Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности личности спортсмена-самбиста и результативность его спортивной деятельности: нелинейные связи

27.02.2015 2492 5741
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой. Часто бывает, что спортсмен талантлив, одарен от природы, но, для достижения больших успехов, ему не хватает психологической устойчивости, настойчивости, психологической гибкости и т.п. Разные виды спорта могут предъявлять разные требования  и если какие-либо качества спортсмена востребованы в данном виде спорта, то, возможно, они окажут негативное влияние на результативность спортивной деятельности в другом виде спорта. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена в данном виде спорта обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности.

Серьезные исследования в этой области немногочисленны и в большинстве своем акцентируют внимание на отдельных составляющих личности, но не ориентированы на комплексное исследование. Такие исследования проведены, например, для парашютистов (Г.Е. Леевик, 1986 г., [6]), боксеров (А.Б. Жадан и др., 2009 г., [4]), легкоатлетов (В.Н. Ляшенко, И.В. Толкунова, 2009 г., [7]), баскетболистов и борцов (О.В. Федорова и др., 2010 г., [8]), баскетболистов (Т.Г. Артёменко, 2011 г., [1]), теннисистов (Ю.А. Емшанова, 2011 г., [3]), пловцов (И.А. Юров, 2012 г., [10]). При этом во всех исследованиях выявляются линейные связи, которые характеризуют прямолинейную зависимость между двумя переменными, и могут быть опи­саны с точки зрения их направления – в сторону увеличения или уменьшения, а также коэффициенты корреляции, показывающие степень линейной связи между переменными.

На наш взгляд подобная методика исследования позволяет получить, в лучшем случае, лишь неполную информацию о связях между личностными качествами спортсменов и успешностью их спортивной деятельности, а в худшем случае привести к неверным выводам. Действительно, выявленные линейные связи не всегда могут быть опи­саны по формуле Y = кХ (где к – коэффициент корреляции), они могут иметь более сложный характер в зависимости, например, от возраста спортсменов, спортивного стажа, уровня спортивного мастерства (см., напр., [2], [5]). Более того, отсутствие корреляции между двумя величинами ещё не значит, что между ними нет никакой связи. Зависимость может иметь сложный нелинейный характер, который корреляция не выявляет.

В качестве примера рассмотрим некоторые результаты исследования связей между личностными качествами спортсменов-самбистов и успешностью их спортивной деятельности, проведенного в марте-июне 2014 г. (полностью результаты исследования см. в [9]). Для обработки информации в исследовании использовалась методика 14F – одной из модификаций многофакторного теста 16PF (тест Кеттела). В основе интерпретации ответов респондентов на вопросы теста – подсчет суммы баллов по вопросам, что позволяет сделать количественную и качественную оценку тем или иным индивидуально-психологическим особенностям человека. Значения шкал вопросов теста варьировались от 1 до 9 (средним значением по всему населению является 5 баллов).

В исследовании приняли участие 31 спортсмен-самбист, среди которых были как  действующие спортсмены из спортивных организаций Саратовской области, так и спортсмены, завершившие спортивную деятельность. Все респонденты мужского пола, возрастной диапазон составил 20-27 лет, спортивные звания – от 1 разряда до мастера спорта.

Коэффициент успешности рассчитывался исходя из соотношения возраста респондента, стажа спортивной деятельности и достигнутых результатов. Для проведения анализа взаимосвязей респонденты, в соответствии с коэффициентом успешности, были разбиты на 2 группы «успешных» и «неуспешных» спортсменов.

Для оценки степени связи параметра (индивидуально-психологической особенности респондента) с успешностью производился расчет коэффициента корреляции. Для выводов по параметру учитывались найденные линейные связи, достоверность наличия которых составляла не менее 0,95. В некоторых случаях учитывались связи при 0,7, которые также могут быть значимыми.

Для выявления зависимостей, не носящих линейного характера и не определяемых традиционным корреляционным анализом, респонденты разбивались на несколько подгрупп  с разным уровнем развитости индивидуальной особенности. По оси ординат на диаграммах (см. диагр. 1-4) приводятся значения средней успешности при низком, сниженном, среднем, повышенном и высоком уровне выраженности личностной характеристики. Личностные характеристики спортсменов были объединены по группам (познавательная и эмоциональная сферы,социально-психологические и операциональные характеристики).

Результаты корреляционного анализа особенностей познавательной сферы спортсмена-самбиста и результативности спортивной деятельности приведены в табл. 1.

 

Таблица 1. Корреляты линейной связи успешности и уровня развития познавательных процессов у спортсменов-самбистов.

