Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ соответствии с профессиональным стандартом педагога профессионального образования при выполнении трудовых функций он должен владеть необходимыми умениями и знаниями при обучении лиц с проблемами в здоровье.
Проблемы профессионального образования студентов с отклонениями в здоровье сегодня являются достаточно актуальными. Это связано с тем, что число обучающихся с различными заболеваниями неуклонно растет. Кроме этого, профессиональное образовательное учреждение - главный этап социализации для таких обучающихся. Здесь они получают не только богатый социальный опыт, необходимый для полноценной жизни в обществе, а также приобретают знания, профессиональные умения и опыт, которые должны помочь им в дальнейшем будущем при трудоустройстве.
Студенты с нарушениями здоровья нуждаются в индивидуальных условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах.
В нашем образовательном учреждении студентов с отклонениями в здоровье с каждым годом становится все больше. Чаще всего они имеют нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопие), выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, а также различные хронические заболевания.
Поэтому для нас, педагогов, очень важно организовать учебный процесс с использованием активных и интерактивных форм, методов и приёмов обучения, чтобы студенты с проблемами в здоровье могли в полной мере реализовать свои образовательные потребности, освоить необходимые общие и профессиональные компетенции, а также приобрести необходимые знания, умения и практический опыт без снижения уровня образования других обучающихся.
Чтобы адекватно оценить здоровье человека, оказать ему необходимую медицинскую помощь, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения. Группы здоровья взрослых и детей имеют отличия.
В настоящее время существуют 3 основные группы здоровья взрослого населения.
К первой группе здоровья относятся полностью здоровые люди, которые не страдают какими бы то ни было хроническими заболеваниями, а также не имеют большого количества факторов риска их развития.
Ко второй группе здоровья относят людей, у которых нет никаких хронических заболеваний, но они имеют большое количество факторов риска, которые могут привести к развитию того или иного хронического заболевания.
К третей группе относятся люди с наличием хронической патологии, требующие диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
До 18 лет у несовершеннолетних выделяют 5 групп здоровья.
К 1 группе относятся дети, не имеющие отклонений в здоровье, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют простудными заболеваниями, т.е. имеют хороший иммунитет.
Вторая группа включает детей, имеющих незначительное снижение иммунитета (ОРЗ до 4 раз в год) и незначительные функциональные отклонения (избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и др.), но не имеющих хронических заболеваний.
К 3 группе относятся дети имеющие хронические заболевания с редкими обострениями, которые не сказываются на общем самочувствии и поведении ребенка. Такими заболеваниями считаются: анемия, плоскостопие, заикание, аденоиды, ожирение и т.д.
Четвертая группа здоровья объединяет детей с хроническими заболеваниями, которые после обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз.
Пятую группу составляют дети имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.
Первой группы здоровья у наших студентов практически нет, большинство из них имеют II и III группу здоровья, редко IV.
Из своего педагогического опыта хочу поделиться особенностями организации процесса обучения студентов с отклонениями в здоровье на практических занятиях. Работа с такими студентами требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов.
Всех своих студентов, которые имеют проблемы со здоровьем, я знаю, а медицинское образование помогает мне ориентироваться в особенностях их развития и здоровья.
В основном такие обучающиеся поступают к нам уже достаточно замотивированные на обучение, т.к. им хочется познать свой организм, изучить подробно свое заболевание. Поэтому я стараюсь поддерживать, развивать и повышать их внутреннюю мотивацию через интерес к преподаваемым дисциплинам и ПМ, через осознание и понимание значимости будущей профессиональной деятельности.
Организую процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся с проблемами в здоровье тесно взаимодействовали с одногруппниками, пациентами, медицинскими работниками, чтобы они были частью коллектива, а не отдельным звеном.
Нахожу к таким студентам индивидуальный и дифференцированный подход. Из-за своего состояния здоровья эти обучающиеся имеют сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, все это способствует низкому уровню обучаемости данных студентов. Поэтому во время учебных занятий обучаю всех, но при этом принимаю во внимание способности каждого студента в отдельности, стараюсь понимать их и быть терпимой в процессе обучения.
Осуществляю непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы обучающиеся не утомлялись, ведь как известно, проблемы в здоровье отнимают немало сил, как физических, так и психологических.
Важно, чтобы обучение таких студентов было связано с реальной жизнью. Поэтому постоянно стараюсь моделировать и воспроизводить ситуации возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для развития личности таких студентов, формирования необходимого практического опыта.
Стремлюсь вызвать у студентов положительное эмоциональное отношение к обучению. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у всех. Обучающиеся с отклонениями в здоровье, которые испытывают положительные эмоции, лучше понимают и усваивают учебный материал, учатся использовать его в практической деятельности.
В результате перечисленных особенностей организации образовательного процесса происходит положительная динамика в развитии таких студентов, они получают богатый социальный опыт, приобретают необходимые знания, умения, практический опыт, необходимые не только для полноценной жизни в обществе, но и для будущего трудоустройства.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности обучения студентов с отклонениями в здоровье на практических занятиях по общепрофессиональным дисциплинам и ПМ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.