Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИнтерес дела есть только там,
где есть вдохновение,
рождающееся от успеха.
В.А. Сухомлинский
В настоящее время среднее профессиональное образование занимает особое место в структуре образования России и играет значимую роль в удовлетворении образовательных потребностей населения страны. Полномасштабная реализация требований ФГОС СПО сегодня становится одной из ключевых характеристик качества образования в колледжах. Одним из направлений реализации федеральных образовательных стандартов преподавателем являются современные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии позволяют овладеть эффективными способами применения знаний и умений, открывают возможности для индивидуализации обучения, способствуют активному приобретению знаний и умений, развитию познавательного интереса обучающихся, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности. К современным образовательным технологиям относят: проектные и исследовательские технологии, информационно – коммуникационные технологии, кейс - технологии, проблемное обучение, технологию развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технологии дистанционного обучения, технологии дифференцированного обучения и др.
Организация работы преподавателя физики в системе СПО в рамках реализации ФГОС также предполагает широкое использование современных образовательных технологий. Рассмотрим применение современных образовательных технологий в работе преподавателя физики на базе ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4». В процессе преподавания физики студентам всех специальностей колледжа активно используются: информационно – коммуникационные, игровые, проектные и исследовательские технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения. В настоящей статье предлагается рассмотреть возможности применения преподавателем игровых технологий на уроках физики.
Дисциплина «Физика» – одна из самых сложных общеобразовательных дисциплин первого курса, не все студенты могут успешно проявить себя на учебном занятии. На уроке с использованием игровых технологий обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать посильную для себя работу, показать свои возможности, испытать ситуацию успеха.
Игра - универсальное средство обучения, развития, воспитания обучающихся. В процессе игры формируются такие качества личности, как умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению и анализу явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к дисциплине.
Дидактические игры, применяемые преподавателем на учебных занятиях, позволяют развивать творческие способности студентов, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, позволяют создавать условия для проявления эмоций.
С использованием игровых технологий можно выделить следующие виды уроков по физике: урок – конкурс, урок - КВН, урок - путешествие, урок – олимпиада и др. Можно использовать игровую организацию учебного процесса и на отдельном этапе урока, например, при изучении нового материала, его закреплении или на этапе контроля. Здесь можно выделить такие виды игр, как блиц-турнир, викторины, лото, домино, логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжение ряда или удаление лишнего, загадки и др.
В практике медицинского колледжа одними из часто используемых на уроках физики игр стали викторины, блиц – турниры, кроссворды. Перечисленные виды игр особенно эффективно зарекомендовали себя на этапах проверки домашнего задания и закрепления изученного материала. Проводить эти игры можно как в письменной, так и в устной формах. Для выполнения кроссворда студенты группы делятся на 4 команды. Каждая команда получает домашнее задание – подготовить на бумажном или электронном носителе кроссворд по изученной теме. На следующем занятии команды, на этапе проверки домашнего задания, обмениваются подготовленными кроссвордами, разгадывают их, после чего выполняется взаимопроверка и проводится рефлексия игровой деятельности всех команд-участников, выставляются оценки.
Проведение блиц – турниров способствует эффективному усвоению определенных терминов и понятий по теме, законов, свойств физических явлений и процессов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов. Элементы игровых технологий в формате блиц-турниров можно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по соответствующим темам. Обычно группа делится на 4 команды по 5 – 7 человек. Содержание блиц-турнира включает в себя вопросы с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный. Вопросы с вариантами ответов появляются на экране в формате слайд - презентации. Преподаватель заранее готовит реквизит: 1) звезды, которые выдаются командам за правильный ответ; 2) комплект табличек с номерами от 1 до 4, которыми пользуются обучающиеся при ответе на вопросы. По сигналу преподавателя обучающиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ каждая команда получает звезду. Побеждает та команда, которая набирает большее количество звезд.
Викторины по физике проводятся по итогам изучения темы. Цель проведения викторин – стимулировать обучающихся к получению новых знаний и закреплению изученного материала; расширять кругозор, повышать интерес к дисциплине; развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы, работать в команде. Главным достоинством рассматриваемых видов игр является то, что они не требуют длительной и объемной подготовки преподавателя и обучающихся, что позволяет сэкономить время внеаудиторной подготовки.
В Приложении к статье размещены материалы викторины по теме «Законы постоянного тока». Викторина представлена в форме презентационного материала и состоит из вопросов и ответов. В содержание игры включены вопросы на знание основных терминов и понятий, законов, особенностей физических процессов темы «Законы постоянного тока»: понятие «электрический ток», законы Ома для участка цепи и полной цепи, закон Джоуля-Ленца, действия электрического тока, формулы на расчет мощности электрического тока, понятие «сторонние силы», вопросы о применении постоянного тока в медицине, вопросы исторического характера о знаменитых физиках. Ответы на вопросы викторины прикреплены на каждом слайде с помощью анимационного эффекта.
Перед проведением викторины студенты группы делятся на 3-4 команды. Преподаватель заранее готовит реквизит – звезды, которые выдаются команде за правильный ответ. Звезд необходимо подготовить столько, сколько вопросов в викторине. В каждой команде преподаватель назначает капитана, который считает звезды по окончанию игры, подводит итоги работы команды. Затем проводится рефлексия игровой деятельности всех команд-участников преподавателем, выставляются оценки.
Интересной и несложной является еще одна игра - игра "Путаница". Например, по теме «Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи» на развитие познавательных универсальных действий обучающимся можно предложить выполнить задание: Расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение понятий: дляумцяцио, яцридаолоика, иеедкеторнитва, одиналовар, регкеро. Ответы: модуляция, радиолокация, детектирование, радиоволна, когерер. Практика показывает, что рассматриваемый вид игры также вызывает у обучающихся значительный интерес.
Рассмотренные формы работы с использованием игровых технологий помогают активизировать мыслительную деятельность студентов; формируют мировоззрение, нравственные, эстетические качества; развивают познавательный интерес; приобщают к поисковой и творческой деятельности. Использование игровых технологий на уроках физики в медицинском колледже можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования системы оценивания знаний обучающихся при изучении физики. Всё это необходимо для того, чтобы студенты с радостью шли на занятия, проявляли интерес к дисциплине, а это является залогом успешной реализации учебного процесса.
Оригинал работы:
Использование игровых технологий на уроках физики в медицинском колледже
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.