Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКорреспондент рубрики
Жигулин Вячеслав Сергеевич - кандидат социологических наук, начальник отдела мониторинга СМИ, ООО «Центр исследований Гортис», Санкт-Петербург
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС (Санкт-Петербург), консультант-практик в сфере HR и стратегирования, куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта, независимый HR-эксперт, член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
Наше очередное, четвертое, интервью из рубрики «Интервью с экспертом».
С приглашенным внешним экспертом Юлией Байер беседует кандидат социологических наук, начальник отдела мониторинга СМИ ООО «Центр исследований Гортис» Санкт-Петербурга Жигулин Вячеслав Сергеевич.
В.Ж. – Юлия, расскажите, пожалуйста, какие еще актуальные тенденции в образовании Вы можете отметить на международном уровне?
Ю.Б. – Хотя я не очень люблю говорить на эту тему, т.к. не хочется «сталкивать» мужчин и женщин вообще и в сфере образования в частности, но, справедливости ради можно отметить, что гендерное неравенство в международном образовании как тема поднимается достаточно часто в иностранных источниках, то есть на международном уровне, этот вопрос по-прежнему актуален.
В.Ж. – Какие исследования проводились в мире на эту, всегда любопытную, тему?
Ю.Б. - Тема гендерного неравенства в принципе достаточно «острая» в странах ЕС и США, а изучение ее в преломлении к академической среде – тем более делает ее актуальной. За недавние годы опубликованы результаты нескольких исследований гендерных различий в отношении удовлетворенности академической работой.
Так, американские исследователи обнаружили, что пол респондентов не влияет непосредственно на удовлетворенность работой работников университета; однако взаимодействие пола и статуса преподавателей ВУЗов было статистически значимое[1].
В.Ж. – То есть сочетание пола и статуса коррелируют с удовлетворенностью работников вузов?
Ю.Б. – Да. В целом женщины-преподаватели высокого статуса (старшие преподаватели, лекторы-доценты и профессора) в проводимых исследованиях выразили большую степень удовлетворения своей работой, чем ученые-мужчины сопоставимого социального статуса.
В исследованиях также было обнаружено, что сохранение значительного числа женщин на факультетах имеет решающее значение для вузов, стремящихся к совершенствованию и разнообразию, и что важнейший шаг в решении проблемы гендерного неравенства заключается в том, чтобы изучить, какие именно факторы способствуют реализации женской карьеры в академической среде.
В.Ж. – А что влияет на удовлетворенность работой преподавателей мужчин и женщин и есть ли какие-то различия в этих факторах?
Ю.Б. - Да, есть. Исследования обнаружили, что женщины- преподаватели были более удовлетворены своей работой и отношениями с коллегами/сотрудниками, в то время как мужчины более удовлетворены оплатой труда и продвижением по службе[2]. Это приводит нас к выводу о том, что система мотивации в ВУЗах для преподавателей должна быть дифференцирована в том числе и с учетом гендерных различий. Хотя применительно к российским вузам эти результаты можно рассматривать как гипотезу. Если проводить такие исследования у нас, то результаты могут быть совсем другие. К сожалению, в вузах России такие исследования не проводятся.
В.Ж. – А почему Вы не любите исследования с гендерной корреляцией?
Ю.Б. – Потому что, мне кажется, базовые различия, в том числе и в мотивации, зависят не от пола респондента, а от его личности, ценностной системы и от того, насколько имеющаяся система мотивации уже «закрыла» имеющиеся потребности. Иногда корреляции по половому признаку, как мне кажется, притягиваются за уши, иногда бывает и дискриминация «наоборот».
В.Ж. – Что значит дискриминация «наоборот»?
Ю.Б. - В Европарламенте, например, определенный процент депутатов должен состоять из женщин, поэтому выбор в пользу последних иногда оказывается именно по гендерному признаку. Мне нравится, что в России, хотя феминистическое движение и не развито, мы знаем много успешных примеров женщин-менеджеров в сфере образования: директора гимназий, ректоры и проректоры вузов, министр образования и т.д. То есть у нас это происходит спокойно, естественно, без жесткого противостояния, и по признаку меритократии. И это, я убеждена, очень благотворно сказывается на социально-психологическом климате общества в целом, зачем искусственно создавать противостояние полов?
В.Ж. – Полностью согласен! Спасибо за интересную беседу! Ждем следующего интервью и продолжения разговора об образовании!
Ю.Б. – Спасибо Вам за интересные вопросы! До встречи!
[1] M. Machado-Taylor, K. White, O. Gouveia “Job Satisfaction of Academics: Does Gender Matter?”, Higher Education Policy, 2014, 27, (363–384)
[2] Maria de Lourdes Machado-Taylor, Kate White, Odilia Gouveia “Job Satisfaction of Academics: Does Gender Matter?”, Higher Education Policy, 2014, 27, (363–384)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.