Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Российский и международный опыт формирования компетенций

02.12.2021 602 914
Чеснюкова Людмила Константиновна
Чеснюкова Людмила Константиновна, ассистент

Купцова Светлана Николаевна
Купцова Светлана Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО "Уральский железнодорожный техникум"

Потапова Екатерина Юрьевна
Потапова Екатерина Юрьевна, преподаватель ГАПОУ СО «Уральский железнодорожный техникум»

Уральский государственный экономический университет

Новый федеральный стандарт ВО предполагает развитие обучения и его последующую оценку на основе компетенций. Есть три общих элемента, принятых как часть компетенций, это знания, умения и навыки. Таким образом, можно понять термин компетенций, «таких как способность интегрировать знания, навыки и отношения для решения повседневных и новых ситуаций, возникающих на протяжении всей жизни». Качественное, инновационное образование, требует интерпретации сложной реальности современного общества в его многочисленных возможностях новых форм социальных отношений, обмена знаниями и информацией и разнообразия постоянно меняющихся условий жизни человека. В то же время он требует понимания уникальных и социально-экономических и культурных аспектов, вмешательства государства в рамках государственной политики, а также социальных, этических и психологических последствий для профессиональной подготовки будущих специалистов.

В первую очередь определимся с дискуссионной проблемой закономерности введения в обиход отечественной педагогической науки и практики понятий «компетентность» и «компетенции».

Тенденция использовать подход к формированию и контролю сформированности компетенций в программах высшего образования применяется уже несколько лет. Внедрение подхода, основанного на формировании профессиональных навыках в сфере образования, является ответом на растущую потребность общества в знании способностей, которые развиваются в рамках различных процессов профессиональной подготовки, и на заинтересованности в повышении квалификации, с тем чтобы повысить конкурентные преимущества при трудоустройстве. Поэтому в настоящее время во всем мире развивается образование, основанное на компетентности [7].

Новая методология, созданная Европейским пространством высшего образования, включает в себя развитие обучения и его оценку на основе компетенций. Попытка определить понятие компетентности затруднена, поскольку даже сам термин компетентности имеет в нашем языке несколько значений, таких как авторитет, подготовка, компетентность, квалификация, достаточность и т.п. [6].

Таким образом, компетентность может быть определена как: «способность профессионала принимать решения, основываясь на знаниях, навыках и отношениях, связанных с профессией, решать сложные проблемы, возникающие в области его профессиональной деятельности» [1].

Компетентность человека охватывает весь спектр его личных, профессиональных или академических знаний, навыков, взглядов и способностей, приобретенных различными путями и на всех уровнях, от базового до высшего и применение которых приводит к превосходной работе, способствующей достижению его целей. Основным направлением обучения навыкам является производительность, понимаемая как «конкретное выражение ресурсов, которые человек ставит на карту при осуществлении деятельности, и в которой акцент делается на использовании или управлении субъектом того, что он знает, а не изолированных знаний, в условиях, когда производительность имеет значение». С этой точки зрения важно не обладание определенными знаниями, а их использование [7]. Этот критерий заставляет учебные заведения переосмыслить то, что они обычно рассматривают как обучение.

Существуют различные классификации профессиональных компетенций, одним из наиболее часто упоминаемых является предложение итальянского Института труда и профессиональной подготовки (ИСФОЛ), которое классифицирует их по базовым, техническим и сквозным компетенциям (рис. 1).

Рисунок 1 – Модель компетенций ISFOL (Италия)

Базовые компетенции формируются базовыми знаниями и навыками для доступа к учебному процессу или выполнению работы. Они понимают интеллектуальные навыки и отношения, необходимые для эффективного участия в различных социальных контекстах; к ним относятся коммуникативные (понимание устных и письменных инструкций, написание текстов для различных целей, интерпретация информации из диаграмм и графиков, анализ проблем и их возможных решений). Они являются основой других компетенций (технических и трансверсальных), а также отправной точкой для непрерывного обучения на протяжении всей личной, трудовой, культурной и социальной жизни.

Технические навыки достигаются путем обучения или процесса обучения для профессии, или рабочей должности. Они отвечают за функции и задачи, которые должны быть разработаны в соответствии с требуемым профилем работы или карьеры.

