Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тема: «Компьютерная аддикция – вредная привычка или болезнь? Пути ее преодоления»

24.02.2014 1403 3275
Дружинина Юлия Викторовна
Дружинина Юлия Викторовна, преподаватель

Киренский профессионально-педагогический колледж

Цели:

1. Познакомить с понятиями «аддикция», «компьютерная аддикция», причинами,  симптомами, путями преодоления  аддиктивного поведения.

2. Развивать умение критически работать с информацией.

3. Развивать умение работать в группе, слушать и слышать собеседника.

4. Повышать учебную мотивацию студентов.

5. Воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье воспитанников;

6. Формировать информационную культуру студентов.

 

Оборудование:

презентация «Компьютерная аддикция – вредная привычка или болезнь? Пути ее преодоления»; видеоролик «Компьютерная зависимость»; мультимедиапроектор; кукла; клубок нитей; ножницы; карточки с высказываниями; матрица понятий; справочный материал «Компьютерная аддикция»; тест на определение компьютерной зависимости; ящик с предметами: будильник, мяч, картина, фломастеры, рамка от зеркала, чайный пакетик, глобус,  ручная пила (рисунок), центр психологической помощи (значок на карточке), кубок победителя, карточка с паролем, очки-офтальмотренажер; конверты со словами для 2 групп; памятки для студентов.


Ход занятия

 

ПРИВЕТСТВИЕ

Упражнение «Это я…»

            Преподаватель произносит фразу, студентам необходимо ее продолжить фразой Это я.

- Кто из вас пришел с хорошим настроением?

- Кто из вас настроен на творчество?

- Кто из вас готов к активной работе?


1. ВЫЗОВ

 

Визуализация

- Подавляющее большинство современных детей и подростков активно вовлечено в  мир компьютерных технологий. Без умения пользоваться данными технологиями ребёнок не сможет состояться, не сможет достичь определённого положения в современном мире. Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только для достижения конкретной практической цели (поиск необходимой информации, набор текста, создание презентации), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты, Интернет-сайты).

- Виртуальная реальность очень быстро поглощает ребёнка целиком и он становиться зависимым от компьютера.

Запутываем куклу в нитях.

- Взаимодействие с компьютером подобно клубку нитей, которые медленно, но крепко запутывают и затягивают человека… Привыкаем, не можем обходиться…

-  А теперь попробуйте  распутать куклу… Рвать и резать нити нельзя. Не получается?

- Человек запутался в компьютерных сетях…

- Причины могут быть разными, а какими могут быть последствия?

Просмотр видеоролика

- Предлагаю вам просмотреть видеоролик и после просмотра ответить на вопросы.

Вопросы для обсуждения:  

- Какие ощущения у вас остались после просмотра видеоролика?

- Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?

- Легко ли вам прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?

- Сколько времени ежедневно вы проводите за компьютером?

-  Что надо делать, чтобы, играя не уйти в «виртуальную реальность» и не забыть о реальной жизни?

Постановка темы и целей урока

- Мы сегодня говорим о компьютерной аддикции.

 

Прием «Углы»

(карточки с высказывания прикрепляются в разные углы)

Инструкция: прочитайте высказывания, размещенные в разных углах класса. Займите место рядом с тем высказыванием, с которым вы согласны.

1. Компьютерная аддикция – это серьезная болезнь, требующая вмешательства медиков.

2. Компьютерная аддикция – это вредная привычка, требующая контроля со стороны родителей.

Интервью у нескольких студентов из той и другой группы.

- Почему вы считаете именно так? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Запись темы занятия

- Запишите в качестве темы наш вопрос: «Компьютерная аддикция – болезнь или вредная привычка?»

 

Прием «Проблемное поле»

- Почему было трудно отстаивать свою позицию?

- На какие вопросы вы еще не знаете ответов?

 

На доске записать вопросы, начинающиеся со слов:

- что такое … (компьютерная аддикция)?

- почему… (появляется аддикция)?

