Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетенции у младших школьников с ЗПР

28.12.2020 749 2415
Будякова Лилия Витальевна
Будякова Лилия Витальевна, преподаватель, к.п.н.

Мезенский педагогический колледж

Проблема организации эффективной работы с детьми с ЗПР до сих пор является весьма актуальной.

Всеми учёными отмечаются проблемы в развитии таких мыслительных операций как обобщение и классификация у детей с нормальным темпом развития и с задержкой психического развития.

Причинами возникновения задержки  психического развития у детей могут являться: [9]

- разные по характеру и времени церебрально-органические повреждения головного мозга;

- наследственно обусловленная незрелость головного мозга;

- заболевания внутренних органов, различные хронические расстройства;

- длительное воздействие неблагоприятных условий среды.

Однако основной причиной возникновение у ребенка ЗПР исследователи считают слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга которые могут быть врожденными или возникнуть во внутриутробном, родовом, а также в раннем периоде развития ребенка.

Кроме того, детям с ЗПР свойственна общая пассивность  восприятия, что проявляется в попытках подменить сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».

Память детей с ЗПР отличается:

- сниженной продуктивностью запоминания и его неустойчивостью;

- большей сохранностью непроизвольной памяти по сравнению с произвольной

- слабые умения использовать рациональные приемы запоминания;

- низким уровнем самоконтроля в процесса заучивания и воспроизведения, неумением организовывать свою работу;

- недостаточной познавательной активностью и целенаправленностью при запоминании и воспроизведении.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Прежде всего, у большинства дошкольников с задержкой психического развития отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. [7]

Как указывают авторы дети младшего школьного возраста с любыми формами ЗПР легко поддаются общему настроению, они внушаемы, зачастую попадают под неблагоприятное влияние старших школьников с деструктивным поведением, нарушающим дисциплину. Чувства раскаяния и стыда у этих детей кратковременны и неглубоки. Они не имеют постоянных друзей несмотря на общительность.

Термин «задержка психического развития» (ЗПР) предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушения познавательной деятельности, по структуре и качественным показателям отличающимся от олегофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

В психолого-педагогических исследованиях выделены качественные характеристики общения детей младшего школьного возраста с ЗПР, связанные с общими особенностями их развития, такие как: бедность знаний, игровой характер интересов, несформированность контекстной речи и саморегуляции. К школьному возрасту у обучающихся недостаточно развиты коммуникативные навыки, им не хватает знаний в сфере межличностных взаимоотношений, недостаточно сформированы представления об индивидуальных особенностях людей, не развита произвольная регуляция эмоциональных реакций. У детей с ЗПР замедлен уровень образования и закрепления речевых форм, выражено отсутствие самостоятельности в речевом творчестве.

К школьному возрасту обучающиеся не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. Е. Н. Васильева выявила у детей младшего школьного возраста с ЗПР запаздывание возникновения коммуникативных взаимоотношений по сравнению с нормой. [2]

Дети младшего школьного возраста с ЗПР имеют низкий уровень владения личностными контактами. Обучающиеся в ситуации личностного общения зачастую подтверждают нарушение или соблюдение правил поведения сверстниками, в сферу оценки нравственных качеств, которые проявляются во взаимоотношениях с взрослым и сверстником, выходят редко, но пытаются оценить свои поступки. Некоторые факторы указывают на то, что обучающиеся младшего школьного возраста с ЗРП не могут самостоятельно выделить нравственный аспект в нравственно-этической ситуации, не владеют оценочными терминами. [3]

Взаимоотношения обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР с взрослым проходит на фоне положительного отношения к нему. Обучающиеся стремятся привлечь к себе внимание взрослого, получить хорошую оценку и отзываются на все его предложения. Некоторые обучающиеся стараются использовать все ситуации общения для установления интимно-личностных контактов с взрослым. Это говорит о тем, что вне ситуативных уровней общения с взрослым, которые побуждаются потребностью в познании мира предметов и явлений, а также мира человеческих взаимоотношений, обучающиеся младшего школьного возраста с ЗПР не владеют. Зачастую они избегают речевое общение, но, если контакт между ребенком и взрослым или сверстником возникает, он носит кратковременный и неполноценный характер.

Значительный дефицит возможностей коммуникативной сферы для полноценного и активного общения у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР и связанные с этим особенности взаимоотношений показаны в исследовании Г. А. Карповой и Т. П. Артемьевой. [6]

  1. Низкая потребность в общении в комплексе с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждения, избегания или конфликта) определяют значительную дезинтеграцию детского коллектива, разобщенность, скудность и конфликтность контактов.
  2. Незрелость эмоциональной сферы детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей несут мимолетный, ситуативный, неустойчивый характер.
  3. Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и так далее), неадекватных способов выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, в нереальные конфликты.
  4. Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.
  5. Избегание является наиболее частым способом реакции детей с ЗПР на «трудные» ситуации, а значит, психологические связи ребенка с ЗПР и детского коллектива становятся еще более ослабленными.
  6. Неустойчивость и некритичность самооценки детей с ЗПР приводит к склонности преувеличивать свои возможности, обаяние, влияние. Оценка окружающих не регулирует их поведение, потому что ребенок не может правильно уловить ее смысл, отсюда воспитывающая сила коллектива по отношению к ребенку с ЗПР весьма невелика.
  7. Психическая неустойчивость большинства детей с задержкой развития определяет особенности их общественного поведения: непоследовательность, неровность, нелогичность, конфликтность, малопредсказуемость.
  8. Адаптивные механизмы у ребенка с ЗПР своеобразны: он не имеет достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков Доступные ему способы самокоррекции – это приемы, не требующие труда, длительного волевого усилия: избегание, побеги, прогулы, конфликты. Стремление добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; иметь какую-то вещь – путем воровства; жажда получения удовольствия, впечатления – путем бродяжничества. Представленные формы поведения провоцируют негативную реакцию окружающих и тормозят социализацию ребенка.

Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР отстает созревание функций лобных отделов головного мозга, с чем и связано то, что самосознание в этом возрасте еще не сформировано. К 7 - 8 годам у детей младшего школьного возраста с ЗПР не в полной мере развиты функции управления своими действиями и поведением, способность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Биологический и социальный факторы, возникновения коммуникативных умений, имеющие значение при отставании в психическом развитии, создают условия для формирования и развития коммуникативной сферы обучающегося. Данные факторы являются основной составляющей процесса социализации.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетенции у младших школьников с ЗПР




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*