Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование специальных компетенций студентов через технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности

26.12.2014 602 1160
Хамаганова Татьяна Викторовна
Хамаганова Татьяна Викторовна, старший методист

Сергеева Лена Робертовна
Сергеева Лена Робертовна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Одной из стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. В образовательном процессе во главу угла ставятся не знания, а личность студента, т.е. его личные качества, в том числе компетентность, поэтому в последнее время одним из основных подходов к образованию стал компетентностный подход.

 

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

 

Для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и жизни. При таком подходе знания становятся познавательной базой компетентности специалиста, медицинского работника.

 

Выпускника Якутского медицинского колледжа, современного специалиста выделяют следующие качества:

  • Персональная ответственность;
  • Способность к совместной работе для достижения общей цели;
  • Готовность разрешать другим принимать самостоятельные решения;
  • Способность разрешать конфликты;
  • Способность эффективно работать в качестве подчиненного;

 

Компетентность студента как будущей медсестры, лаборанта, акушера, да и специалиста в целом формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей, применяемые преподавателями общегуманитарных и социальных дисциплин. При таком обучении студент осваивает новые виды опыта: опыт проектирования, сотрудничества, общения, творчества и т.д. Продуктом деятельности студента может выступать учебно-исследовательская работа, доклад, реферат, гербарий, социальные проекты.

 

Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.  Непременным условием проектной деятельности является наличие выбранных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Проектное обучение является непрямым, и здесь главными являются не результаты, а в большей степени сам процесс. Образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активных субъектов поисковой деятельности, что дает возможность раскрытию общих компетенций студентов.

 

Преподаватели, применяемые проектную методику добиваются:

  • Повышения уровня активности студентов и качества знаний;
  • Интеграции между предметами различных образовательных областей;
  • Поддержания непрерывной обратной связи.

 

К сожалению, большинство учебных проектов выполняется в рамках внеаудиторной деятельности, что требует дополнительных усилий, увеличивает нагрузку и отнимает много времени.

 

Решая проблему механизма реализации проектной учебно-исследовательской работы студентов, нами предлагается модель гуманитарных проектов в рамках самостоятельной работы студентов по общегуманитарным и социальным дисциплинам. При этом мы исходим из учебных и воспитательных возможностей студента, его интересов, склонностей, потребностей. Проектирование целей (результатов) образования каждого студента необходимо еще и для того, чтобы можно было управлять индивидуальной образовательной траекторией студента.

 

Гуманитарный проект – это модель предлагаемых изменений в собственной нравственной позиции или в ближайшем социальном окружении. Гуманитарные проекты могут быть направлены на:

  • привлечение внимания к актуальным проблемам окружающих людей;
  • включение студентов в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем;

 

Гуманитарные проекты требуют ориентированность на существующие и формирующиеся в общественных отношениях ценности. Тематика проектов может быть связана с представлениями о том, каким нужно быть в этом мире, какими качествами обладать, что делать, чего добиваться в жизни и к чему стремиться, чтобы стать благополучным, также посвященные постижению прекрасного в природе, изобразительном искусстве, в музыке, в людях, их судьбах, поступках, в народном творчестве и т.д.

 

К проекту предъявляются ряд требований:

  1. Должен содержать кроме целей, задач и т.д. этапы и конкретные сроки их реализации, видимые результаты, графики выполнения работ.
  2. Последовательность и связанность логики построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга.
  3. Жизнеспособность проекта, который имеет определенные перспективы развития в дальнейшем, возможности для реализации в других условиях.

 

Анализ литературы по вопросам проектирования позволяет делать вывод, что технология создания учебно-исследовательского  проекта предусматривает выполнение ряда этапов:

  • Постановка цели, выявление проблемы, формулировка задач;
  • Выбор методов исследования;
  • Актуализация знаний и самообразование при консультативной помощи преподавателя;
  • Составление программы исследования;
  • Проведение исследования;
  • Обобщение результатов, выводы;
  • Реализация проекта;
  • Анализ успехов и ошибок, рефлексия;
  • Информирование общественности о результатах реализации проекта;

 

Это переориентирует исследовательскую работу студентов традиционной цели – усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыт творческой деятельности – на развитие способности к самоуправлению собственной учебно-познавательной деятельностью.  В этом процессе обучающийся приобретает субъективный опыт и личностный смысл учения, а преподаватель создает для этого благоприятные условия.

 

Таким образом, в процессе  обучения студентов колледжа, главным является не усвоение готовых знаний, а развитие способностей и готовности к новым методам познания, дающим возможность самостоятельно добывать информацию, творчески ее использовать, что позволяет ориентировать студентов путях, способах самовоспитания и самообразования. При этом кардинально меняется и функция преподавателя. Он становится не транслятором, а навигатором-консультантом в потоке информации, что в свою очередь способствует формированию специальных компетенций будущих специалистов.

 

Использованная литература

  1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, 1995. №6.
  2. Данилов М.Н. Ключевые аспекты профессиональной подготовки к проектной деятельности студентов // Среднее профессиональное образование, 2010. №9.
  3. Зюлин В.В. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов // Среднее профессиональное образование, 2010. №9.
  4. Журавлева Т.В. Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ссуза в процессе гуманитарной подготовки. Казань, 2004.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*