Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности использования технологии «Педагогическая мастерская» в начальной школе

09.01.2024 152 202
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Кытманова Олеся Андреевна
Кытманова Олеся Андреевна, студент

Вятский государственный университет

Даже мгновенное озарение  может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска.

В. Ф. Шаталов

 

Каждая педагогическая технология направлена на совершенствование воспитательно-образовательной деятельности, реализуемая посредством использования эффективных методов и средств. Одной из таких педагогических технологий является педагогическая мастерская. Под данным понятием подразумевают технологию, при помощи которой учитель-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

В ходе работы мастерской каждый учащийся совершает открытие как в предмете, так и в самом себе. Педагог же в данном случае выступает в роли мастера: наставника, помощника, который подбирает необходимый материал, продумывает ход работы мастерской и позволяет каждому ребёнку проявить себя через творчество.

Педагогическая мастерская является актуальной и значимой технологией на данный момент, поскольку она решает много важных задач:

  • создаёт условия для формирования универсальных учебных действий;
  • оказывает благоприятное эмоциональное влияние на учащихся;
  • вызывает у учащихся интерес, воспитательно-познавательную потребность;
  • применяет разные эффективные методы и приёмы и др.

Педагогическая мастерская является инновационной технологией, которая осуществляет деятельностный подход, отвечающий требования Федерального государственного образовательного стандарта. Технология за счёт разной и интересной деятельности пробуждает у детей интерес к творчеству, а педагогу позволяет избежать профессионального выгорания.

Представленная технология в процессе реализации придерживается определённых принципов:

  1. Равенство всех участников мастерской, включая мастера-учителя.
  2. Каждый участник имеет право на ошибку.
  3. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника.
  4. Предоставление свободы в пределах разумного.
  5. Наличие элемента загадочности, неопределённости.
  6. Главным принципом взаимодействия является диалог.

В ходе работы педагогической мастерской педагог должен соблюдать не только перечисленные принципы, но и ряд правил:

  1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
  2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
  3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
  4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.
  5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

Основной особенностью педагогической мастерской являются этапы её реализации. Данных этапов семь: индукция, деконструкция, реконсрукция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия. Рассмотрим этапы, а также  как их используют на практике в начальной школе на уроке математики. Урок посвящён теме, которая изучается во 2 классе, «Порядок действий в выражениях без скобок».

  1. Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Фрагмент урока:

- Начинаем урок математики! Всем желаю хорошего настроения и успехов в работе!

- Прочитайте высказывание: «Порядок время бережёт!»

- Какие ассоциации возникают у вас со словом порядок? Нарисуйте или напишите на листочках… (Затем дети делятся своими записями, знакомятся со значениями данного слова, определяют какое значение слово «порядок» подходит к урокам математики). 

  1. Деконструкция – возникновение проблемной ситуации, отделение известного от неизвестного, создание информационного запроса.

Фрагмент урока:

- Я предлагаю вам сейчас найти значение данного выражения: 32 – 32 : 4 ∙ 2 + 3 ∙ 5.

- Что нового в этом задании? (В выражении есть все четыре действия.)

- Выполните это задание.

- Итак, проверим работу. (Дети озвучивают свои ответы).

- Как вы думаете, почему у вас получились разные варианты ответов в одном и том же выражении? (Не знаем правила порядка действий).

Далее дети формулируют с помощью педагога тему и цель урока.

  1. Реконтрукция – обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. Учащиеся работают в парах.

Фрагмент урока:

- Сейчас вам предстоит поработать в парах. Подумайте, в какой последовательности необходимо выполнить действия в данном выражении (32 – 32 : 4 ∙ 2 + 3 ∙ 5), чтобы ответ получился 31. Сделайте вывод. (Дети работают в парах, делают выводы.)

- Какой вывод вы можете сделать? (Сначала выполняются по порядку действия умножение или деление, а потом сложение или вычитание.) 

  1. Социализация – это соотнесение группой своей деятельности с деятельностью других групп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

Фрагмент урока:

- Следующим  шагом я предлагаю поработать вам в группах и  составить эталон к правилу, которое вы только что сформулировали. (Дети работают в группах. После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов. Дети ходят и смотрят работы других групп.)

  1. Афиширование – это наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.

Фрагмент урока:

После того, как группы представят свои работы, учитель вывешивает свой вариант эталона, проводится анализ работ.

  1. Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.

Фрагмент урока:

Педагог демонстрирует учащимся эталон, который предлагает автор учебника. Учащиеся рассматривают эталон, сравнивают свои работы, находят и исправляют допущенные ошибки. Далее анализируют изученное правило.

- Итак, с каких действий вы начинаете вычисления? (С действия умножения или деления).

- В каком порядке? (Слева направо).

- А затем? (Действия сложения или вычитания).

-  В каком порядке? (Также, слева направо).

-  Ребята, вы смогли успешно справиться с затруднением!

- Что теперь вы можете? (Находить значения выражений без скобок, но содержащих все четыре арифметических действия).

  1. Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой им деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской.

Педагогическая мастерская – интересная и необычная технология, которая имеет как достоинства, так и недостатки. Начнём с отрицательной стороны. Поскольку в данной технологии выделен принцип безоценочности, нет как такового контроля. Из-за этого трудно выявить, все ли учащиеся поняли тему урока и усвоили верное правило. Также небольшим минусом является то, что учащимся даётся практически полная свобода, т.е. отсутствует принуждённости выполнения заданий. Некоторые учащиеся будут усиленно трудиться, стараться, поскольку им интересно, другие же могут ни прикладывать никаких усилий.

Перейдём к достоинствам данной технологии. В ходе работы создаётся приятный эмоциональный фон, учащиеся могут дать простор своему воображению и творчеству. Отсутствует критика в адрес учащихся, благодаря этому ребенок не боится ошибиться. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания и корректируют полученные результаты. Благодаря работе в парах и группах дети учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки и др.

Таким образом, использование в учебном процессе педагогических мастерских способствует стимулированию их учебно-познавательной активности, развитию творческих способностей, исследовательских и познавательных умений учащихся. Названные умения выступают основой для дальнейшего развития образовательных и социально-личностных компетенций учащихся.

Список использованной литературы

  1. Акутина, С.П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании [Текст] / С. П. Акутин // Молодой ученый. – 2015. – № 12 (92). – 700-703 с.
  2. Васильева, Г.Т. Педагогическая мастерская как инновационная технология [Текст] / Г. Т. Васильева // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО, 2011. – № 4. – 62-67 с.
  3. Степанова, Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские [Текст] / Г. В. Степанова. – М.: ЦГЛ, 2006. – 216 с.
  4. Татаринцева, А. В. Особенности использования на уроках педагогической технологии творческих мастерских [Текст] / А. В. Татаринцева // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). – 440-441 с.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности использования технологии «Педагогическая мастерская» в начальной школе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*