Параметр

Коэффициент корреляции

Значимость корреляции

Внимательность

0,36

P>0,95

Память

-0,02

///

Интеллект (логическое мышление)

0,14

P>0,7

Сообразительность (оперативное мышление)

0,39

P>0,95

 

Из табл. 1 видно, что линейной зависимости успешности спортсмена от развития памяти не обнаружено. Однако более тщательный анализ, при разбиении респондентов на группы по степени развития памяти, позволяет определить некоторые закономерности связи развитости памяти и успешности (см. диагр. 1).

 

Диаграмма 1. Средние значения успешности в зависимости от уровня развития памяти.

 

Как видно из диаграммы 1 низкий уровень развития памяти негативно сказывается на успешности. При увеличении параметра, средний уровень успешности растет, однако с определенного момента начинает снижаться. Это объяснимо по причине того, что с определенного момента прочность запоминания (и двигательного в том числе), начинает работать против самого спортсмена, мешая ему изменять неправильно сложившиеся стереотипы, корректировать имеющиеся навыки по мере профессионального роста. Данная особенность памяти также может проявляться на личностном уровне в виде повышенной концентрации на прошлом опыте, злопамятности, заостренности сознания на психотравмирующих событиях прошлого, что негативно сказывается на общем психоэмоциональном состоянии спортсмена и эффективности его деятельности. В целом, можно говорить о существовании некоторого оптимального уровня прочности и быстроты запоминания (выше среднего уровня), при превышении которого данная способность может оказывать неблагоприятное воздействие на успешность спортсмена.

Помимо этого из табл. 1 видно, что уровень развития интеллекта (фактор B – логическое мышление) как способности к анализу информации, ее обобщению и систематизации не оказывает существенного влияния на успешность в данном виде спорта. Вместе с тем, наличие некоторой взаимосвязи все же прослеживается, что требует рассмотреть данный параметр отдельно (см. диагр. 2).

Диаграмма 2.  Связь успешности спортсменов с разным уровнем развития мышления.

 

Из диагр. 2 можно сделать вывод о том, что уровень развития интеллекта не оказывает существенного влияния на успех в борьбе самбо, однако существует некий минимальный порог степени развития мышления, ниже которого этот фактор оказывается неблагоприятным (низкий уровень развития мышления). Возможно, что развитый интеллект спортсмена будет более существенно влиять на результативность спортивной деятельности на более высоких, чем у респондентов, уровнях спортивного мастерства.

Результаты корреляционного анализа особенностей эмоциональной сферы спортсмена-самбиста и результативности спортивной деятельности приведены в табл. 2 и 3.

 

Таблица 2. Корреляты линейной связи успешности и некоторых особенностей эмоциональной сферы спортсмена-самбиста.

Параметр

Коэффициент корреляции

Значимость корреляции

экспрессивность

0,08

 ///

эмоциональность

-0,35

P>0,95

 

Из табл. 2 видно, что существует отрицательная зависимость успешности спортсменов-самбистов от их эмоциональности, т.е. чем более спокоен спортсмен, тем большую эффективность деятельности он проявляет. Заметим, что не существует зависимости в форме линейной связи от сокрытия своих эмоций от окружающих (сдержанность) или их проявлений вовне (экспрессивность) и реальных спортивных успехов.

 

Таблица 3. Корреляты линейной связи успешности и склонности спортсмена-самбиста к позитивным или негативным эмоциям.

Параметр

Коэффициент корреляции

Значимость корреляции

негативные эмоции

-0,59

P>0,99

позитивные эмоции

0,04

 ///

 

Из табл. 3 видно, что положительные эмоции могут неоднозначно влиять на спортивные результаты (как положительно, так и отрицательно). Вместе с этим существует достоверная отрицательная связь успешности и склонности к негативным эмоциональным состояниям.

В ходе анализа распределения спортсменов-самбистов по группам с разной степенью склонности к тем или иным эмоциям наблюдается в целом ровное, плавное ухудшение результативности спортивной деятельности по мере усиления негативных эмоций (см. диагр. 3).

Диаграмма 3. Влияние негативных эмоций и раздражительности (злости) спортсмена-самбиста на успешность.

 

Несмотря на наличие общей тенденции, свидетельствующей о негативном влиянии раздражения и злости на успешность (на диаграмме выделена сплошной линией) при выявлении нелинейных связей было обнаружено значительное повышение уровня успешности раздражительных спортсменов-самбистов в диапазоне «выше среднего». Возможно, что это объясняется следующими обстоятельствами, выявленными в ходе исследования. Представители данной группы относительно других успешных спортсменов более прямолинейны, практичны, склонны проявлять холодность к целям других людей. Для них характерны неуступчивость, слабая подчиняемость вышестоящему, недостаточно развитые способности понимать особенности других людей и высокий энергопотенциал. Главной их чертой можно назвать чрезмерно выраженную потребность в уважении. Среди волевых черт выделяется целеустремленность и настойчивость, которая принимает форму неконтролируемого упрямства.

