Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению (на примере КГБПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж»)

06.10.2023 138 180
Лунина Юлия Владимировна
Лунина Юлия Владимировна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г.С. Макарова

Инклюзивное образование является на сегодняшний день приоритетным направлением развития системы образования России. Этот процесс требует осознания смысла, ценностей инклюзии, а также разработки методических и практических материалов, активного, последовательного распространения наиболее успешного опыта

Оценка инклюзивного процесса в образовательной организации (ОО) является актуальной задачей современной отечественной педагогической науки и практики, поскольку позволяет обеспечить выполнение законодательных норм в сфере инклюзивного образования, а также наметить определенные механизмы совершенствования практики реализации инклюзивного образовательного процесса.

В составе базовых индикаторов состояния инклюзивной среды в КГБПОУ ХГМК выделяются следующие компоненты:

  1. Обеспечение высоких ожиданий от всех обучающихся и минимизация дискомфорта для каждого члена инклюзивной группы.
  2. Формирование чувства принадлежности к студенческому коллективу и реальное участие каждого субъекта образовательного процесса в жизни колледжа.
  3. Формирование доступной учебной среды и методов обучения.
  4. Обеспечение необходимых форм поддержки.
  5. Непрерывность процедур оценивания и комплексная оценка процесса обучения.
  6. Опора на ценности взаимодействия и рационального распределения существующих ресурсов.
  1. Командный подход к разрешению проблемных ситуаций в условиях инклюзии.
  1. Ориентация на построение социального взаимодействия, культуры общения, диалога и дружеских взаимоотношений в инклюзивном коллективе.
  1. Опора на систему планирования и подготовку обучающихся к

инклюзивной модели жизнедеятельности во взрослом возрасте.

  1. Формирование у обучающихся самоопределения личности.
  2. Внедрение системы действий по улучшению образовательной среды.
  3. Постоянство профессионального развития педагогического персонала [3, 5].

Механизм развития инклюзивного процесса работает на основе обсуждения всеми субъектами образовательного процесса следующих моментов:

– препятствий и трудностей их (субъектов) включения в процесс;

– внешних и внутренних ресурсов, необходимых для включения в процесс;

– планирования согласованных мер по устранению этих препятствий и достижению поставленных целей.

На основе этого взаимодействия формируется инклюзивное сообщество, основой которого становится ценность развития потенциала каждого участника инклюзивного образовательного процесса, учет разнообразных интересов участников сообщества, согласование их в процессе реализации.

В данной работе авторы описывают опыт преодоления препятствий и трудностей включения в инклюзивный образовательный процесс педагогического коллектива колледжа.

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения (далее ППС) разработаны программно-методическое обеспечение образовательного процесса, адаптированного под особенности, потребности и возможности обучающихся. Реализуется кураторское сопровождение обучающихся группы.

ППС сопровождение, реализуемое в КГБПОУ ХГМК с 2021 года, представляет собой систему, которая включает: изучение образовательного потенциала обучающихся, определение проблем и поиск возможных путей разрешения, выработку программы совместных действий участников образовательного процесса, контроль за ее реализацией и коррекцией, а также оказание необходимой адресной помощи (в том числе контроль учебы обучающегося с особыми образовательными потребностями в соответствии с графиком учебного процесса).

Сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ связано со структурой образовательного процесса, определено его целями, содержанием и методами и реализуется колледжем по следующим основным направлениям:

психолого-педагогическое сопровождение, осуществляется для лиц имеющих трудности в обучении, общении и социальной адаптации. Сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, на его профессиональное становление с помощью процедур психодиагностики и коррекции нарушений развития (организуется куратором группы и педагогом-психологом) [2].

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему деятельности по формированию необходимого уровня социализации, развитию коммуникативных навыков и мотиваций, укреплению и сохранению психологического здоровья, повышению психических ресурсов и адаптационных возможностей обучающихся с инвалидностью и/или с ОВЗ, гармонизации их психического состояния, развитию психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всего контингента обучающихся, родителей, педагогов, а также непрерывному обучению педагогического коллектива специальным методам обучения и коммуникации с обучающимися.

В психолого-педагогическом сопровождении используются методы социодиагностики и социомониторинг – как регулярное определение имеющегося вектора потребностей всех категорий, представленных в колледже, с последующим проведением специальной работы по обеспечению самоопределения и информирования всех субъектов образовательной деятельности. Данные методы можно использовать в качестве диагностического, проектирующего, формирующего и развивающего образовательную среду инструмента как одного из условий повышения эффективности социально-психолого-педагогического сопровождения всего контингента обучающихся, в том числе студентов с особыми образовательными потребностями;

организационно-педагогическое сопровождение, реализуется совместными усилиями педагогического коллектива, куратором группы, педагогом-психологом, административным ресурсом, сторонними организациями, оказывающие помощь людям с инвалидностью и ОВЗ.

Организационно-педагогическое сопровождение в сфере профессионального образования призвано обеспечить студентам интеграцию в образовательную и профессиональную среду, обеспечить реальную возможность получения профессионального образования, помочь студентам сформироваться в качестве квалифицированных специалистов, научить адаптироваться к окружающей среде с момента поступления в образовательную организацию до трудовой деятельности [2].

