Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Индивидуально-психологические особенности спортсмена-бадминтониста и результативность его спортивной деятельности.

09.02.2014 2794 5577
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Занина Ирина Юрьевна
Занина Ирина Юрьевна, тренер-преподаватель

Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

В последнее время рядом отечественных ученых: Т.В. Артамоновой [1], А.С. Дамадаевой [3], Ю.А. Емшановой [4], HYPERLINK "http://bmsi.ru/authors/3768d5dc-c564-4c5f-b650-32a4f73a6М.А. Кузьминым [7], И.В. Толкуновой [11],HYPERLINK "http://bmsi.ru/authors/6486ef79-ab8c-487f-ab02-2f67fe84a8fa"О.В. Федоровой [12] и др. проведены исследования личностных качеств спортсменов в разных видах спорта, однако работы по выявлению личностных качеств спортсменов-бадминтонистов и их влияния на результативность спортивной деятельности в литературе отсутствуют.

Исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов-бадминтонистов проведено в ноябре 2012 г. на базе ГОУ ДОД СО СДЮСОШОР «Олимпийские ракетки» г. Саратова. В исследовании приняло участие 14 спортсменов (от 1 разряда до мсмк). Теоретическую базу исследования составили работыГ.Д. Горбунова [2], Е.П. Ильина [5], Б. Кретти [6], Р.М. Найдиффера [8], А.Ц. Пуни [9], Л.К. Серовой [10] и др. Для изучения типологических особенностей личности спортсменов использовалась методика 14F. Качества личности спортсменов, значимые для их спортивной деятельности, определялись посредством выявления корреляционной связи с показателем спортивной результативности. При данной выборке значимыми на уровне Р=0,99 считаются корреляции более 0,65 (соответственно меньше -0,65) и на уровне P=0,95 более 0,5 (меньше -0,5). Данные корреляции отмечены в таблицах знаками ** и *. Показатель результативности спортивной деятельности формировался на базе данных о спортивных разрядах, оцениваемых с учетом спортивного стажа и возраста спортсменов.

1. Психодинамические особенности спортсмена и результативность деятельности.

На основании полученных данных можно говорить о том, что свойства личности данной группы обладают наибольшим влиянием на общую результативность спортивной деятельности. При этом такие черты как выносливость, быстрота, лабильность и скорость адаптации влияют положительно (особенно скорость адаптации и переключаемость), тогда как характеристики, связанные с силой по торможению могут отрицательно влиять на общую успешность (усидчивость, тщательность). Результаты анализа взаимосвязей данной категории представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Корреляция психодинамических особенностей спортсмена и результативности деятельности.

2. Способности спортсмена и результативность деятельности. 

Выявлена отрицательная взаимосвязь между результативностью и уровнем эмпатийных способностей, т.е. способность к сопереживанию может тормозить достижение желаемых результатов. Вместе с тем, умение воздействовать на  других может являться положительным фактором в достижении спортивного успеха.

Установлено отсутствие взаимосвязи результативности деятельности с интеллектуальными способностями, эстетическим вкусом и креативностью, которые, по результатам исследования, не определяют эффективность спортивной деятельности.

В целом, можно говорить о том, что способности спортсмена, обеспечивающие, в целом, его успех в обществе, неоднозначно влияют на спортивные достижения (таблица 2).

Таблица 2.

Корреляция способностей спортсмена и результативности деятельности.

3. Мотивации спортсмена и результативность деятельности. 

Исследование позволило выявить связь результативности спортивной деятельности с явными (заявляемыми, демонстрируемыми) и с неявными (скрытыми) мотивами успешных и неуспешных спортсменов.

При анализе реальных (скрытых) мотивов было выявлено, что  у успешных спортсменов доминируют мотивы личного интереса к деятельности, личных достижений и самореализации. У неуспешных спортсменов ведущую роль занимают мотивы повышения статуса, престижа, коллектива, материальной выгоды.