В ходе выявления коррелятов успешности и особенностей эмоциональной сферы спортсменов-самбистов мы обнаружили выбивающуюся из общей тенденции ситуацию по общей эмоциональной уравновешенности, способствующей ровному и спокойному состоянию спортсмена (см. диагр. 4).

Диаграмма 4. Влияние эмоциональной уравновешенности спортсменов-самбистов на успешность.

 

На наш взгляд данная диаграмма во многом обобщает полученные данные. Оптимальным является состояние баланса между спокойствием и эмоциональным возбуждением при некотором преобладании спокойствия, т.е. более успешными оказываются спортсмены с уравновешенностью выше среднего уровня. При превышении данного оптимального уровня можно наблюдать ухудшение эффективности спортивной деятельности, которая обуславливается, предположительно, чрезмерной самоуспокоенностью или апатией.

При снижении уровня спокойствия от оптимального также наблюдается уменьшение эффективности спортивной деятельности (среди спортсменов со сниженной эмоциональной уравновешенностью наибольший процент неуспешных спортсменов). Однако с определенного момента можно наблюдать повышение процента успешных спортсменов. Эффективность по группе,  которую можно условно назвать «одни эмоции!» оказывается несколько выше, возможно по причине активизирующей роли эмоций, доходящей до иррациональности стремления к победе и так называемого феномена «спортивной злости», который также может в определенных ситуациях положительно сказываться на успешности выступления в соревнованиях. 

Аналогично был проведен анализ нелинейных связей успешности спортивной деятельности спортсмена-самбиста и его социально-психологических и операциональных (отражающих особенности деятельности) характеристик. В результате анализа было установлено следующее:

  1. Оптимальным уровнем общительности является уровень умеренной общительности (несколько ниже среднего уровня). Превышение этого уровня будет сказываться негативно, но сравнительно слабо, что, возможно, объясняется ослаблением концентрации  спортсмена на собственно спортивных задачах, которые он ставит перед собой, вследствие излишнего внимания процессу общения. Значительно хуже ситуация с результативность спортивной деятельности в случае снижения коммуникативных потребностей (низкий уровень общительности), что затрудняет взаимодействие спортсмена с тренером, другими спортсменами.
  2. У успешных спортсменов-самбистов обнаруживается сочетание в равной степени доверчивости и подозрительности (с небольшим «креном» в сторону доверчивости), в то время как неуспешные спортсмены либо излишне подозрительны, либо излишне доверчивы. Таким образом, как крайняя доверчивость (чрезмерно позитивные установки), так и негативные установки, характеризующие людей подозрительных и настороженных сказываются в деятельности спортсмена-самбиста отрицательно.
  3. Полученные данные по параметру агрессивность позволяют со скепсисом отнестись к общепринятому мнению о положительном влиянии агрессивности спортсменов-единоборцев (в т.ч. борцов-самбистов) на их успешность.Обычно получаемые в исследованиях положительные линейные связи на самом деле связаны только с крайне низким уровнем способности спортсмена к агрессивным действиям. При этом  могут играть свое влияние другие сопутствующие факторы (напр., психодинамические особенности), но не сама агрессивность как таковая. Более того, при сверхвысоких значениях агрессивности результативность деятельности спортсмена-самбиста ухудшается.
  4. Большей успешностью в борьбе самбо обладают лица, способные к адекватной оценке своего потенциала. Вместе с этим склонные к завышению своих возможностей спортсмены несколько более успешны, чем склонные занижать свои возможности и отвергать таковые в случае их наличия (не реализующие потенциал).
  5. Полезность открытости новому положительно влияет на успешность спортсменов-самбистов.  Однако после превышения определенного уровня, влияние склонности спортсменов к новаторству начинает влиять на успешность негативно. Полезность использования в спортивной практике новых, экспериментальных способов действий, методов, приемов с определенного момента снижается и  оптимальной точкой в этом случае следует считать «умеренное новаторство».
  6. Несмотря на положительную динамику связи успешности с учетом спортсменом-самбистомпрошлого опыта, при чрезмерной ориентации на прошлый опыт в результативности спортивной деятельности происходит «обвал». Возможно тенденция связана с тем, что чрезмерная сосредоточенность на опыте прошлого, когда спортсмен начинает излишне концентрироваться на своих ошибках, приводит к менее рациональному прогнозированию и планированию будущей деятельности. Оптимальным здесь является склонность спортсмена-самбиста к учету прошлого опыта несколько превышающая общестатистический уровень.
  7. «Чистые» тактики, акцентирующие внимание на краткосрочном планировании в целом несколько более успешны, нежели «чистые» стратеги. Однако в наибольшей степени успешными оказываются спортсмены, которые не являются «чистыми стратегами» или «чистыми тактиками», а сочетают как постановку ближайших и далеко отстоящих по времени целей.
  8. Самоконтроль, настойчивость и тщательность планирования оказываются близкими по своему влиянию на успешность спортсмена: успешность спортсмена-самбиста повышается с ростом параметра. Однако крайняя степень выраженности (сверхконтроль, сверхнастойчивость, чрезмерно тщательное планирование) приводит к некоторому снижению эффективности. Настойчивость в достижении поставленных целей начинает приобретать форму упрямства, неспособности перестроиться под изменившиеся условия. В свою очередь лица с сверхконтролем, хоть и характеризуются несколько большей выносливостью, способностью к более длительному напряжению, но наряду с этим оказываются менее оперативны, медленнее принимают решения и мобилизуются, более консервативны и склонны к резким «срывам» в случае осложнения ситуации. Излишне детальное планирование для ситуаций поединков будет приводить к снижению уровня оперативного мышления. Для всех параметров оптимальными уровнями можно считать уровень «выше среднего».

