Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение клинического сценария для оценки практических компетенций обучающихся

25.10.2023 185 246
Ибатуллина Луиза Нургаяновна
Ибатуллина Луиза Нургаяновна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

Одно из главных направлений в сфере образования является необходимость усиления практического аспекта подготовки будущих специалистов. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. И с целью повышения эффективности усвоения учебного материала совершенствуются  средства симуляционного обучения.

На сегодня в качестве ведущего инструмента достижения образовательных результатов является решение клинических сценариев в симулированных условиях, максимально отражающих реальную профессиональную ситуацию. Решение клинического сценария обеспечивает комплексный подход в освоении умений, при котором технические навыки формируются совместно с коммуникативными навыками, с умениями оказывать помощь в командном взаимодействии, обеспечивая инфекционную безопасность и т.д.

Использование в учебном процессе технологии симуляционного обучения позволяет без вовлечения в учебный процесс пациентов на доклиническом этапе предварительно освоить практические манипуляции, в дальнейшем обеспечивает более эффективное обучение в условиях учебной и производственной практик с меньшим количеством ошибок.

Изучение компетенций необходимо в профессиональной подготовке будущих медицинских сестер, учитывая реальные потребности практического здравоохранения. Важно не только овладеть новыми знаниями и умениями, но и уметь их правильно применять в практических условиях.

Цели клинического сценария:

  • совершенствование профессиональных и общих компетенций;
  • проверка теоретической и практической готовности студентов;
  • формирование профессионального потенциала для самореализации, способности к самообразованию и готовности к выполнению профессионального долга;
  • формирование у будущих специалистов социально-значимых качеств личности, милосердия, сострадания, любви к профессии;
  • создание условий для формирования и развития творческого потенциала студентов.

Задачи сценария:

  • совершенствование профессиональной компетентности;
  • повышение престижа профессии и значимости роли медицинской сестры.

Клинические сценарии в симулированных условиях широко применяются преподавателями ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж» на практических занятиях по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

Рассмотрим применение клинического сценария на практическом занятии по теме «Сестринский уход при нарушениях мозгового кровообращения», который учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта (третьего поколения) по специальности 34.02.01 Сестринское дело в рамках изучения  ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Место проведения: аудитории, имитирующей место  ситуации  (палата неврологического отделения)  с использованием симуляционного оборудования в виде ролевой игры.

Участники симуляции: медицинская сестра (студент), стандартизованный пациент (статист).

Оснащение:

1) видеопроектор, экран (интерактивная доска), компьютер эксперта;

2) видеокамера для осуществления видеорегистрации с целью объективизации действий слушателей при  выполнении учебной задачи;

3)   расходные материалы одноразового применения.

Цель занятия: отработка профессиональных компетенций  медицинских сестер при осуществлении сестринского ухода за пациентами  в условиях медицинской организации.

Актуализация темы: достижение поставленных целей и задач при выполнении клинического сценария возможно в случае высокой  заинтересованности студентов, что может быть достигнуто предложением их вниманию симуляционного задания, способствующего  успешному формированию профессиональных компетенций при  осуществлении сестринского ухода за пациентом при остром нарушении мозгового кровообращения.

Перечень профессиональных умений (навыков), которые должны быть сформированы у студента  за время обучения:

  • коммуникативные навыки постовой медицинской сестры при предоставлении медицинских услуг по уходу за тяжелобольным с Острым нарушением мозгового кровообращения;
  • субъективное и объективное обследование пациента;
  • определение нарушенных потребностей пациента;
  • составление плана ухода (сестринских вмешательств) в соответствии с нарушенными потребностями;
  • осуществление смены постельного белья;
  • выполнение кормления пациента с ложечки;
  • проведение профилактики пролежней;
  • проведение беседы в соответствии с нарушенными потребностями;
  • заполнение медицинской документации.

Для успешного выполнения задания студенту необходимо учитывать следующую последовательность:

  1. Изучить задание.
  2. Оценить клиническую ситуацию.
  3. Выделить ключевые моменты задания.
  4. Составить план действий по выполнению задания.
  5. Демонстрировать выполнение задания.
  6. Объявить преподавателю о завершении работы.
  7. Обсуждение выполненных заданий, обмен личными впечатлениями, просмотр видеозаписи выполнения задания, разбор положительных моментов и ошибочных действий.

Определение степени и качества достижения целей клинического сценария  проводится следующими методами: метод экспертной оценки (проводится преподавателем на основе оценочных листов); метод ранжирования результатов клинического сценария.

Оценка выполненных заданий производится в соответствии с оценочными листами  и Шкалой итоговой оценки.

Применение клинических сценариев способствует формированию не только профессиональных компетенций, но личностных результатов студента. Они позволяют заложить понятия этики и деонтологии профессиональной деятельности, объективно оценить сформированность профессиональных компетенций, готовность к выполнению профессиональных задач и способствуют повышению конкурентоспособности медицинских кадров.

 

Список литературы:

  1. Абдурахимова Л.А. Симуляционное обучение: особенности учебного курса в медицинском образовании // Современное образование, 2021.
  2. Лила А.М., Лопатин З.В. Построение занятия с использованием симуляционных методик // Специалист медицинского симуляционного обучения глава в книге. Москва : Росомед, 2016.
  3. Мельникова И.И. Симуляционное обучение медицинских сестер – актуальность и перспективы // Сестринское дело, 2014.
  4. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент// Фундаментальные исследования –2011.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение клинического сценария для оценки практических компетенций обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*