Интересными представляются результаты анализа противоречий между заявляемыми и скрытыми мотивами. Мотив «отношения с тренером» может показаться малозначимым у группы успешных спортсменов при оценке их поведения (деятельности), однако анализ скрытых мотивов позволяет отнести таковой к важным (значимым) как для первой группы испытуемых (успешные), так и для второй (неуспешные). Связь с мотивом  «коллектив», в данном анализе еще более неоднозначна, поскольку на поверхностном уровне связь с успешностью спортсмена носит положительный характер, тогда как на скрытом уровне – отрицательный, что объяснимо наличием конкуренции между спортсменами, которая, так или иначе, всегда присутствует как в тренировочном процессе, так и в соревновательный период.

Выявлена положительная зависимость между успешностью спортивной деятельности и потребностью во внимании, а также отрицательная зависимость между успешностью спортивной деятельности и ориентацией спортсмена на праздное времяпрепровождение. Если последняя не требует дополнительных комментариев, то потребность во внимании, возможно, при наличии зрителей во время соревнований, способствует успеху спортсмена, тогда как нежелание внимания зрителей у неуспешных спортсменов приводит к снижению спортивных результатов.

Установлено, что социальные потребности не оказывают влияние на спортивные успехи, за исключением позитивной связи успехов и готовности спортсменов находиться в центре внимания других.

В целом, полученные результаты позволяют говорить о том, что успешность спортсменов в наибольшей степени определяется преобладающей ориентацией на самореализацию и личные достижения  и снижением ориентации на материальные выгоды. Результаты анализа взаимосвязей мотиваций спортсмена и результативности деятельности представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Корреляция мотиваций спортсмена и результативности деятельности. 

4. Социально-психологические характеристики спортсмена и результативность деятельности. 

В отличие от мотивационных и психодинамических характеристик, социально-психологические особенности как таковые не носят настолько сильной связи с успешностью спортсмена. По полученным данным мы можем говорить, что на успешности деятельности спортсмена положительно сказываются такие характеристики как естественность в общении с другими, готовность следовать неофициальным нормам и правилам поведения, наряду с независимостью действий и готовностью отстаивать собственную позицию. По уровню общительности успешных спортсменов можно отнести к амбивертам, не обладающим явно выраженными потребностями в общении, но легко налаживающими контакты и социальные связи, когда они считают таковые необходимыми. Тенденция к вредным привычкам, безусловно, негативно сказывается на спортивных результатах.

В целом можно говорить, что наибольшее влияние на успешность спортсмена  из социально-психологических характеристик оказывают социальная смелость, готовность отстаивать собственную позицию и добиваться поставленных целей (таблица 4).

Таблица 4.

Корреляция социально-психологических характеристик спортсмена и результативности деятельности.

5. Деятельностно-психологические характеристики спортсмена и результативность деятельности.

Установлено, что успешные спортсмены в первую очередь характеризуются открытостью новому опыту (радикализм), инициативностью, ориентацией на достижение успехов (как противоположенной тенденции избегания неудач) и явно выраженной решительностью. При этом решительность может носить, и часто носит, характер импульсивности – склонности реагировать на изменения окружающей ситуации автоматически, без достаточного предварительного планирования и тщательного обдумывания ситуации, что позитивно сказывается на итоговой результативности спортсмена. Однозначным является связь успешности спортсмена и его умения сосредоточиться на настоящем, жить по принципу «здесь-и-сейчас».

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о большей успешности в бадминтоне сенсорных типов соционики. Соответственно, прогноз об успешности в бадминтоне интуитивных подтипов сомнителен.

Таблица 5.

Корреляция деятельностно-психологических характеристик спортсмена и результативности деятельности.

6. Особенности эмоциональной сферы спортсмена и результативность деятельности.