- по каким… (признакам можно определить наличие аддикции у ребенка)?

- каковы… (пути преодоления аддикции)?

- зависит ли степень аддикции от… (возраста)?

 

- Сегодня на занятии вам предстоит познакомиться с понятием «компьютерная аддикция», рассмотреть причины появления компьютерной аддикции, симптомы компьютерной аддикции, а также пути её преодоления.

- Попытаться сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

- Обращайте внимание на неясности, пытайтесь поставить новые вопросы.


2. ОСМЫСЛЕНИЕ


Прием «Матрица понятия»

- Что такое матрица?

- Матрица – это форма для штамповки одинаковых деталей и изделий.

- Вспомните все, что вы знаете о компьютерной  аддикции. Заполните матрицу данного понятия. Форма для размышления будет одинаковой, разным будет содержание.

 

-Проверим, как вам удалось заполнить матрицу данного понятия:

- Компьютерная аддикция – это…?

- Назовите причины появления компьютерной аддикции?

- Перечислите симптомы компьютерной аддикции?

- Озвучьте пути преодоления компьютерной аддикции.

Работа со справочным материалом

 

Прием «Инсерт» (разметка текста) 

Прочитайте  справочный материал. Используйте систему маркировки текста «Инсерт» и сделайте разметку текста, используя такие маркеры:

 

(+) – знакомые идеи, этой информацией владею.

(!) – новая информация.

(?) – смысл написанного непонятен, требуется разъяснение педагога.

 

Преподаватель  отслеживает степень активности работы студентов, внимательности при чтении.

- Вы прочитали справочный материал, выполнили разметку текста, проанализируем результаты вашей работы.

- Озвучьте, ту информацию, которой вы владели ранее.

- Какая информация для вас была новой?

- Какая информация для вас значимая?

- Встретилась ли вам в тексте такая информация, которая была непонятна и требует разъяснения педагога?

- Предлагаю вам заполнить правую часть матрицу, основываясь на прочитанный справочный материал. В матрицу записать, что для вас оказалось новым и значимым.

Студенты заполняют правую часть матрицы.

 

Упражнение  – тест

Студентам предлагается тест, на определение компьютерной зависимости.

Инструкция: отметьте основные признаки, присущие каждому из вас. Подсчитайте, какая буква встречается чаще других.

Интерпретация результатов теста:

Если в ваших ответах чаще встречается буква А, то у вас УВЛЕЧЁННОСТЬ НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ.

Если в ваших ответах чаще встречается буква Б, то у вас СОСТОЯНИЕ ВОЗМОЖНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

Если в ваших ответах чаще встречается буква В, то у вас ВЫРАЖЕННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ.

 

Прием «Нужные предметы»

- Внимательно посмотрим на нашу матрицу, видим, что одна из колонок осталось незаполненной «Пути преодоления компьютерной аддикции».

- Для того чтобы, заполнить эту часть матрицы обратимся к ящику с предметами.

Ящик с предметами: будильник, мяч, картина, фломастеры, рамка от зеркала, чайный пакетик, глобус, ручная пила (рисунок), центр психологической помощи (значок на карточке), кубок победителя, карточка с паролем, очки-офтальмотренажер.

- Вытаскивая наугад предмет из ящика, предложите несколько способов преодоления компьютерной аддикции, связанный с этим предметом.

- Запишите предложенный способ преодоления компьютерной аддикции в нашу матрицу.

- На каждый предложенный способ – разрезаем паутину, опутавшую куклу.

Например:

будильник - время «общения ребёнка с компьютером» должно быть строго дозировано.

Занятия с использованием компьютеров, проводят:

- для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительность не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Эти временные рамки необходимо соблюдать, даже если ребенок просто играет.

мяч – подвижные игры. После занятия на компьютере бегом на свежий воздух. Малышу важно подвигаться, размять мышцы, хорошо продышаться.

картина - совместное посещение с ребенком картинных галерей, выставок кукол, военно-исторических экспозиций, музеев.

