Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогические аспекты профессиональной подготовки специалистов сферы здравоохранения на занятиях по правовому обеспечению профессиональной деятельности

06.03.2023 165 212
Лосева Светлана Юрьевна
Лосева Светлана Юрьевна, преподаватель

Богородский филиал Нижегородский медицинский колледж

Происходящие в последние годы изменения в отечественном здравоохранении, превентивная направленность медицины, интеграция процессов лечения, обучения и воспитания пациентов, отмечающаяся тенденция к повышению требований к содержанию и качеству профессиональной подготовки медицинских работников вызывают необходимость исследования педагогических аспектов их профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития.

Становление и личностное развитие будущего медицинского работника в процессе получения  медицинского образования, овладение основами культуры медицинской деятельности опирается на освоение не только медицинских, но и педагогических знаний. Качество образования и здравоохранения – главные составляющие качества жизни, ресурс устойчивого и прогрессивного развития общества.

Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» изучается в медицинских колледжах на четвертом курсе. Преподавателю не составляет труда  замотивировать студентов выпускников, которые к четвертому курсу в полной мере осознают значимость своей будущей профессии. Будущие медицинские работники осознают степень требований современного общества, предъявляемых к медицинскому персоналу. Правосознание некоторых пациентов настроено на то, что они зачастую  манипулируют своими правами и обязанностями, пытаясь сделать виновными врачей и средний медицинский персонал в конфликтных ситуациях. Недочеты в этой работе зачастую служат основанием не только для морального осуждения, но и для привлечения медицинского работника к различным видам юридической ответственности. Нынешние студенты медики прекрасно понимают современные реалии.

Сегодня формируется новая самостоятельная отрасль юридической науки и практики  -  медицинское право и поэтому правовая подготовка специалистов сферы здравоохранения становится обязательной и принципиально значимой частью профессиональной подготовки медицинского работника. Разнообразие форм оказания медицинской помощи населению, ставит на более высокую ступень необходимость четкой правовой регламентации врачебной деятельности, а также работу среднего и младшего медицинского персонала. Следовательно, знание своих прав, обязанностей и ответственности – является исходной предпосылкой любой медицинской деятельности. Юридическая и медицинская практика свидетельствуют о том, чем выше правовая культура медицинского работника, тем более ответственнее он подходит к исполнению своих профессиональных обязанностей. Целью изучения дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является приобретение теоретических знаний и навыков умения применять их на практике, в сфере правового регулирования охраны здоровья граждан в Российской Федерации.   На занятиях по правовому обеспечению профессиональной деятельности совместно со студентами рассматриваются реальные истории из медицинской и юридической практики. Понимание студентами того, что знание законодательства в области охраны здоровья, несомненно, поможет им в их дальнейшей профессиональной деятельности, помогает преподавателю доступней донести всю необходимую информацию для обучающихся.

Воспитание и обучение студентов – две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса. Цель этих систем заключается в содействии становлению и развитию профессионально-компетентной личности медицинского работника, обладающего профессиональными и социально значимыми качествами для успешного выполнения медицинской деятельности. Очень важно, что студенты на занятиях высказывают свою точку зрения, часто дискуссируют друг с другом, разбирая законодательную основу медицинской деятельности. Особенно бурно происходит обсуждение вопроса, касающегося темы «Эвтаназия». При проведении занятий приоритетное направление образовательного процесса – формирование личной ответственности за выполняемую работу, интереса и уважения к больному человеку, бескорыстности, принципиальности, дисциплинированности. В связи с этим, демократический вид педагогического общения позволит оценить степень подготовки каждого студента, что обеспечит участие группы в обсуждении темы занятия. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта, который искренне заинтересован в формировании у студентов профессиональных компетенций. Это развивает у обучающихся адекватную и обоснованную уверенность в себе, стимулирует стремление правильно сформулировать ответ на поставленный вопрос, повышает профессиональную общительность. Демократический стиль наиболее приемлемый и эффективный, так как он вызывает интерес к работе, позитивную внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности.

К сожалению, у педагога нередко возникает необходимость и целесообразность использования авторитарного типа общения со студентами. Это является эффективным стилем общения с некоторыми студентами – повышает уровень культуры, дисциплину, стремление получать знания и улучшать учебную дисциплину. Но, как правило, к четвертому курсу, студенты дисциплинированны и заинтересованы в получении профессиональных знаний. Поэтому прибегать к авторитарному стилю общения нет необходимости.

Одним из видов работы студентов, повышающий интерес на занятиях, является деловая игра. Она достаточно реально имитирует существующую действительность, создает динамичные организационные модели, более интенсивно побуждает к решению намеченных задач. Как вид деловой игры также можно рассмотреть самостоятельную аудиторную работу студентов по подготовке ситуационных задач применительно к классификации профессиональных правонарушений среди медицинских работников. При проведении этого варианта деловой игры в студенческой группе формируются подгруппы из двух-трех человек во главе с лидером, которого выбирает сама подгруппа. Задача команды – разработать ситуацию по заданной проблеме, а также различные варианты её решения.

Неотъемлемой составляющей учебного процесса в медицинском колледже является самостоятельная внеаудиторная работа. Кроме традиционной подготовки к практическому занятию по заданной теме, студенты готовят реферативные сообщения или презентации. Студенту дано право выбора формы и темы сообщения. В этих условиях студентом выполняется информационно-поисковая деятельность. На практическом занятии студенты защищают рефераты и презентации с последующим их обсуждением, подведением итогов. Такая форма работы дает определенный результат – самостоятельно повышать и пополнять свои знания, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. Качественно подготовленная защита реферата повышает самооценку студента, способствует успешной самореализации. Самостоятельная внеаудиторная работа в дальнейшем подготавливает студента к выполнению и защите выпускной квалификационной работы. Современные педагогические технологии эффективны при взаимодействии обеих сторон – преподавателя и студента. Использование в образовательном процессе технологии самостоятельной работы студентов в аудиторных и внеаудиторных условиях повышает компетенции в подготовке будущего медицинского работника.

В современных условиях система среднего медицинского образования уделяет большое внимание проблеме качества. Качество подготовки выпускника медицинского колледжа зависит от многих факторов, в том числе от организации воспитательного и образовательного процессов, обеспечивающей уровень профессиональной компетентности будущего специалиста. Важнейшим условием при решении поставленной задачи является сочетание профессионализма преподавателей и мотивации обучаемого.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Педагогические аспекты профессиональной подготовки специалистов сферы здравоохранения на занятиях по правовому обеспечению профессиональной деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*