Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Ограниченные возможности – неограниченный выбор

01.02.2023 185 240
Вельчинская Валентина Алексеевна
Вельчинская Валентина Алексеевна, мастер производственного обучения

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий все ступени власти создавать необходимые условия для получения ими качественного образования.

Статус инвалидов устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, что так же подтверждается психолого-медико-педагогической комиссией.

Мы все понимаем, что профессиональное образование таких особенных детей просто жизненно важно, поскольку способствует не только развитию личности, повышению её социального статуса, но и является определённым гарантом защищённости.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 пункт 10, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В Ангарском техникуме рекламы и промышленных технологий по профессии швея обучаются девушки и юноши с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выпускники СКШ города Ангарска и Ангарского городского округа.

 Образовательная организация профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствует адаптации их в социуме.  Поэтому для таких обучающихся создано не только медико-социальное и психологическое сопровождение, но и разработка индивидуальных учебных планов и, если есть необходимость, индивидуальных графиков обучения, а также увеличение срока обучения, но не более чем на полгода.

Как правило, в образовательных учреждениях помимо общих и профессиональных компетенций у обучающихся формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками и людьми старшего возраста.

Правильно организованный процесс профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постоянный контроль и психолого-педагогическое сопровождение со стороны педагогического коллектива даёт хорошие результаты. Социальная адаптация данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе возможна только при формировании позитивного к ним отношения. Их социализация должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных людей и людей с проблемами в развитии.

Создание адаптивной образовательной среды в профессиональной подготовке обучающихся

У большинства слушателей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе преподавателя.

Пожалуй, одной из самой главной целью профессиональной деятельности педагогического коллектива является создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей социализацию обучающихся с ОВЗ через профессиональную и общеобразовательную подготовку.

Для достижения этой цели, пожалуй, будет правильно реализовать следующие задачи:

  1. Обеспечить индивидуальный педагогический подход к обучающимся с ОВЗ с учётом специфики нарушения развития.
  2. Использовать достаточно эффективные и распространённые образовательные технологии, обеспечивающие результат (личностно-ориентированную, здоровьесберегающую, коррекционную, ИКТ-технологию на усмотрение преподавателя в каждом конкретном случае).
  3. Разработать комплексное методическое обеспечение учебного процесса.
  4. Развивать материально-техническое и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Требования к режиму организации занятий в группах

Ход занятий зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения берётся за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).

Если у всех обучающихся группы тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и получают знания того уровня, который определяется их программой. Учебный кабинет должен быть оснащён индивидуальными рабочими учебными местами, с необходимыми техническими средствами обучения.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого обучающегося (карточки, задания в тестовой форме, адаптированный раздаточный материал, упражнения из учебника, использование интерактивных досок, видеороликов, презентаций, текстов на доске).

При необходимости педагог может дополнительно использовать инструкционные карты, в которых отражён алгоритм действий обучающегося, приведены различные задания, упражнения, простые схемы и рисунки, информационное обеспечение для слабовидящих.

При составлении конспекта в большей степени необходимо использовать символические, условные обозначения, цветовыделение.

Домашнее задание выдаётся с учётом особенностей обучающихся (до 2-х часов самостоятельных занятий).

            При организации режима урока в группе со слушателями, имеющими интеллектуальные нарушения, педагог должен придерживаться определённых требований. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке педагог должен планировать деятельностный подход в обучении, при этом менять разные виды деятельности.

Очень важно при работе с такими детьми обращаться к простым педагогическим действиям. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, обучающиеся становятся более организованными.

  1. Адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал.
  2. Автономность и разумная требовательность (не делать ничего за него, дать определённую самостоятельность).
  3. Дифференциация учебного материала (разбирать материал детально, а потом переходить к общему, внешнему).
  4. Начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, активизируют внимание.
  5. Сложные задания использовать только в середине урока.
  6. Частое (многократное) повторение материала (в конце урока, затем вернулись на следующем уроке, на практическом занятии, на контрольной работе, перед промежуточной аттестацией). Наслаиваем новой темой и повторяем снова.
  7. Соблюдать некую ритуализацию (одинаково здороваться, одинаково начинать урок, заканчивать, что бы был одинаково им знакомый алгоритм действий на уроке). Таким образом, они чувствуют себя более уверенными. Предлагается, к примеру, даже ввести цветные карточки.
  8. Чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (развитие восприятия и мышления, зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики). При составлении конспекта в большей степени необходимо использовать символические, условные обозначения.
  9. Индивидуальный подход, определение сильных сторон и опора на них (в формировании профессиональных компетенций проявляет старательность и усидчивость: активно участвует в обсуждении заданий к кейсу).
  10. Применять разнообразные формы и методы работы на уроках. Чаще использовать занимательный материал, включающий интриги, сюрпризные, игровые, соревновательные моменты, а также викторины, ребусы, игры с распределением ролей, мини-постановки, квест-задания. Одним словом, всю ту деятельность, которая затрагивает эмоциональную сферу обучающихся и связывает знания с жизнью. Они, правда, любят играть, и, как показывает практика, даже самые тихие, спокойные проявляют активность.
  11. Проводить, физические культурные минутки, динамические паузы, по возможности включать музыку, им это нравится. Нельзя забывать и про зрительную гимнастику и отводить ей особое внимание.

