Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нормативно-правовое регулирование и организационные особенности реализации среднего общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования

15.06.2023 289 348
Бурмистрова Анастасия Сергеевна
Бурмистрова Анастасия Сергеевна, заведующий центром научно-методического и аналитического сопровождения профессионального образования

Рязанский институт развития образования

Основанием для получения среднего общего образования в профессиональных образовательных организациях является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 66) [1];
  • Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 68) [1].

В соответствии с Федеральным законом от 14.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в российской федерации»» (ч. 4 ст. 3) [2]:

Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года.

В рамках реализации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования должен учитывать следующие моменты:

  • Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 12) [1];
  • Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 7 ст. 12) [1] (т.к. программа среднего общего образования в этом случае не реализуется отдельно, то она не имеет государственной аккредитации);
  • Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением обучающимися среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 24.08.2022 № 762, п.23) [3];

Период освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, необходимых для получения обучающимися среднего общего образования, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 24.08.2022 № 762, п. 23) [3]. (Т.е. распределение часов на общеобразовательные дисциплины производится по усмотрению образовательной организации. Реализация учебных общеобразовательных дисциплин общеобразовательного цикла может осуществляться на первом курсе или параллельно с реализацией учебных дисциплин образовательной программы среднего профессионального образования с целью интеграции учебных дисциплин и практик в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования).

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям объём часов на реализацию среднего общего образования составляет 1476 часов, из которых 72 часа отводятся на промежуточную аттестацию.

Содержание образовательных программ среднего профессионального и среднего общего образования (в рамках освоения образовательной программы среднего профессионального образования) определяется следующими моментами:

  • Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 28)) [1];
  • Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, п. 18.3.1) [4];
  • Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена), руководствуясь приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, утв. Министерством просвещения РФ письмом от 14 апреля 2021 г. №05-401) [6];
  • Сущность профессиональной направленности освоения общеобразовательных предметов в рамках основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования состоит в сохранении преподавания основ наук с акцентом на применимости получаемых знаний и умений в процессе профессиональной подготовки посредством варьируемого по объему и глубине учебного материала, наиболее важного для той или иной профессии, специальности (Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утв. Министерством просвещения РФ письмом от 30 апреля 2021 г. №Р-98) [7].

Реализация профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, определяется следующими документами:

  • Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденные Министерством просвещения РФ письмом от 30.04.2021 г. №Р-98 [7];
  • Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения, утвержденные Министерством просвещения РФ распоряжением от 25.08.2021 г. № Р-198 [8].

Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014, предлагает дидактические единицы по 6 общеобразовательным дисциплинам (русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ). Их необходимо учитывать в части содержания образования [5].

Рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования, направленные письмом Минпросвещения России от 01.03.2023 г. №05-592, содержат примерные структуры и содержание общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования для укрупненных групп профессий и специальностей. Применение рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

Таким образом, требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и Федеральной образовательной программы среднего общего образования исполняются только в ситуации, если не противоречат требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, т.к. требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования находятся в приоритете.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Нормативно-правовое регулирование и организационные особенности реализации среднего общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*