Очевидно, что полученные результаты в ходе анализа нелинейных связей особенностей личности спортсмена-самбиста и успешности его спортивной деятельности во многом дополняют, а в ряде случаев ставят под сомнение традиционный взгляд на значимость тех или иных личностных качеств спортсмена.

 

Список используемой литературы

  1. Артёменко Т.Г. Личность юных баскетболистов и целесообразность спортивного совершенствования / Т.Г. Артёменко  // Физическое воспитание студентов. – 2011. № 4. – С. 16-21.
  2. Голохвастова Т.Л. Личность спортсмена-пловца и результативность спортивной деятельности: результаты исследования / Т.Л. Голохвастова, А.Г. Кочетков, Д.С. Щедрин, С.В. Щедрин. // Научное учебное методическое издательство «НУМИ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:  http://numi.ru/docs/59529(дата обращения 09.09.2014).
  3. ЕмшановаHYPERLINK "http://bmsi.ru/authors/3768d5dc-c564-4c5f-b650-32a4f73a6292" Ю.А.Индивидуально-типологические особенности теннисистов и их влияние на соревновательную деятельность / Ю.А. ЕмшановаHYPERLINK "http://bmsi.ru/authors/3768d5dc-c564-4c5f-b650-32a4f73a6292"// Физическое воспитание студентов. – 2011. № 5. – С. 22-25.
  4. Жадан А.Б. Анализ особенностей личности спортсменов, занимающихся боксом / А.Б. Жадан, В.А. Сутула, Н.Г.Самойлов // Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:  http://bmsi.ru/doc/902e7099-7a81-46b8-9b1e-ce4b68d6b0be (дата обращения 12.02.2015).
  5. Занина И.Ю. Индивидуально-психологические особенности спортсмена-бадминтониста и результативность его спортивной деятельности / И.Ю. Занина, Д.С. Щедрин, С.В. Щедрин. // Издательский дом «Информио» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id666/Individualno-psihologicheskie-osobennosti-sportsmena-badmintonista-i-rezultativnost-ego-sportivnoi-dejatelnosti (дата обращения 09.09.2014).
  6. Леевик Г.Е. Личность и деятельность спортсменов-парашютистов / Г.Е. Леевик. - М.: ДОСААФ, 1986. - 149 с.
  7. Толкунова И.В. Индивидуально – психологические различия квалифицированных легкоатлетов и их влияние на результативность соревновательной деятельности / В.Н. Ляшенко, И.В., Толкунова // Физическое воспитание студентов. – 2009. № 2. – С. 97-100.
  8. Федорова О.В. Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации / О.В. Федорова, Е.Н. Фоминова, А.А. Козак // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 116-118.
  9. Щедрин Д.С. Личностные особенности спортсмена и результативность спортивной деятельности: линейные и нелинейные связи (на примере борьбы самбо) / А.Н. Саухин, Д.С. Щедрин // Официальный сайт ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:  http://www.saratovuor.ru/index.php?blog=strcat&category=14 (дата обращения 12.02.2015).
  10. Юров И.А. Психодинамические корреляты спортивной успешности / И.А. Юров // Вестник спортивной науки. - 2012. № 3. - C. 22-26.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*