Общие принципы и правила коррекционной работы

  1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности, а также физические паузы и дополнительный десятиминутный отдых через каждые 40 минут).
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые профессиональные навыки.
  1. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная помощь каждому обучающемуся, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
  2. Релаксация, позволяющая снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
  3. Игровые тренинги, ситуации, способствующие развитию коммуникативного общения и создания комфортного психологического климата в группе.

Рекомендации для преподавателя.

Педагогам, работающим с обучающимися с задержкой психического развития

  1. Учитывать возрастные особенности детей, помнить о зоне ближнего и ближайшего развития. Педагогу не нужно бояться, что учащийся не сразу усвоил новый материал. Должно пройти время, совершиться интериоризация. Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний). Для каждого воспитанника этот временной период индивидуален. Он может проходить сутки, а может занимать несколько лет.
  2. Вести работу по развитию познавательных и творческих способностей у обучающихся.
  3. Формировать адекватную самооценку и учебную мотивацию, используя упражнения развивающего характера.
  4. Осуществлять особое, индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ (разработать критерии).
  5. Использовать индивидуальную шкалу достижений в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  6. Давать возможность переделать задание, с которым обучающийся не справился.
  7. Обязательно поощрить за переделанную работу;
  8. Создавать благоприятный психологический микроклимат в группе.
  9. Ориентироваться на организацию успеха учащегося в учебной деятельности, вовлекая в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
  10. Не перегружать урок наглядным, дидактическим, раздаточным материалом.
  11. Замедленный темп обучения.
  12. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на положительные качества личности обучающегося.

 

Педагогам, работающим с обучающимися с нарушением слуха.

  1. Комплексное использование устной, тактильной, жестовой речи.
  2. Немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов.
  3. Неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования.
  4. Обучение работе со зрительными образами: работа с учебниками, таблицами, рисунками и пр.

 

Педагогам, работающим с обучающимися с нарушением зрения.

  1. Недостатки зрительного восприятия, у таких обучающихся компенсируют слуховое и осязательное восприятия, поэтому мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом процесса осязания, но и ориентировки в пространстве.
  1. Большую роль в успешности усвоения информации в данном случае, будет играть возможность практического применения тех или иных знаний и навыков.
  1. Для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок по сравнению с другими лицами.
  2. Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения и устойчивости внимания.

 

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональная образовательная организация должна создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время и более комфортное место для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

Коррекционные приёмы, направленные на развитие мыслительной деятельности.

  1. Методика «Исключение понятий» предназначена для выявления уровня процессов обобщения и отвлечения. Из пяти предложенных слов, четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием.

Например, ножницы, игла, юбка, напёрсток, резец.

  1. Методика «Умение следовать инструкции»

Например,

а. нарисуй в левом верхнем углу квадрат;

б.справа от квадрата нарисуй круг;

в. соедини ломаной линией круг и квадрат

  1. Методика «Комбиматорика» направлена на проверку логического мышления.

В колонке слева и справа приведены слова, между которыми имеется смысловая связь, которую необходимо установить.

нитка

розетка

утюг

ткань

платье

шпулька

4.Обучающимся можно предлагать индивидуальные задания, где требуется закончить предложение.

Например, чтобы оказать помощь человеку, проваливающемуся под лед, нужно к нему …

 

Обучение лиц с недостатками умственного развития профессии имеет существенные особенности:

  1. Более низкий, по сравнению с нормой, уровень сложности учебного материала.
  2. Замедленный темп обучения.
  3. Необходимость применения специфических для данной категории воспитанников форм и методов обучения.
  4. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.

При организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать все эти особенности.

 

Для обстоятельного анализа урока можно предложить обучающимся заполнить анкеты.

Таблица № 1

Был ли Вам понятен материал урока?

Предмет

Понятен всегда

Не всегда понятен

Обычно не понятен

Материаловедение

 

 

 

Таблица № 2

Успевали Вы записывать основные темы урока?

Предмет

Успевал легко

Успевал с трудом и не всегда

Обычно не успевал

Материаловедение

 

 

 

Таблица № 3

Интересно ли Вам было на уроке?

Предмет

Как правило интересно

Не всегда интересно

Чаще всего не интересно

Материаловедение

 

 

 

 

Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья требует от мастеров производственного обучения, преподавателей и всего педагогического коллектива огромных сил и педагогического такта: только индивидуальная и очень кропотливая работа, своевременная помощь в раскрытии и развитии возможностей обучающихся, поощрение за малейшие успехи, укрепление веры в свои силы даёт положительные результаты.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Ограниченные возможности – неограниченный выбор

 

Презентация к публикации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*