Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКорни современных инновационных процессов в образовании лежат в исторически сформировавшихся на протяжении многих десятилетий философских концепциях, характерных для той или иной страны. Именно эти теории предопределяют основные направления образовательной политики, содержание реформ и модернизации образовательных систем.
В условиях современной России перед педагогами образовательных учреждений встала проблема выработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе. Сегодня трудно представить деятельность профессионального учебного заведения без различного рода инноваций, оптимизации образовательного процесса. Инновация педагогическая – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями общества и реализовать себя в нем. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости применения в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий.
Применение данных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе способствует: расширению общекультурного кругозора студентов; развитию их интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей; формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в обществе.
В сфере образования внедряется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и студента.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начинаются практические занятия, как правило, с проверки знаний терминов в виде решения кроссвордов, чайнвордов, логических задач и др. Интеллектуальные игры являются действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов; кроме того, они способствуют формированию у обучающихся навыков сотрудничества, ведения социального диалога. При соответствующей их организации они могут быть средством развития творческих данных обучающихся. Включение в учебный процесс интеллектуальных игр позволяет удовлетворять познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие потребности учащихся, сделать сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным.
Тестовые задания различной сложности также используются на каждом практическом занятии. При применении тестового контроля учитывается качество знаний студентов (дифференцирующая способность); мотивация студентов (студенты должны быть заинтересованы в материале тестирования); опыт студентов в тестировании; время тестирования; условия тестирования; температура, освещение, утомленность, близость друг к другу.
Применение в тесте различных по форме заданий – характерная особенность профессионально составленных тестов. Часто к составлению тестовых заданий привлекаются студенты, что также способствует творческой активности обучающихся.
Создан банк тестовых заданий к каждой теме и применяется с целью контроля знаний студентов.
Используются различные формы тестовых заданий:
Процентное соотношение различных форм 25%:25%:25%:25%..
Кейс-задания, приближенные к реальным ситуациям решаются по всем темам профессионального модуля ПМ.02. Решение ситуационных задач позволяет дополнить обучение медицинского работника умением творчески подходить к своей профессиональной деятельности, приучает будущую медсестру к принятию самостоятельных решений, умению четко ориентироваться в сложных ситуациях, оказывать неотложную доврачебную помощь или осуществить комплексный сестринский уход.
При решении ситуационных задач возможно применение методики «мозгового штурма», особенно если никто в группе не может решить задачу самостоятельно. Все студенты обсуждают проблему, описанную в задаче, выдвигают разные версии, но решение принимается коллективно.
Составляя задачу, преподаватель обязательно должен приложить к ней решение (эталон ответа), которым будет руководствоваться при проверке правильности ответов. Задача должна точно соответствовать получаемой специальности и квалификации студентов.
Обязательным требованием подготовки квалифицированного специалиста является формирование манипуляционных навыков. Для медицинской сестры это крайне важно, поскольку от ее правильных действий будет зависеть жизнь пациента. Поэтому для среднего медицинского персонала очень важен тренинг на фантомах с применением алгоритмов.
Студенты имитируют профессиональную деятельность, выполняя манипуляции на фантомах.
Кабинет оформляется в виде функциональных подразделений стационара или поликлиники со всем их оснащением. Преподаватель одновременно с показом манипуляции требует точного повторения действий от всех студентов без исключения, задерживаясь на каждом «шаге» алгоритма и контролируя правильность выполнения шага каждым студентом. Если хотя бы один студент выполнил этот пункт неверно или неточно, все студенты вместе с преподавателем возвращаются назад и повторяют данный прием еще раз. После этого преподаватель должен дать время для тренинга, для формирования начальных навыков. Студенты много раз выполняют изучаемую манипуляцию, руководствуясь алгоритмом и находясь под постоянным контролем преподавателя. Убедившись, что некоторые учащиеся выполняют манипуляцию правильно, преподаватель назначает их на время экспертами, помогающими ему проверять и обучать отстающих студентов. Для работы по данной методике необходимо создание алгоритмов манипуляций. Применение алгоритмов дает возможность унифицировать образование, упорядочить требования педагога к студенту. Обучение с использованием алгоритмов манипуляций дисциплинирует одновременно и студентов, и преподавателя, позволяет создать у студента стойкий стереотип будущей профессиональной деятельности.
Помимо дидактических интеллектуальных игр, решения тестовых заданий различной степени сложности, решения проблемно-ситуационных задач и тренинга на фантомах - на учебной практике широкое применение находят ролевые и деловые игры, которые представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы.
В таких играх учащиеся воспроизводят те или иные стороны реальности: фрагменты профессиональных ситуаций. В играх-имитациях важно не механическое воспроизведение, копирование какой-либо ситуации из будущей профессиональной деятельности, а ее осмысление, определение целесообразности действий игроков. В учебных целях в имитационных играх можно передавать действия имитируемого специалиста как правильно, так и ошибочно, чтобы обучать учащихся умению распознавать профессиональные и непрофессиональные способы решения производственных ситуаций, формировать у них профессиональное мышление, аналитические способности и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Деловые и ролевые игры используются для формирования практического опыта будущей профессиональной деятельности.
Педагог – организатор игры может только влиять на ход игры, но не может определять его. Игра – продукт коллективного творчества, и вклад игроков в ней сравним с вкладом организатора игры. Это связано с различием типов педагогических целей игры и учебного занятия. В игре важно не столько освоение определенных знаний, умений и навыков, сколько построение личного отношения и личного понимания прожитых в игре событий.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Именно в этом случае студенту предоставлена возможность моделировать свою будущую профессиональную деятельность – вырабатывать быстроту действий, сообразительность, умение применять теорию на практике.