В рамках образовательного процесса в КГБ ПОУ ХГМК создается атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование позитивной, социально направленной учебной мотивации.

В освоении профессиональных компетенций важную роль играют организация активной практической деятельности обучающегося, использование всех модальностей восприятия при подаче материала (визуальной, аудиальной, кинестетической), положительное эмоциональное подкрепление, подготовка и применение наглядного материала, дозирование объема предъявляемого материала, уровня его сложности в соответствии с особыми образовательными возможностями и потребностями студентов;

социальное-воспитательное сопровождение – решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в образовательной организации. Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся в процессе обучения, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения (организуется куратором группы, сотрудниками отдела воспитательной работы, работниками общежития, администрацией колледжа).

Реализация задач социально-воспитательного сопровождения ведется посредством:

  • оказания консультационной и организационно-методической помощи обучающимся по вопросам социальной защиты и реабилитации;
  • предоставления информации о правовых основах социальной защиты и реабилитации, подключения юридического отдела в проблемных ситуациях;
  • содействия в разрешении личных проблем (связанных с культурно-досуговой деятельностью через включение обучающегося в кружки дополнительного образования, участие в праздничных мероприятиях и концертах, в социально значимых проектах, в походной деятельности туристического клуба, спортивных мероприятиях, в представлении интересной информации о колледже на своих страницах в социальных сетях; с планированием (индивидуализацией) своей образовательной траектории через вовлечение в участие в индивидуальных проектах, профориентационных мероприятиях, в проведении профилактических мероприятий для сверстников своего и других учреждений, конкурсах профессионального мастерства Abilympics.
  • адаптационного обучения (при необходимости) студентов, в том числе с особыми образовательными потребностями (обучающие занятия по культуре речи; занятия по внешнему виду; по организационно-бытовым проблемам при получении жилья, в период начала самостоятельного проживания и т.п.);
  • содействия в обеспечении техническими средствами реабилитации (при необходимости).

Данные виды сопровождения обеспечивают комплексность и эффективность сопровождения образовательного процесса и последующего профессионального становления конкурентоспособного выпускника.

Цель сопровождения – создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации.

Задачи. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на удовлетворение психологических потребностей развития личности обучающегося, отвечает за создание условий реализации индивидуально-личностного потенциала, предотвращение возникновения личностных нарушений или остановок в личностном развитии, оказывает содействие в разрешении внутренних конфликтов личности и возобновлении личностного роста, поиске скрытых ресурсов развития подростка и сохранении психологического здоровья.

 Организационно-педагогическое сопровождение гарантирует взаимодействие и сопутствие педагога обучающемуся в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории, возможность самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, помогает обучающемуся найти опору в его собственных возможностях.

Социальное-воспитательное сопровождение отвечает за поддержку обучающегося в построении социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, преодоление трудностей социализации, способствует адаптации обучающегося с особыми образовательными потребностями к новым жизненным ситуациям.

Основной задачей сопровождения является создание условий для полноценной и качественной жизни человека, в том числе с особыми образовательными потребностями, в рамках образовательного пространства, выстраивание вектора успешной социализации в обществе, количественные и качественные критерии оценивания сопровождения представлены в приложении 1.

Целевая аудитория: группа студентов, обучающихся по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). Обучение ведется в очной форме.

Характеристика целевой группы:

– Всего10 человек, из них 50%  мужчин, 50% женщин.

– 6 человек в возрасте 39-45 лет, 1 человек в возрасте 54 лет, 1 человек в возрасте 32 лет, 2 человека в возрасте 23-24 года.

На основе полученных результатов тестирования и ежедневных контактов,  авторы так же делают вывод, что в целом в группе присутствует тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, так как у 40 % опрошенных присутствует такая черта характера, как конформность.

Из 10 человек, трое являются тотально слепыми с детства, 7 человек имеют приобретенную инвалидность в результате травм, несчастных случаев, заболеваний, они отметили, что  оказались перед лицом совершенно новой проблемной ситуации. Для них дефект стал сильно действующим фактором, деформирующим прежний, привычный образ жизни. Им приходится пройти через ресоциализацию, т.е. приобретать новые знания, навыки, опыт, позволяющие выстраивать удовлетворительный, социально приемлемый образ жизни, приспосабливаться к возникшему дефекту. Следует подчеркнуть, что процесс ресоциализации людей, ставших инвалидами по зрению в зрелом возрасте, оказывается более сложным, чем инвалидов с детства. Так как они оказываются в новой для них ситуации внезапно, имея сложившиеся черты характера, образ жизни, привычки [1,7]. Человеку, потерявшему зрение в зрелом возрасте, не всегда удается справиться со своим недугом, приспособиться к слепоте. В нашем случае ресоциализация пройдена успешно, все находятся в стадии принятия и переоценки ситуации, адекватно воспринимают объективную реальность, обучение рассматривают, как возможность найти свое место в жизни, быть полезными семье и обществу.

На момент обучения в 1 семестре (октябрь 2021г.) у 40% обучающихся отмечался высокий уровень тревожности, у 20% высокий уровень агрессивности, у 10% высокий уровень ригидности и 30% высокий уровень фрустрации. На рисунке 2 представлена информация о результатах опроса студентов по Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению (на примере КГБПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж»)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*