Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКлючевые слова: традиционное обучение, компетенции современного учителя, информационная компетентность, сертификации работников образования
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» - К. Д.Ушинский
Сегодня ведется немало дискуссий вокруг того, что нынешнее поколение не замотивировано на образование, которое ему предлагают современные учебные заведения. И проблема здесь не в отсутствии любознательности, а в отсутствии интереса к форме подачи образовательных ресурсов. Несмотря на современные технологии, на наличие множества педтехнологий и онлайн-ресурсов практически во всех учебных заведениях преобладает традиционная система обучения.
Характерные признаки традиционной классно-урочной технологии:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно строго определённому расписанию учебных занятий;
- основной единицей занятий является урок; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- систематическая проверка и оценка знаний учащихся;
- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
- учебники применяются, в основном, для домашней работы;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс
В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися, а на основе полученных знаний формируются умения и навыки, так называемые ЗУН.
Достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности - «ориентирована на среднего ученика», «создаёт непосильные трудности для слабых и задерживает развитие способностей у более сильных», «организует преимущественно индивидуальную познавательную деятельность ученика и не стимулирует развитие коллективизма», «не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими школьниками» [1].
Можно ли уйти от классно-урочной системы, не потеряв сути образования? Традиционное обучение служит фундаментом и вместе с тем инструментом. Знания, получаемые в рамках традиционной системы, служат отправной точкой для получения новых знаний и их креативного переосмысления.
В принятом правительством Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ предписывается ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия, т.е. конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию учащихся. Вместо того, чтобы заставлять «зубрить», учитель должен предложить ученикам самостоятельно разобраться с темой, поставив перед ними определенную проблему. Образование выходит за пределы учебных аудиторий, увеличивается количество студентов, которые учатся удаленно. Цифровые технологии радикально меняют содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи: к 2023 году страна должна перейти на систему цифровых учебно-методических комплексов, которые заменят традиционные учебники. Элементами этой электронной системы станут:
- облачные сервера с постоянно пополняющейся базой образовательных материалов;
- фильтры-поисковики, которые будут выдавать ссылки на качественные образовательные ресурсы;
- обучающие игры и симуляторы;
- тесты, планы уроков и другие необходимые учителю источники для уроков;
-всеобщий доступ к качественным онлайн-курсам от лучших учителей и профессоров по всем дисциплинам, как основным, так и дополнительным;
- система электронной оценки и обратной связи между учениками, родителями и педагогами [2].
В эпоху ускоряющихся технологических изменений, цифровое общество требует от педагога быть «гибким»: помимо использования традиционного учебника, привлекать новые методики и технологии, экспериментировать с организацией учебного процесса, реагируя на интересы учащихся, предоставлять свободу выбора ученикам. При этом роль учителя сводится к позиционированию себя в качестве:
- организатора деятельности;
- консультанта;
- тьютора;
- организатора рефлексии;
- эксперта;
- партнера.
Основные компетенции современного учителя:
- уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»;
- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций);
- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;
- уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;
- уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;
- владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся;
- владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий;
- уметь организовать понятийную работу учащихся;
- уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике;
-владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:
- владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
- знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
- умение представить информацию в Интернет;
- владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий;
- умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
- владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики [3].
Педагоги работают в постоянно движущемся потоке. Чтобы оставаться эффективными для управленческих команд образовательных учреждений и педагогов планируется глобальная программа сертификации работников образования с усиленной практической составляющей, основными этапами которой являются:
Времена изменились, и цифровая экономика требует не добросовестных исполнителей, а грандиозных новаторов, не только приспособившихся к меняющемуся миру, но и меняющих этот мир.
Библиографический список
Оригинал работы: Роль преподавателя в условиях цифровой экономики
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.