Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Вопросы инновационного развития транспортной отрасли

07.04.2023 232 345
Яковлев Максим Александрович
Яковлев Максим Александрович, преподаватель

Вишняков Дмитрий Игоревич
Вишняков Дмитрий Игоревич, студент

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

В современных экономических условиях научно обоснованный подход к управлению инновационной и инвестиционной деятельностью на транспорте обусловлен не только расширением и углублением рыночных отношений. Транспортная реформа проводится одновременно и в тесной взаимосвязи с реализацией федеральных и отраслевых инновационных программ. В этих условиях обеспечение высоких темпов экономического развития транспортной отрасли возможно только на основе научно-технического прогресса, совершенствования методологии управления инновациями и стратегической инвестиционной деятельности на транспорте, в его дорожной сети.

В дорожной отрасли действуют долгосрочные федеральные программы: целевая программа «Модернизация транспортной системы России», Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. «Дороги России XXI века», «Концепция научнотехнической политики дорожного хозяйства Российской Федерации» (на период до 2005г.), ряд краткосрочных инновационных программ (планы развития инновационной деятельности, важнейших НИОКР и нормативно-технического обеспечения).

 Приоритетными направлениями инновационной политики по преодолению негативной ситуации в дорожном комплексе являются:

- рациональное использование имеющихся ограниченных ресурсов, - совершенствование отраслевой системы государственного управления национальной транспортной системы,

- повышение качества управления государственными программами развития транспортной отрасли,

- разработка и внедрение новых передовых технологий,

- оценка технико-экономической эффективности инновационных проектов по современным инвестиционным параметрам;

- научно-техническое и методологическое сопровождение модернизации транспортной отрасли.

Основной задачей развития отрасли должен стать переход транспортной системы на инновационную модель управления, включающую поиск и накопление фундаментальных знаний в различных областях науки и техники, практическое использование этих знаний для разработки принципиально новых, альтернативных существующим, высокоэффективных материалов, технологий, оборудования, машин, оборудования, методов расчета и прогнозирования и их дальнейшее развитие эффективное развитие дорожного хозяйства. Анализ текущего состояния национальной транспортной системы. Исторически сложилось так, что развитие транспорта во многом определяло уровень и динамику развития страны в целом. Географическое положение страны, ее огромная территория, климатические условия, характер мобильности населения, уровень развития производства, межрегиональные экономические связи и внешнеторговые связи объективно сформировали транспортную систему России. Транспорт стал системообразующим фактором, оказывающим непосредственное влияние на уровень жизни и развитие производительных сил. Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний судоходный и трубопроводный виды транспорта. Промышленный транспорт и общественный транспорт также являются элементами транспортной системы. На транспорт приходится около 8% ВВП.

На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения. Сегодняшнее состояние отдельных видов транспорта, формирующих транспортную систему страны, характеризуется следующим образом. Основными направлениями модернизации транспортной системы России являются:

Ликвидация разрывов и «узких мест» на транспортной сети, в том числе в азиатской части России;

Формирование и актуализация цифровых электронных карт путей сообщения и объектов инфраструктуры с использованием космической навигационной системы ГЛОНАСС. ·

Увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры до уровня лучших мировых достижений с учетом создания обоснованных резервов. Увеличение доли высокоскоростных путей сообщения; ·

Концепция определяет цели и основные направления научно-технической политики в транспортной отрасли на период 2008-2015 годов, заключающиеся в развитии и эффективном использовании научно-технического потенциала и повышении вклада науки в развитие транспортной отрасли Российской Федерации, обеспечение поступательных структурных изменений в системе управления дорогами на федеральном и территориальном уровнях, создание условий для широкого и эффективного практического использования научных достижений, укрепление связей между наукой и образованием, создание условий для повышения эффективности отраслевой науки. Концепция предусматривает поэтапное развитие научно-технической деятельности на основе разработки и реализации среднесрочных целевых программ и годовых планов научных исследований, разработки и внедрения новых технологий, а также реализации научно-технического прогресса. Решение рассмотренных проблем подразумевает существенные изменения на рынке транспортных средств. Очевидно, что к качеству этого оборудования предъявляются более строгие требования, что напрямую влияет на товарную структуру. Требования к отечественному производителю будут предъявляться автоматически, и потребуются существенные изменения в его функционировании. Правительство России уже приняло ряд мер по модернизации транспортной отрасли. Техническое перевооружение транспорта в нынешних условиях является ключевой задачей. Без них невозможно добиться значительного улучшения использования транспортного потенциала страны. Перевозчикам необходимо модернизировать свой автопарк и пополнять его передовыми типами транспортных средств. Обновление и пополнение автопарков осуществляется преимущественно за счет оборудования отечественного производства в целях обеспечения безопасности страны и снижения ее зависимости от закупок транспортного оборудования за рубежом. В то же время перевозчикам потребуются новые перспективные типы транспортных средств, которые будут иметь более высокую эффективность, потреблять меньше энергоресурсов и лучше соответствовать требованиям транспортной безопасности и защиты окружающей среды. Предусматривается развитие современных информационных технологий на морском транспорте. На внутреннем морском транспорте. Развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка: - проведение судоремонта, ремонта и модернизации флота; - пополнение флота за счет приобретения судов преимущественно российского производства; - ускоренная амортизация морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрете эксплуатации судов суда, представляющие угрозу безопасности судоходства; - Создание новых видов транспортных флотов, в том числе специализированных и для интермодальных перевозок (суда для перевозки сжиженного нефтяного газа и химических грузов, толкаемые смешанные напитки река-море, суда типа "Ро-Ро", контейнеровозы и т.д.); - строительство комфортабельных туристических и экскурсионных судов- создание высокоскоростных пассажирских судов, которые могут работать в районах с ограниченными размерами дорог, в районах с отсутствием или недостаточным развитием альтернативных видов транспорта, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Для осуществления этих перевозок планируется проектирование и строительство новых типов судов; - внедрение автоматизированных транспортных и складских систем в портах. К 2015 году планируется построить 85 сухогрузов и сухогрузов грузоподъемностью 5 тонн, пять судов малого тоннажа для восточных бассейнов и пять пассажирских судов нового проекта "Золотое кольцо" вместимостью 212 человек.

Инновационный вариант развития транспортной системы предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы страны, которое наряду с достижением целей, предусматриваемых при реализации энергосырьевого варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.

Для инновационного варианта сохраняется ряд особенностей характерных для энергосырьевого варианта в частности:

-реализация крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих разработку месторождение полезных ископаемых;

-диверсикацию направлений экспортных поставок российских углеводородов.

Транспортная отрасль на рубеже 2030 года

Станет системообразующей отраслью, темпы развития которой будут опережать темпы роста национальной экономики.

Отрасль выйдет на конкурентные позиции по уровню удельных транспортных издержек, безопасности, экологичности и качеству транспортных услуг.

Будет достигнут уровня развитых стран по коммерческой скорости и своевременности доставки товаров, доступности транспортных услуг для населения.

Формирование единой транспортной системы России, ее интеграция в мировую транспортную систему обеспечат повышение эффективности транспортных услуг внутри страны, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики и общества B качественных и конкурентоспособных транспортных услуг.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Вопросы инновационного развития транспортной отрасли




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*