рамка от зеркала– общение с окружающими. Ребенок не станет часами сидеть у экрана, если у него есть друзья, с которыми можно подвигаться и поиграть.

фломастеры – решите проблему занятости. Не оставляйте малыша у экрана, придумайте что-то такое, чем он охотно займется сам. Рисовать и лепить, собирать конструктор, шить наряды для кукол… Помогите ребенку найти свое увлечение.

чайный пакетик – ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе его дел. Если малышу интересно с вами, он легко оторвется от монитора и будет с вами.

глобус – организуйте совместноепутешествие.

ручная пила – приобщайте ребенка к выполнению домашних обязанностей, которые вы можете выполнять совместно.

центр психологической помощи (значок на карточке) – научите ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций. При необходимости обратитесь в центр психологической помощи.

кубок победителя (медаль) – контролируйте внеучебную занятость ребенка (кружки, спортивные секции).

карточка с паролем – осуществляйте контроль и цензуру компьютерных игр и программ.

очки-офтальмотренажеры – решите проблему «компьютерной безопасности». Объясните ребенку, почему нельзя часами сидеть у экрана. Научите малыша полезным упражнениям для разгрузки усталых глаз и спины. Покажите пример – занимайтесь вместе.

- Давайте, вместе с вами выполним упражнение для разгрузки усталых глаз.

 

Упражнение «Сотрудничество групп»

Инструкция:

1. У вас 3 минуты на выполнение задания.

2. Дано 10 слов.

3. Составьте предложение, состоящее из 10 слов и имеющее смысл.

4. Сравните с правильным ответом на слайде: «Компьютерная аддикция – это зависимость от «нахождения» в виртуальной (мнимой) реальности».

 

3. РЕФЛЕКСИЯ

 

Прием «Проблемное поле»

- Посмотрите на матрицу понятия и «проблемное поле» назовите те вопросы, на которые мы сегодня нашли ответы.

- Вопрос: зависит ли формирование, компьютерной аддикции от возраста, остался без ответа.

- Предлагаю вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос, а для этого воспользуйтесь памятками с перечнем литература и адресов сайтов, где можно найти дополнительную информацию.

Литература и адреса сайтов, где можно найти дополнительную информацию об аддикции и способах ее преодоления.

(раздать памятки с перечнем литературы и адресами сайтов)

 

Прием «Лично – профессионально»

Инструкция:

- Для меня в личном плане этот материал….

- Для меня в профессиональном плане этот материал…

 

Прием «Углы»

- Возвращаемся к высказываниям, находящимся в углах нашего кабинета. Встаньте рядом с той фразой, с которой вы согласитесь в конце занятия. Вы можете перейти из одной группы в другую.

- Снять карточки, прикрепить их вместе в центре класса. Финальная фраза будет выглядеть так: «Компьютерная аддикция – вредная привычка и болезнь».

Задание на дом.

- Вам предстоит самостоятельно подготовить:

1. Памятку для родителей по проблеме аддиктивного поведения ребенка, включающую понятие, причины, симптомы, пути преодоления.

2. Составить список учреждений дополнительного образования в вашем микрорайоне (секции, кружки, студии) с адресами и телефонами.  

Упражнение «Это я…»

1. Кто приобрел на нашей встрече новые знания?

2. Кто считает, что данное занятие оказалось полезным для вас как будущих педагогов и будущих родителей?

3. Кто уходит с чувством удовлетворения от совместной работы?

 

Удачи вам в процессе обретения профессии!

 

Список литературы:

1. Компьютерная аддикция. http://psyera.ru/kompyuternaya-addikciya-1694.htm.

2. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития//Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. - №1.

3. Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 1998.

5. Сайт Сергея Сигаева «Компьютерная зависимость или аддикция?» - http://www.sigaevpro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=131:2011-02-24-12-57-05&catid=9:2009-12-14-12-16-23&Itemid=19.

6. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368с.


Презинтация и видеоролик не представлены в связи с законом о защите авторских прав.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*