Межсекторальные компетенции – это компетенции общего типа, необходимые для любого вида работы или профессии; они связаны с поведенческим и поведенческим поведением субъекта. К ним относятся этическая, критическая, самокритичная и ответственная приверженность уважению, активное участие в предпринимательстве и лидерстве; а также соблюдение профессиональных обязательств [4].

В качестве второй модели компетентностного подхода к обучению рассмотрим модель EBC (educación basada en competencias / образование на основе компетенций) (рис. 2). Концепция EBC не нова, но в последние годы она приобрела популярность. Концепция возникла в 1960-х годах в Соединенных Штатах как реакция на опасения, что студентов не учат навыкам, которые им понадобятся после окончания учебы [6].

Рисунок 2– Модель компетенций ЕВС (США)

Модель профессиональных компетенций предусматривает три уровня: основные, общие и конкретные или технические компетенции, диапазон общности которых варьируется от широкого до конкретного.

Ключевые или основные компетенции – это компетенции, которые нужны всем людям для личного развития, а также для того, чтобы быть активными и интегрированными в общество. Ключевые компетенции позволяют адаптироваться к изменяющейся рабочей среде, добиться хороших результатов во время профессиональной деятельности в разных областях или социальных контекстах. Таким образом, они являются ключом к профессиональной или функциональной гибкости работников, обеспечивая их мобильность в различных профессиональных областях. Включение ключевых компетенций в учебную программу позволяет задуматься о том, какие основные знания должны приобретать все обучающиеся при изучении различных дисциплин, и определили необходимые приоритеты между ними [5].

Общие компетенции организованы в три группы:

а) инструментальные навыки, включая познавательные навыки, методологические навыки, технологические навыки и языковые навыки.

  1. b) навыки межличностного общения, включающие индивидуальные и социальные навыки.
  2. c) системные компетенции, которые представляют собой навыки и способности человека, связанные с сжатием сложных систем [3].

Наконец, конкретные компетенции являются особой основой профессиональной деятельности и связаны с конкретными условиями выполнения. Когда речь идет о конкретных профессиональных компетенциях, то речь идет о типичных функциях или роли профессионала в обществе и типичных ситуациях профессиональной области, в которую обычно включаются выпускники. Для изучения конкретных компетенций в качестве отправной точки используется профиль выпускника, чтобы сопоставить его с ожиданиями в профессиональной области, найти сходства и различия и прийти к выбору элементов, которые могут быть рекомендованы для профессии [155]. Таким образом, конкретные компетенции были разделены на две большие группы: связанные с дисциплинарной подготовкой, которую должны приобретать выпускники, называемые академическими дисциплинарными компетенциями, и связанные с профессиональной подготовкой, которой должны обладать будущие выпускники, - профессиональными компетенциями.

Требования ФГОС ВО к выпускнику, освоившему образовательную программу, выражены в сформированности трех видов компетенций – универсальных, общепрофессиональных и профессиональных (рис. 3).

Рисунок 3 – Модель компетенций в соответствии с ФГОС ВО

Компетенция – критерий, который является основным элементов концептуальной схемы, которая заключается в том, чтобы ценить человека за достижение конкретных результатов, а не за ряд качеств, приписываемых ему более или менее произвольно.

Считается, что учебные процессы должны быть ориентированы на развитие профессиональных навыков и предоставление обучающимся социально значимые знания, позволяющие им эффективно и результативно работать в любом контексте, в котором они работают.

Изучив российский и международный опыт формирования компетенций, можно утверждать, что компетенции в медицинском образовании можно определить, как сближение знаний о дисциплине, общих навыков и универсальных ценностей. 

Профессиональная компетенция заключается в реализации набора знаний, умений, навыков и способностей, которыми обладает человек и которые необходимы для эффективного решения (с необходимым уровнем и качеством) функций и задач, требуемых профессией, и для решения возникающих проблем автономно и творчески, сотрудничая в организации работы и в целом в социально-трудовой среде. Это является неделимым результатом интеграции четырех основных компонентов: «знание» или техническая компетентность (обладание специальными знаниями), «знание» или методологическая компетентность (применение знаний к конкретным трудовым ситуациям), «знание» или конкуренция на основе участия (внимание к изменениям на рынке труда, готовность к сотрудничеству с другими) и «знание» или личная компетентность (реалистичный образ, ответственность).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Российский и международный опыт формирования компетенций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*