Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие мотивации достижения успеха у обучающихся в системе среднего профессионального образования

21.12.2018 299 500
Мартынова Елена Степановна
Мартынова Елена Степановна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Происходящие в современной России экономические перемены изменили и повысили требования к специалистам на рынке труда. В связи с этим сегодня конкурентоспособным специалистом на рынке труда является активная личность с развитыми волевыми качествами, способная выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию с целью достижения наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности.

Большое значение в профессиональной деятельности специалиста любого профиля имеет мотивация, так как регулирует поведение личности, определяет его активность. В психологии ориентация личности на достижение успеха рассматривается непременным условием её развития, и развития общества в целом.

Современное образование должно быть направлено не только на подготовку грамотного специалиста, но и на формирование самостоятельной, творческой личности, способной ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, готовой к непрерывному самообразованию и саморазвитию, к эффективному выполнению разнообразных профессиональных задач, стремящейся к достижению высот профессионализма.

Цель исследования: выявление, обоснование и реализация программы по развитию мотивации достижения успеха у обучающихся организации среднего профессионального образования.

Объект исследования: мотивация достижения успеха обучающихся организации среднего профессионального образования.

Предмет исследования: развитие мотивация достижения успеха обучающихся в образовательном процессе организации среднего профессионального образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мотивации достижения у обучающихся организации профессионального образования.

2. Выявить уровень мотивации достижения у обучающихся организации профессионального образования.

3. Разработать и апробировать программу тренинговых занятий по развитию мотивации достижения успеха у студентов.

4. Экспериментально проверить эффективность реализованной программы.

Гипотеза исследования: уровень мотивации достижения у обучающихся организации профессионального образования повысится, если реализуется программа тренинговых занятий, направленная на:

развитие стремления к достижению успеха в личной жизни и профессиональной деятельности;

освоение способов мышления и поведения, характерных для человека с высокой мотивацией достижения:

обучение позитивному формулированию целей;

развитие позитивного самоотношения и самопринятия.

База исследования: ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум». В исследовании приняло участие 20 обучающихся 1 курса.

Цель эмпирического исследования: разработка и реализация программы тренинговых занятий по развитию мотивации достижения успеха у обучающихся организации среднего профессионального образования.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Подобрать диагностический инструментарий для диагностики мотивации успеха у обучающихся организаций профессионального образования.

Провести диагностику уровня мотивации успеха у обучающихся организаций профессионального образования.

Реализовать в организации профессионального образования программу тренинговых занятий по развитию мотивации достижения успеха у обучающихся.

Провести повторную диагностику мотивации успеха у обучающихся организаций профессионального образования и оценить эффективность реализованной программы тренинговых занятий.

Эмпирическое исследование включало 3 этапа:

1-ый этап – подбор диагностического инструментария, выявление уровня мотивации успеха у обучающихся организаций профессионального образования.

2-ой этап – разработка и реализация программы тренинговых занятий по развитию мотивации достижения успеха у обучающихся.

3-ий этап – повторная диагностика мотивации успеха обучающихся после реализации программы и оценка её эффективности.

На первом этапе нашего исследования были подобраны методики для диагностики уровня развития мотивации достижения у обучающихся:

методика диагностики мотивации к успеху (Т. Элерса);

шкала оценки потребности в достижении успеха Ю.М. Орлова;

опросник диагностики мотивации достижения Мехрабиана (модификация М. Ш. Магамед–Эминова).

По результатам диагностики были получены следующие данные:

25 % обучающихся имеют высокий уровень мотивации достижения успеха, 35% - средний и 40% - низкий уровень.

На втором этапе нашего эмпирического исследования была разработана и реализована программа тренинговых занятий по развитию мотивации достижения успеха у студентов «Совершенствуясь, достигаем успеха».

Цель тренинговых занятий – повышение уровня мотивации достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неудачи у обучающихся.

Задачи:

1. Развитие стремления к достижению успеха в личной жизни и профессиональной деятельности.

2. Освоение участниками способов мышления и поведения, характерных для человека с высокой мотивацией достижения.

3. Обучение студентов позитивному формулированию целей.

4. Развитие позитивного самоотношения и самопринятия.

Программа тренинговых занятий, направленная на развитие мотивации достижения успеха у студентов, рассчитана на 10 занятий по 45 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю.

Третий этап включал повторную диагностику уровня развития мотивации достижения у обучающихся после реализации программы тренинговых занятий. По результатам количественного анализа нами были сделаны следующие выводы:

В результате реализованной на формирующем этапе исследования программы тренинговых занятий произошло увеличение количества испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения успеха на 5 %. Уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха на 25%. Число детей со средним уровнем возросло на 20%.

Таким образом, мы можем утверждать то, что разработанная и реализованная программа тренинговых занятий способствует развитию мотивации достижения успеха у обучающихся организации профессионального образования.

 

Оригинал работы:

Развитие мотивации достижения успеха у обучающихся в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*