Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Основные рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История»

06.12.2018 596 992
Чистикова Лариса Николаевна
Чистикова Лариса Николаевна, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Самостоятельность головы учащегося –

единственное прочное основание

всякого плодотворного учения

К.Д. Ушинский

 

Осмельтесь мыслить самостоятельно.

Вольтер

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по дисциплине «История» студент должен уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем, должен знать основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения. Как видно, это достаточно большой объем информации, который нуждается в дополнительном самостоятельном освоении. На самостоятельную работу студентов в ФГОС СПО предусматривается 50% общей трудоемкости дисциплины.

Самостоятельная работа за весь процесс обучения позволяет сформировать необходимые общекультурные компетенции: организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Студенты различаются по уровню готовности к самостоятельной работе. Поэтому на своих занятиях считаю целесообразным применять самостоятельные работы разных уровней [1]:

1.Самостоятельные работы по образцу — низкий уровень самостоятельности. Требуют переноса известного способа решения непосредственно в аналогичную ситуацию.

2.Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа — пороговый уровень самостоятельности. Позволяют осмысленно переносить знания в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, создают условия для развития мыслительной активности учащихся, формируют приемы и методы познавательной деятельности.

3.Эвристические самостоятельные работы - продвинутый уровень самостоятельности.. При выполнении работ этого типа происходит постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации.

4.Внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоятельные работы - высокий уровень самостоятельности. Самостоятельные работы этого вида обычно содержат в себе познавательные задачи. Согласно программе для освоения дисциплины используются два вида самостоятельной работы – аудиторная (под руководством преподавателя) и внеаудиторная. Внеаудиторная самостоятельная работа включает разные виды деятельности и зависит от профессионального видения преподавателя. Основные виды самостоятельной работы подробно описаны в М.А. Измайловой, к. пед. н. в Методическом пособии [2].

Приведем далее используемые виды самостоятельной работы по дисциплине «История» в системе среднего профессионального образования.

1. Реферат. Реферат, как форма самостоятельной работы формирует навыки работы с литературой, оформления работы, развивает способность студентов к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. При объяснении требований можно использовать слоган «несколько «НЕ»: Реферат не копирует дословно книги и статьи и не является конспектом. Реферат не пишется по одному источнику и не является докладом. Реферат не может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах. В реферате собирается и обобщается более глубокая информация по предложенной программной теме. Например, при написании реферата на тему «Трагедия Афганской войны» можно рекомендовать источники: Гоков, О. А. Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году Военно-исторический журнал. 2009, № 12; Рубцов, Ю. В. Советский Союз в «необъявленной» войне в Афганистане (1979 – 1989 годы): осмысление прошлого. Новая и новейшая история. 2009 № 1. При написании темы «Ярослав Мудрый. «Правда Русская» и обычное право» можно использовать источники: Исаев И. А. История государства и права России, Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде, Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова Ю.П. и Чистякова И.О., Ключевский В.О. Курс русской истории ч.1.5. изд.

2. Эссе. Написание эссе развивает навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Как правило, написание эссе требует высказывания собственной позиции и отношения, основанной на изученном материале.

Например, при написании Эссе на тему «Откуда есть пошла Русская Земля (Нестор)» студенты могут рассуждать по таким вопросам:

как возникло первое русское государство?

что для России самое важное, самое главное, что определяет ее бытие?,

как понятие «Русская земля» всех объединяло?

каково происхождение восточных славян?

проблема появления слова «Русь? и т.д.

3. Доклад. Доклад рассчитан на публичное представление, поэтому предварительно просматривается педагогом. Доклад помогает развивать речь, осваивать мультимедийные технологии (презентации или видео), способствует развитию творческого мышления. Во время изучения актуальных для молодежи тем можно предложить подготовку одной темы в разных аспектах с презентациями. Например, тема «Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры» вызывает активный интерес студентов.

Распределение подтем внутри общей темы может быть следующее: «Понятие массовой культуры и ее основные составляющие», «Основные тенденции в современной массовой культуре», «Важнейшие проявления МК», «Преобразование российского общества под воздействием американских ценностей», «Влияние американской культуры на Российское общество», «Практическая часть: Особенности восприятия образа жизни и массовой культуры США российскими студентами».

С учетом специфики колледжа искусств, такие уроки способствуют пониманию связи дисциплины с профессиональной деятельностью.

4. Конспект. Написание конспекта формирует способность студентов анализировать источники информации, уметь выбирать и резюмировать главные мысли. Например, по теме

«Образование централизованных государств в Западной Европе» дается следующее самостоятельное задание по источникам Алексашкина Л.Н. Всеобщая история, 10 кл. 2009 «Мнемозина» с.178-188, либо ресурсы Интернет.

Написать конспект по предложенному плану: Столетняя война.1337-1453гг»: причины, повод, силы сторон участников, указать основные события Столетней войны в каждый период: 1337 -1360, 1369-1396, 1415-1420, 1423-1453г., Жанна д Арк как глубоко символическое событие в окончании войны, итоги войны, образование централизованных государств в Англии и Франции .

5. Проект. Проектная работа развивает способности прогнозировать, проектировать, моделировать. Проекты помогают студентам сблизиться с мировой историей, пробудить интерес к истории своего государства, развивают навыки исследовательской деятельности, так же они приобретают опыт публичных выступлений. Темы проектов могут быть общими, касающимися определенных этапов развития человечества, а также иметь узкое направление - на изучение отдельных событий, периодов, людей. Например, в проекте «Женщины на русском престоле» решаются следующие проблемы: Как правление переходило в женские руки? Какие трудности женщины испытывали время правления? Какие реформы были проведены императрицами? Какую память они о себе оставили? Как их деятельность повлияла на политическое, экономическое и культурное развитие государства?

Представление проектов происходит на ежегодной студенческой конференции ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Информационный поиск наиболее частый вид самостоятельной работы

Например, по теме: « Образование США» необходимо изучить источник на стр.274-284 Алексашкина Л.Н. Всеобщая история, 10 кл., Изд-во «Мнемозина», 2009., либо ресурсы Интернет и самостоятельно ответить на вопросы:

Какие события можно назвать ключевыми в общем ходе борьбы североамериканских колоний Великобритании за независимость? Аргументируйте своё мнение.

Кто такие «отцы-основатели» США? Что потребовалось для того, чтобы они могли выступить в этой роли?

Итог выполненной работы: Правильные, полные ответы на вопросы. Получение навыков работы с разными источниками.

8. Построение сводной (обобщающей) таблицы. Построение сводной таблицы позволяет усвоить отношения между понятиями или отдельными понятиями и разделами темы. Например, по теме «Северная война 1700-1721гг.» можно предложить составить таблицу по теме: «Внешняя политика Петра I. Северная война», поместив информацию в колонках: хронологические рамки события, основные события, значение события для хода войны.

Сочетание в работе разных методов самостоятельной работы позволяет эффективно и с интересом овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; способствует устанавливанию причинно-следственных связей между явлениями.

 

Список литературы:

Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / Под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.

Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2009.

 

Оригинал работы:

Основные рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*