Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдной из стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. В образовательном процессе во главу угла ставятся не знания, а личность студента, т.е. его личные качества, в том числе компетентность, поэтому в последнее время одним из основных подходов к образованию стал компетентностный подход.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и жизни. При таком подходе знания становятся познавательной базой компетентности специалиста, медицинского работника.
Выпускника Якутского медицинского колледжа, современного специалиста выделяют следующие качества:
Компетентность студента как будущей медсестры, лаборанта, акушера, да и специалиста в целом формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей, применяемые преподавателями общегуманитарных и социальных дисциплин. При таком обучении студент осваивает новые виды опыта: опыт проектирования, сотрудничества, общения, творчества и т.д. Продуктом деятельности студента может выступать учебно-исследовательская работа, доклад, реферат, гербарий, социальные проекты.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Непременным условием проектной деятельности является наличие выбранных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Проектное обучение является непрямым, и здесь главными являются не результаты, а в большей степени сам процесс. Образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активных субъектов поисковой деятельности, что дает возможность раскрытию общих компетенций студентов.
Преподаватели, применяемые проектную методику добиваются:
К сожалению, большинство учебных проектов выполняется в рамках внеаудиторной деятельности, что требует дополнительных усилий, увеличивает нагрузку и отнимает много времени.
Решая проблему механизма реализации проектной учебно-исследовательской работы студентов, нами предлагается модель гуманитарных проектов в рамках самостоятельной работы студентов по общегуманитарным и социальным дисциплинам. При этом мы исходим из учебных и воспитательных возможностей студента, его интересов, склонностей, потребностей. Проектирование целей (результатов) образования каждого студента необходимо еще и для того, чтобы можно было управлять индивидуальной образовательной траекторией студента.
Гуманитарный проект – это модель предлагаемых изменений в собственной нравственной позиции или в ближайшем социальном окружении. Гуманитарные проекты могут быть направлены на:
Гуманитарные проекты требуют ориентированность на существующие и формирующиеся в общественных отношениях ценности. Тематика проектов может быть связана с представлениями о том, каким нужно быть в этом мире, какими качествами обладать, что делать, чего добиваться в жизни и к чему стремиться, чтобы стать благополучным, также посвященные постижению прекрасного в природе, изобразительном искусстве, в музыке, в людях, их судьбах, поступках, в народном творчестве и т.д.
К проекту предъявляются ряд требований:
Анализ литературы по вопросам проектирования позволяет делать вывод, что технология создания учебно-исследовательского проекта предусматривает выполнение ряда этапов:
Это переориентирует исследовательскую работу студентов традиционной цели – усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыт творческой деятельности – на развитие способности к самоуправлению собственной учебно-познавательной деятельностью. В этом процессе обучающийся приобретает субъективный опыт и личностный смысл учения, а преподаватель создает для этого благоприятные условия.
Таким образом, в процессе обучения студентов колледжа, главным является не усвоение готовых знаний, а развитие способностей и готовности к новым методам познания, дающим возможность самостоятельно добывать информацию, творчески ее использовать, что позволяет ориентировать студентов путях, способах самовоспитания и самообразования. При этом кардинально меняется и функция преподавателя. Он становится не транслятором, а навигатором-консультантом в потоке информации, что в свою очередь способствует формированию специальных компетенций будущих специалистов.
Использованная литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.