Тольяттинский государственный университет (ТГУ) и АО «АВТОВАЗ» подали совместную заявку для участия в федеральном проекте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Передовые инженерные школы» (ПИШ). В ПИШ будут готовить инженерные кадры для автомобильной промышленности, сообщает ТАСС.
Автомобилестроение – одна из системообразующих отраслей промышленности Самарской области, которая объединяет флагмана автомобилестроения РФ АО «АВТОВАЗ» и более сотни предприятий и организаций по производству автомобильных компонентов, техническому обслуживанию, ремонту и переоборудованию автомобилей.
Фото - tltsu.ru
– Отечественные компании, в том числе АВТОВАЗ, испытывали и будут испытывать потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах и освоении новых технологий при проектировании и производстве. Успешная реализация этого проекта позволит обеспечить новыми решениями и компетентным персоналом целый ряд перспективных, стратегически важных для нашей страны проектов в области автомобилестроения, – подчеркивает вице-президент АО «АВТОВАЗ» Дмитрий Михаленко. – Одна из главных задач ПИШ – чтобы выпускники ТГУ, прошедшие обучение по инновационным программам, оставались работать здесь, в реальном секторе экономики.
В рамках конкурса по созданию передовых инженерных школ ТГУ претендует на 680 млн рублей федеральных средств с 2022 по 2024 год. АВТОВАЗ выступает в роли высокотехнологичного партнёра ТГУ.
Решение о создании передовой инженерной школы поддержал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. В случае победы университета в конкурсе на софинансирование программы развития ПИШ «АВТОВАЗ-ТГУ» до 2030 года будут ежегодно выделяться бюджетные ассигнования из средств региона в размере 20 млн рублей. Общий бюджет ПИШ, включая средства от оказания научно-технических и образовательных услуг предприятиям автомобильного кластера, достигнет 3,9 млрд рублей до 2030 года включительно.
– Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, новым материалам и способам конструирования невозможен без высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому принято совместное решение АВТОВАЗа и ТГУ о создании передовой инженерной школы для подготовки инженерной элиты. Подготовка будет основана на реальной проектной деятельности. К этому мы идем, начиная с 2017 года, когда соответствующая концепция была принята в рамках программы развития ТГУ до 2021 года как опорного университета. Эта концепция развивается нами в соответствии с новой Программой развития ТГУ до 2030 года, поддержанной на федеральном уровне по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Проект создания ПИШ «АВТОВАЗ –ТГУ» – это фокусировка на подготовке инженеров в интересах автомобильной отрасли, – заявил ректор ТГУ Михаил Криштал.
Особенностью подготовки станет непосредственное участие будущих и уже дипломированных молодых инженеров в прорывных исследованиях и разработках по основным научным направлениям ПИШ, направленным на решение фронтирных инженерных задач.
– ПИШ должна обеспечивать подготовку высококвалифицированных инженеров, готовых к самостоятельной инженерной деятельности, решению комплексных инженерных задач, широко эрудированных в своей сфере, понимающих роль научных исследований, знающих фронтиры мировой научной повестки и понимающих тенденции по появлению и развитию инноваций в своей профессиональной сфере. Такой инженер должен уметь работать в команде, знать современные методы и инструменты управления проектами, владеть профессиональными программными продуктами. Он должен понимать ценность создаваемых им инновационных продуктов, видеть их коммерческий потенциал и уметь защищать результаты интеллектуальной деятельности. Подготовить такого инженера можно только в соответствующей среде в реальной профессиональной деятельности рядом с опытными наставниками, решая актуальные комплексные задачи, включающие полный жизненный цикл изделия – НИР, ОКР, технологические работы, создание опытных образцов, подготовку производства, эксплуатацию и утилизацию. – подчеркнул Михаил Криштал.
Для решения фронтирной инженерной задачи сформирован целый пул исследований и инновационных разработок, сгруппированных в четыре крупные научные проекты-программы, задающие основные направления работ.
Прежде всего, это реинжиниринг высокотехнологичных автокомпонентов, с использованием передовых технологий и инновационных решений. Этот проект направлен, на реинжиниринг автокомпонентов, которые импортировались и не имеют производственных аналогов в РФ. Планируется создать полный комплекс инжиниринговых услуг и инновационных разработок в интересах индустриального партнера и его поставщиков.
Фото - tltsu.ru
Второе направление – технологии декарбонизации, включающие полный жизненный цикл транспортного средства, в том числе разработку и проектирование систем и компонентов силового агрегата, работающих на альтернативном топливе.