В качестве важнейших составляющих спортивного успеха выявлены такие качества личности, как стрессоустойчивость (как умение продуктивно действовать в сложных стрессовых ситуациях), отсутствие тревожности, апатия (или равнодушие, как индифферентное, отстраненное отношение) и экспрессивность (непосредственное выражения эмоций вовне). Если первые две составляющие успеха не требуют развернутых комментариев, то наличие апатии, на наш взгляд, позволяет спортсмену справиться с эмоциями во время соревнований, а экспрессивность наилучшим образом способствует максимально быстрому реагированию спортсмена-бадминтониста на изменение ситуации и обеспечивает наилучшую адаптацию в ситуации «здесь – и – сейчас».

Интересно отметить, что эмоциональность (или спокойствие), в целом, не влияет на достижение спортивных целей.

Можно отметить, что у успешных спортсменов преобладают позитивные эмоции (оптимизм), тогда как неуспешным спортсменам более свойственны негативные эмоции (тревога, скепсис, пессимизм).

Таблица 6.

Корреляция эмоциональной сферы спортсмена и результативности деятельности

Выводы.

В результате исследования установлены следующие индивидуально-психологические особенности спортсменов-бадминтонистов, значимые для успешности спортивной деятельности:

  • психодинамические особенности спортсмена: выносливость, быстрота, лабильность и скорость адаптации;
  • способности: умение воздействовать на  других;
  • мотивации: мотивы личного интереса к деятельности, личных достижений и самореализации, потребность во внимании;
  • социально-психологические характеристики: естественность в общении с другими, готовность следовать неофициальным нормам и правилам поведения, наряду с независимостью действий и готовностью отстаивать собственную позицию, амбивертность;
  • деятельностно-психологические характеристики: открытость новому опыту, инициативность, ориентация на достижение успеха,  решительность, умение сосредоточиться на настоящем и жить по принципу «здесь-и-сейчас»;
  • эмоциональная сфера: стрессоустойчивость, отсутствие тревожности, оптимизм, апатия, экспрессивность.

Негативно на результативности спортивной деятельности в бадминтоне сказываются следующие индивидуально-психологические особенности спортсменов:

  • психодинамические особенности: характеристики, связанные с силой по торможению (усидчивость, тщательность);
  • способности: эмпатийные способности;
  • мотивации: мотивы повышения статуса, престижа, коллектива, материальной выгоды, безопасности, ориентация на праздное времяпрепровождение;
  • социально-психологические характеристики: склонность к вредным привычкам;
  • эмоциональная сфера: негативные эмоции (тревога, скепсис, пессимизм).

Список используемой литературы

  1. Артамонова Т.В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 4 (38). – С. 9-13.
  2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 3-е изд., испр. - М., 2007. - 296 с.
  3. Дамадаева, А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – №    2 (70). – С. 58-63.         
  4. Емшанова HYPERLINK"http://bmsi.ru/authors/3768d5dc-c564-4c5f-b650-32a4f73a6292" Ю.А. Индивидуально-типологические особенности теннисистов и их влияние на соревновательную деятельность // Физическое воспитание студентов. – 2011. № 5. С. 22-25.
  5. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб., 2009. - 352 с.
  6. Кретти Б. Психология в современном спорте / Б. Кретти. - М., 1978. - 224 с.
  7. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. № 2. C. 84-89.
  8. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена / Р.М. Найдиффер. - М., 1979. - 224 с.
  9. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта, — М.,1973, 315 с.
  10. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие / Л.К. Серова. - М., 2007. - 116 с.
  11. Толкунова HYPERLINK"http://bmsi.ru/authors/6486ef79-ab8c-487f-ab02-2f67fe84a8fa" И.В., Ляшенко HYPERLINK "http://bmsi.ru/authors/7b19b0d1-89bd-452d-9d68-40325d9e1526" В.Н. Индивидуально – психологические различия квалифицированных легкоатлетов и их влияние на результативность соревновательной деятельности // Физическое воспитание студентов. – 2009. № 2. С. 97-100.
  12. Федорова О.В., Фоминова Е.Н., Козак А.А.Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации // Физическое воспитание студентов. – 2010. № 2. С. 116-118.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*