На практических занятиях профессионального модуля ПМ.02. сначала проигрываются ролевые ситуации при решении проблемно-ситуационных задач. Это хорошо подготавливает студента к проведению ролевых и деловых игр. Деловые и ролевые игры удобнее всего проводить на учебных практиках, когда теоретический материал усвоен, умения сформированы и появляется необходимость приобретения первоначального практического опыта.
На первой ролевой игре некоторые студенты испытывают затруднения, забывая основу теоретических знаний и умений, не умеют работать в команде, не проявляют творчество. Но с каждым разом виден четкий прогресс в обучении.
Активные методы обучения не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические умения, творческие способности студентов.
Игровая форма позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и развивает способность самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности. Ролевые игры и ролевые ситуации обеспечивают активное участие в работе как хорошо подготовленных студентов, так и слабо подготовленных, что способствует закреплению знаний и усвоению учебного материала. Повышается также интерес студентов к проведению таких занятий. Ролевые игры играют положительную роль в обучении учащихся с недостаточным уровнем сформированности общих учебных умений и навыков и низким уровнем мотивации.
Состязательность, смена видов занятий в форме игрового действия оживляют восприятие, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление учащихся.
Одной из форм развития творческой активности студента при организации учебного процесса являются проведения профессиональных конкурсов. Они обеспечивают включение студентов в активное взаимодействие и общение в процессе познавательной, творческой деятельности. Формирование у студентов умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в стремительном потоке информации - одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.
Проведение профессионального конкурса является одной из форм внеаудиторной работы студентов, интенсивно стимулирующих их интерес к будущей профессиональной деятельности медицинской сестры, максимально приближает к практической деятельности, способствует формированию практического опыта.
Профессиональный конкурс обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних. Он создает условия для самовыражения учащихся, самореализации. В общении и коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, развивается профессиональное мышление.
Во время конкурса студенты демонстрируют все свои знания, умения, сформированные профессиональные и общие компетенции, проявляют творческую активность.
Изучение творческого потенциала студентов и на этой основе разработка дифференцированных творческих заданий для самостоятельной работы способствуют постепенному развитию творческих способностей студентов и установлению их эмоционально - комфортного состояния. Обязательным условием считается развитие творческих способностей студентов во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
Продолжением развития творческих способностей студентов является исследовательская деятельность. Начинается она, как правило, с участия в кружковой работе, затем в научно-теоретических и научно-практических конференциях. Под непосредственным руководством опытного преподавателя наиболее активные студенты добиваются прекрасных результатов.
Таким образом, использование инновационных методов обучения позволяет интенсифицировать учебную деятельность студента, создать мотивации к плодотворной профессиональной деятельности, способствует формированию практического опыта, профессиональных и общих компетенций, согласно требований ФГОС. Использование преподавателем инновационных технологий обучения в своей педагогической деятельности обеспечивает требуемое качество подготовки специалистов, помогает осуществлять компетентностный подход к профессиональному обучению студентов, что позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста.
Развитию творческих способностей студентов в процессе обучения способствует комплекс педагогических условий: инновационная деятельность педагога, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, которая обеспечивает непрерывность процесса развития творческих способностей студентов, разработка дифференцированных творческих заданий, учитывающих индивидуальные особенности студентов.
Анализ различных точек зрения на проблему развития творческих способностей студентов, приведенных в психолого - педагогической литературе, позволяет заключить, что в последние годы все большее внимание в сфере среднего профессионального образования уделяется проблеме развития творческих способностей студентов, поскольку возрастают потребности общества в компетентном специалисте, способном принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, проявлять творческий подход в любом деле.
С позиции деятельностного подхода творческие способности студента определяются как психологическое свойство личности, которое, основываясь на знаниях, умениях и творческом потенциале, обнаруживается в самостоятельных исследовательских действиях и положительной мотивации.
В результате теоретического осмысления проблемы развития творческих способностей студентов, можно сделать вывод о том, что развивать творческие способности можно различными способами и средствами. Существенное влияние на развитие творческих способностей студентов оказывает комплекс педагогических условий: инновационная деятельность педагога, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, которая обеспечивает непрерывность процесса развития творческих способностей студентов, разработка дифференцированных творческих заданий, учитывающих индивидуальные особенности студентов, что создает условия для поэтапного, планомерного движения личности в образовательном пространстве, реализации творческих способностей в исследовательской деятельности.
При использовании инновационных методов виден результат собственной педагогической деятельности – студенты с интересом работают на занятиях, практически отсутствуют пропуски, выше уровень знаний, студенты активно участвуют в конференциях, конкурсах различного уровня.
Инновационные методы являются актуальными для современного профессионального обучения. Использование активных и интерактивных методов приближает процесс обучения непосредственно к профессиональной деятельности, вырабатывает стереотип поведения в экстренных ситуациях, сообразительность, быстроту действий. Игровые методы являются средством личностного взаимодействия, позволяющего решить проблемные вопросы, конфликтные ситуации. Психолого-педагогические корни обучающей игры имеют своим объектом игровую деятельность ребенка.
Инновационные технологии являются оптимальной, эффективной формой проведения обучающего процесса, формирующего высокую степень мотивации, высокую познавательную и творческую активность в учебной деятельности. Использование данного метода позволяет интенсифицировать учебно-производственную деятельность студента, развить творческие способности студента, создать мотивации к плодотворной профессиональной деятельности.
Пусть каждый из нас стремится к тому, чтобы быть таким педагогом, чтобы личностный рост в общечеловеческом и профессиональном плане стал залогом нашей успешности и профессионализма. А лучшим доказательством этого станут успехи наших студентов.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.