Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОсновополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий все ступени власти создавать необходимые условия для получения ими качественного образования.
Статус инвалидов устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, что так же подтверждается психолого-медико-педагогической комиссией.
Мы все понимаем, что профессиональное образование таких особенных детей просто жизненно важно, поскольку способствует не только развитию личности, повышению её социального статуса, но и является определённым гарантом защищённости.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 пункт 10, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В Ангарском техникуме рекламы и промышленных технологий по профессии швея обучаются девушки и юноши с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выпускники СКШ города Ангарска и Ангарского городского округа.
Образовательная организация профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствует адаптации их в социуме. Поэтому для таких обучающихся создано не только медико-социальное и психологическое сопровождение, но и разработка индивидуальных учебных планов и, если есть необходимость, индивидуальных графиков обучения, а также увеличение срока обучения, но не более чем на полгода.
Как правило, в образовательных учреждениях помимо общих и профессиональных компетенций у обучающихся формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками и людьми старшего возраста.
Правильно организованный процесс профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постоянный контроль и психолого-педагогическое сопровождение со стороны педагогического коллектива даёт хорошие результаты. Социальная адаптация данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе возможна только при формировании позитивного к ним отношения. Их социализация должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных людей и людей с проблемами в развитии.
Создание адаптивной образовательной среды в профессиональной подготовке обучающихся
У большинства слушателей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе преподавателя.
Пожалуй, одной из самой главной целью профессиональной деятельности педагогического коллектива является создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей социализацию обучающихся с ОВЗ через профессиональную и общеобразовательную подготовку.
Для достижения этой цели, пожалуй, будет правильно реализовать следующие задачи:
Требования к режиму организации занятий в группах
Ход занятий зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения берётся за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).
Если у всех обучающихся группы тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и получают знания того уровня, который определяется их программой. Учебный кабинет должен быть оснащён индивидуальными рабочими учебными местами, с необходимыми техническими средствами обучения.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого обучающегося (карточки, задания в тестовой форме, адаптированный раздаточный материал, упражнения из учебника, использование интерактивных досок, видеороликов, презентаций, текстов на доске).
При необходимости педагог может дополнительно использовать инструкционные карты, в которых отражён алгоритм действий обучающегося, приведены различные задания, упражнения, простые схемы и рисунки, информационное обеспечение для слабовидящих.
При составлении конспекта в большей степени необходимо использовать символические, условные обозначения, цветовыделение.
Домашнее задание выдаётся с учётом особенностей обучающихся (до 2-х часов самостоятельных занятий).
При организации режима урока в группе со слушателями, имеющими интеллектуальные нарушения, педагог должен придерживаться определённых требований. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке педагог должен планировать деятельностный подход в обучении, при этом менять разные виды деятельности.
Очень важно при работе с такими детьми обращаться к простым педагогическим действиям. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, обучающиеся становятся более организованными.
Общие принципы и правила коррекционной работы
Рекомендации для преподавателя.
Педагогам, работающим с обучающимися с задержкой психического развития
Педагогам, работающим с обучающимися с нарушением слуха.
Педагогам, работающим с обучающимися с нарушением зрения.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональная образовательная организация должна создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время и более комфортное место для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.
Коррекционные приёмы, направленные на развитие мыслительной деятельности.
Например, ножницы, игла, юбка, напёрсток, резец.
Например,
а. нарисуй в левом верхнем углу квадрат;
б.справа от квадрата нарисуй круг;
в. соедини ломаной линией круг и квадрат
В колонке слева и справа приведены слова, между которыми имеется смысловая связь, которую необходимо установить.
нитка |
розетка |
утюг |
ткань |
платье |
шпулька |
4.Обучающимся можно предлагать индивидуальные задания, где требуется закончить предложение.
Например, чтобы оказать помощь человеку, проваливающемуся под лед, нужно к нему …
Обучение лиц с недостатками умственного развития профессии имеет существенные особенности:
При организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать все эти особенности.
Для обстоятельного анализа урока можно предложить обучающимся заполнить анкеты.
Таблица № 1
Был ли Вам понятен материал урока?
Предмет |
Понятен всегда |
Не всегда понятен |
Обычно не понятен |
Материаловедение |
|
|
|
Таблица № 2
Успевали Вы записывать основные темы урока?
Предмет |
Успевал легко |
Успевал с трудом и не всегда |
Обычно не успевал |
Материаловедение |
|
|
|
Таблица № 3
Интересно ли Вам было на уроке?
Предмет |
Как правило интересно |
Не всегда интересно |
Чаще всего не интересно |
Материаловедение |
|
|
|
Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья требует от мастеров производственного обучения, преподавателей и всего педагогического коллектива огромных сил и педагогического такта: только индивидуальная и очень кропотливая работа, своевременная помощь в раскрытии и развитии возможностей обучающихся, поощрение за малейшие успехи, укрепление веры в свои силы даёт положительные результаты.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Ограниченные возможности – неограниченный выбор
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.