Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование интерактивных методов для активизации правого полушария

18.04.2019 433 707
Еременко Анна Михайловна
Еременко Анна Михайловна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Аннотация. В статье дается характеристика левого и правого полушария, описываются психофизиологические особенности учащихся и предлагается использование интерактивных методов для активизации правого полушария.

Все мы знаем, что у каждого человека есть левое и правое полушарие мозга. Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Правое полушарие охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии.

Классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что обучающихся учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним. В итоге человек становится способным грамотно воспроизвести изложенный на занятиях материал, но оказывается беспомощным, приступив к практической работе, где каждая ситуация уникальна, не разрешается только стандартными приемами и требует кроме знаний творческого подхода и интуиции.

Мир еще недавно был предельно жесток по отношению к правополушарным людям. Им было трудно социализироваться. Для того, чтобы соответствовать нормам левополушарного общества, необходимо было затрачивать недюжинные запасы энергии, ломать себя. Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди неадаптировавшихся к жизни правополушарных людей.

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, для повышения эффективности обучения целесообразно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, его обобщенность, целостность, одномоментность и образность, синтез в реальном пространстве и времени, вовлечение непроизвольной памяти.

Таблица 1 – Психофизиологические особенности  учеников [3]

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит символы (буквы, слова).

Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию.

Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями.

Любит проверять работу.

Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому.

Переживает реальность после чтения.

Любит смотреть фильм после чтения книги.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении.

Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению.

Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные.

Любит самостоятельный выбор.

Использует интуицию.

Не любит проверять работу.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Фокусирован на внешнее.

Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения.

Любит смотреть фильм до чтения книги.

Возникает вопрос, как оптимально использовать возможности каждого полушария.

Для активизации правого полушария полезно  систематически включать в учебный процесс: манипулирование с моделями и макетами, они развивают объемное воображение; использовать всякого рода схемы; применять средства передачи информации, такие как телевидение и кино, особенно документальные их формы, ориентированные на восприятие конкретной реальности, такие как композиция поэтической и музыкальной форм, непосредственно обращаясь к правому полушарию, его эпизодической и ритмической памяти, что улучшает непроизвольную память и активизирует непроизвольное внимание слушателя и зрителя. Этому же способствует выразительность языка жестов оратора, богатство речевого интонирования и эмоциональная окрашенность речи.

Методика преподавания все еще построена с «левополушарным» акцентом. Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.

Правополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - левая.

Светлая доска - темный мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • контекст
  • связь информации с реальностью, практика
  • творческие задания
  • эксперименты
  • музыкальный фон
  • речевые и музыкальные ритмы
  • работа в группах
  • схемы, таблицы, карточки
  • ролевые игры, инсценировка

Методы проверки:

Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный развернутый ответ).

Левополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - правая

Темная доска - светлый мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • детали
  • абстрактно-линейный стиль изложения информации
  • тишина на уроке
  • работа в одиночку
  • многократное повторение
  • задание на поиск ошибок
  • задание в символах

Методы проверки:

Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа) [1].

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Для успешного обучения и гармоничного развития личности необходимо создавать условия с учетом психофизиологических особенностей, задействовать работу обоих полушарий. Использование интерактивных образовательных методов решает данные проблемы. Примеры интерактивных образовательных технологий – это деловые и ролевые игры, экономические симуляторы, социальные тренажеры, проектные методы, тренинги, дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Все они направлены на развитие творческого мышления, активности, интереса,  на получение и осмысление участником опыта практической деятельности.

Литература

1. Грановская, Р.М. Эффективность обучения и роль правого полушария [Электронный ресурс]/Р.М.Грановская - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/58876, свободный (2016).

2. Деева, Е. М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум / Е. М. Деева. – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – 116 с.

3. Попова Н.М. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе [Электронный ресурс] / Н.М.Попова - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/500220/, свободный (2017)

4. Синицын  Е.   Правое и левое полушария мозга, их краткая характеристика и связь с обучением [Электронный ресурс] / Е. Синицын - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.s-genius.ru/pedagogica/pravoe_polusharie.htm, свободный (2015)

5. Спориш, В.А. Учёт психофизиологических особенностей обучающихся в образовательном процессе как один из методов дифференцированного обучения [Электронный ресурс] / В.А.Спориш. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/21/uchyot-psikhofiziologicheskikh-osobennostey, свободный (21.12.2017)

 

Оригинал работы: Использование интерактивных методов для активизации правого полушария




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*