творческих способностей студентов, поскольку возрастают потребности общества в компетентном специалисте, способном принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, проявлять творческий подход в любом деле.

С позиции деятельностного подхода творческие способности студента определяются как психологическое свойство личности, которое, основываясь на знаниях, умениях и творческом потенциале, обнаруживается в самостоятельных исследовательских действиях и положительной мотивации.

В результате теоретического осмысления проблемы развития творческих способностей студентов, можно сделать вывод о том, что развивать творческие способности можно различными способами и средствами. Существенное влияние на развитие творческих способностей студентов оказывает комплекс педагогических условий: инновационная деятельность педагога, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, которая обеспечивает непрерывность процесса развития творческих способностей студентов, разработка дифференцированных творческих заданий, учитывающих индивидуальные особенности студентов, что создает условия для поэтапного, планомерного движения личности в образовательном пространстве, реализации творческих способностей в исследовательской деятельности.

При использовании инновационных методов виден результат собственной педагогической деятельности – студенты с интересом работают на занятиях, практически отсутствуют пропуски, выше уровень знаний, студенты активно участвуют в конференциях, конкурсах различного уровня.

Инновационные методы являются актуальными для современного профессионального обучения. Использование активных и интерактивных методов приближает процесс обучения непосредственно к профессиональной деятельности, вырабатывает стереотип поведения в экстренных ситуациях, сообразительность, быстроту действий. Игровые методы являются средством личностного взаимодействия, позволяющего решить проблемные вопросы, конфликтные ситуации. Психолого-педагогические корни обучающей игры имеют своим объектом игровую деятельность ребенка.

Инновационные  технологии  являются оптимальной, эффективной формой проведения обучающего процесса, формирующего высокую степень мотивации, высокую познавательную и творческую активность в учебной деятельности. Использование данного метода позволяет интенсифицировать учебно-производственную деятельность студента, развить творческие способности студента, создать мотивации к плодотворной профессиональной деятельности.

Пусть каждый из нас стремится к тому, чтобы быть таким педагогом, чтобы личностный рост в общечеловеческом и профессиональном плане стал залогом нашей успешности и профессионализма. А лучшим доказательством этого станут успехи наших студентов.

 

Оригинал работы:

Инновационная методическая деятельность педагога как средство развития творческих способностей студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*