– Ещё одно важное направление – создание функциональных материалов и инжиниринг поверхности. У ТГУ имеется серьёзный научно-инновационный задел в области новых материалов, в том числе по созданию магниевых сплавов и технологий их обработки. Серьезные разработки по инжинирингу поверхности и покрытиям, в том числе методам плазменно-электролитического оксидирования, газопламенного и газопламенного напыления, ионно-вакуумного напыления. Разработаны технологии создания облегченных пеноматериалов на основе алюминия и магния. Есть опыт работы с термопластичными полимерными композитами, компетенции по ультразвуковым технологиям и широкому спектру технологий сварки, – отметил директор института машиностроения ТГУ Александр Селиванов.
Четвёртое научное направление – «Цифровые двойники изделий и сквозные передовые производственные технологии». Проект направлен на создание платформенных решений на основе цифровых двойников для локализации их производства на российских предприятиях.
ПИШ «АВТОВАЗ-ТГУ» станет новым структурным подразделением университета. В него войдут инжиниринговый центр «Автомобильные системы и технологии», а также 6 специализированных научно-исследовательских лабораторий по тематикам научных направлений и программ НИОКР, согласованных со службой исполнительного вице-президента по инжинирингу АО «АВТОВАЗ».
Передовая инженерная школа будет строиться на базе Высшей инженерной школы (ВИШ) ТГУ. Она создавалась в рамках программы развития ТГУ как опорного университета с 2017 года и включает в себя Центр робототехники, Центр машиностроения, Центр IT-student и Центр «Формула станок». На базе кластера «ВИШ» реализуются междисциплинарные проекты по разработке и созданию транспортных средств для участия университетских команд в международных инженерно-спортивных соревнованиях.
– Команда «Формула Студент ТГУ» – абсолютный лидер в России, четырёхкратный победитель соревнований «Формула Студент Россия» (2018 – 2021 гг.). При этом команда ТГУ стабильно является первой среди 11 российских команд, представленных в международном рейтинге Formula Student Combustion и Electric, занимая в нём 197 позицию из более 600 команд (по данным на конец 2021 года), – отмечает заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения ТГУ Александр Бобровский. – Кроме того, наши студенты сконструировали лодку на солнечных батареях, с которой добились победы в международных соревнованиях Wildauer Solarbootregatta-2019 в Вильдау (Германия), с электромотоциклом собственной разработки, на который получен патент, выиграли международные гонки Barcelona Smartmoto Challenge.
В случае победы в конкурсе Александр Бобровский станет руководителем передовой инженерной школы. К работе в ПИШ привлекут порядка 30 сотрудников из числа научно-педагогического состава институтов ТГУ, в том числе 6 докторов наук и 22 кандидата наук, а также ведущих инженеров из автомобильной отрасли. Ожидается, что в рамках ПИШ будет разработано и внедрено не менее 14 новых образовательных программ опережающей подготовки инженерных кадров (магистерских, бакалаврских, ДПО). Обучение будет проходить в том числе и на инженерных и производственных площадках АО «АВТОВАЗ».
Запуск первой совместной программы повышения квалификации «Целевая подготовка кадров для работы в службе инжиниринга» планируется уже в 2022 году.
*ТГУ (с 1966 по 2001 год Тольяттинский политехнический институт) был создан как самостоятельный вуз (с 1951 по 1966 год был филиалом Куйбышевского политехнического института) в рамках постановления Совета министров СССР для кадрового обеспечения АВТОВАЗа и по сей день является главной кузницей инженерных кадров для автогиганта. Доля выпускников ТГУ в числе сотрудников предприятия АО «АВТОВАЗ» с высшим образованием составляет 30,9% (по данным аналитического агентства «Автостат»).
Начиная с 2001 года не реже, чем раз в пять лет ТГУ и АВТОВАЗ подписывают генеральный договор о сотрудничестве, а в 2020 году был создан консорциум «АВТОВАЗ – ТГУ». (в рамках Программы развития ТГУ до 2030 года по программе академического стратегического лидерства «Приоритет-2030», участником которой стал ТГУ как получатель базового гранта).
За последние пять лет по 46 программам дополнительного профессионального образования в ТГУ прошли обучение 1626 специалистов АО «АВТОВАЗ». С 2012 по 2021 год по программе дополнительной подготовки в интересах автоконцерна, а также по согласованным программам высшего образования, подготовлено и трудоустроено на предприятие 199 выпускников ТГУ.
Источник: Пресс-служба ТГУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.