Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка открытого семинарского занятия «Философия и медицина: общие проблемы и ценности» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

21.05.2015 3038 1 5085
Новикова Александра Николаевна
Новикова Александра Николаевна, заместитель директора по УВР

Братский медицинский колледж

Пояснительная записка

Данное открытое семинарское занятие разработано с учетом образовательной программы учебной дисциплины «Основы философии» и является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения, по специальности «Лечебное дело», квалификация «Фельдшер» (углубленная подготовка).

Данное занятие разработано с целью улучшения процесса обучения студентов по теме: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности». В методической разработке открытого занятия предложен теоретический материал, презентации, видеофильмы по данной теме. Это обеспечивает лучшее усвоение студентами материала и применение в дальнейшем знаний по этой теме профессиональной деятельности.

В результате освоения данной темы обучающийся должен овладеть следующие общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.

ОК 8. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 9. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

В результате освоения данной темы обучающийся должен уметь:

   У 1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения данной темы обучающийся должен знать:

   З 1. о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Таким образом, данная методическая разработка способствует наиболее лучшему восприятию и усвоению студентами материала по теме «Философия и медицина: общие проблемы и ценности», а также приобретению общих компетенций, новых знаний и умений, которые в дальнейшем будут применяться при изучении таких клинических дисциплин, как хирургия, терапия, акушерство и гинекология.

План занятия

Тема: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности»

Вид занятия: семинар в форме диспута

Время: 90 минут.

1. Вводная часть – 11 минут

1.1. Организационный момент - 1 минута.

1.2. Мотивация -7 минут.

1.3. Актуализация базовых знаний -3 минуты.

2. Основная часть – 60 минут

Диспут. Темы для обсуждения:

  1. Эвтаназия.
  2. Клонирование
  3. Трансплантология.
  4. ЭКО.
  5. Использование стволовых клеток в медицине.
  6. Аборт

3. Заключительная часть - 19 минут

3.1. Контроль усвоения знаний. Обсуждение проблемных вопросов – 7 минут.

3.2. Подведение итогов. Презентация «Правовые аспекты деятельности медицинских работников» - 10 минут

3.3. Домашнее задание – 2 минуты.

Цели занятия:

Учебные цели:

дать представление студентам:

  • о наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

сформировать знания:

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Развивающая цель: развивать у студентов память, внимание, логическое мышление, культуру речи.

Воспитательная цель:

  • прививать интерес к предмету и к выбранной профессии;
  • воспитание этики врачебного поведения;
  • вопросы профилактики нежелательной беременности.

Место проведения: лекционная аудитория.

Оснащение занятия: методическая разработка лекции, текст лекции, ноутбук, мультимедиапроектор.

Межпредметные связи:

  • обеспечивающие: «История», «Биология», «Латинский язык».
  • обеспечиваемые: «Терапия», «Акушерство и гинекология», «Хирургические болезни».

Внутрипредметные связи: Раздел 2: «История философии», «Человек как объект философского осмысления».

Литература для подготовки:

Основная:

  1. Горелов А.А. Основы философии. А.А. Горелов – М.: Академия, 2012г, 320 с.
  2. Кохановский В.П. Основы философии. В.П.Кохановский, Т. П. Матяш, В.П. Яковлев – М.: КНОРУС, 2012 г., 240 с.

Дополнительные источники:

  1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. С.А.Нижников. – М.: Экзамен, 2007г., 396 с.
  2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. О.Н.Стрельник. – М.: Высшее образование, 2009г., 335 с.
  3. Философия медицины. Под ред. Ю.Л.Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004г., 408 с

Интернет – ресурсы:

  1. http://labrip.com/
  2. http://www.filosofia-totl.narod.ru/

Ход занятия

Основные этапы занятия

Время

Методические указания

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1.

Организационный этап

Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов (наличие халатов, тетрадей), проверяет подготовленность аудитории к занятию.

1 мин.

 

1.2

Мотивация

Преподаватель сообщает тему, цели, план лекции и формулирует мотив для познавательной деятельности студентов по данной теме (см. Приложение № 1). Показ слайдов на тему: «Исторические модели медицинской этики » (см. Приложение № 2). Также преподаватель акцентирует внимание на проблемные вопросы, на которые студенты должны ответить в ходе диспута

7 мин.

Студенты записывают в тетради тему, цель и план занятия.

1.3

Актуализация базовых знаний

Преподаватель знакомит студентов с правилами проведения диспута и основными вопросами, обсуждаемых на диспуте (см. Приложение № 3).

3 мин.

Студенты знакомятся с «Памяткой о проведении диспута»

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.

Формирование новых представлений и знаний

Диспут по темам:

  1. Эвтаназия.
  2. Клонирование
  3. Трансплантология.
  4. ЭКО.
  5. Использование стволовых клеток в медицине.
  6. Аборт.

60 мин.

Используемые методы:

  1. Презентация
  2. Диспут.

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1.

Контроль усвоения знаний

Преподавателями для закрепления знаний по теме проводится устный опрос по проблемным вопросам в ходе диспута.

Проблемные вопросы:

  1. Вы сторонник или противник эвтаназии?
  2. Клонирование человека это допустимо?
  3. Как Вы относитесь к детской трансплантологии?
  4. Почему представители многих религиозных конфессий против ЭКО?
  5. Этично использование стволовых клеток в медицине??
  6. Какие меры профилактики нежелательной беременности?
  7. Что может быть причиной бесплодия у женщин?

7 мин.

Студенты отвечают на проблемные вопросы по материалам диспута.

3.2.

Подведение итогов

Делается краткое резюме. Подводятся итоги диспута, сопровождающиеся презентацией на тему «Правовые аспекты деятельности медицинских работников» (см. Приложение № 4).

10 мин.

Выставляются оценки участникам диспута

3.3.

Домашнее задание

1. А. А. Горелов «Основы философии», стр. 196 - 206.

составление конспекта «Этика и проблема свободы»

2 мин.

Студенты записывают домашнее задание




Назад к списку

Комментарии
Уважаемая Александра Николаевна! Интересная, содержательная разработка.Соответствует требованиям ФГОС третьего поколения. Буду рекомендовать эту разработку преподавателю по философии
Попова Ирина Алексеевна
Методист, преподаватель,
Филиал КГОБУСПО «Владивостокский медицинский колледж в г. Артеме

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*