Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование игровых технологий на уроках физики в медицинском колледже

26.06.2018 697 1175
Лезина Наталья Владимировна
Лезина Наталья Владимировна, преподаватель

Пушкинский филиал Московский областной медицинский колледж № 1

Интерес дела есть только там,

где есть вдохновение,

рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время среднее профессиональное образование занимает особое место в структуре образования России и играет значимую роль в удовлетворении образовательных потребностей населения страны. Полномасштабная реализация требований ФГОС СПО сегодня становится одной из ключевых характеристик качества образования в колледжах. Одним из направлений реализации федеральных образовательных стандартов преподавателем являются современные образовательные технологии.

Современные образовательные технологии позволяют овладеть эффективными способами применения знаний и умений, открывают возможности для индивидуализации обучения, способствуют активному приобретению знаний и умений, развитию познавательного интереса обучающихся, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности. К современным образовательным технологиям относят: проектные и исследовательские технологии, информационно – коммуникационные технологии, кейс - технологии, проблемное обучение, технологию развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технологии дистанционного обучения, технологии дифференцированного обучения и др.

Организация работы преподавателя физики в системе СПО в рамках реализации ФГОС также предполагает широкое использование современных образовательных технологий. Рассмотрим применение современных образовательных технологий в работе преподавателя физики на базе ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4». В процессе преподавания физики студентам всех специальностей колледжа активно используются: информационно – коммуникационные, игровые, проектные и исследовательские технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения. В настоящей статье предлагается рассмотреть возможности применения преподавателем игровых технологий на уроках физики.

Дисциплина «Физика» – одна из самых сложных общеобразовательных дисциплин первого курса, не все студенты могут успешно проявить себя на учебном занятии. На уроке с использованием игровых технологий обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать посильную для себя работу, показать свои возможности, испытать ситуацию успеха.

Игра - универсальное средство обучения, развития, воспитания обучающихся. В процессе игры формируются такие качества личности, как умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению и анализу явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к дисциплине.

Дидактические игры, применяемые преподавателем на учебных занятиях, позволяют развивать творческие способности студентов, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, позволяют создавать условия для проявления эмоций.

С использованием игровых технологий можно выделить следующие виды уроков по физике: урок – конкурс, урок - КВН, урок - путешествие, урок – олимпиада и др. Можно использовать игровую организацию учебного процесса и на отдельном этапе урока, например, при изучении нового материала, его закреплении или на этапе контроля. Здесь можно выделить такие виды игр, как блиц-турнир, викторины, лото, домино, логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжение ряда или удаление лишнего, загадки и др.

В практике медицинского колледжа одними из часто используемых на уроках физики игр стали викторины, блиц – турниры, кроссворды. Перечисленные виды игр особенно эффективно зарекомендовали себя на этапах проверки домашнего задания и закрепления изученного материала. Проводить эти игры можно как в письменной, так и в устной формах. Для выполнения кроссворда студенты группы делятся на 4 команды. Каждая команда получает домашнее задание – подготовить на бумажном или электронном носителе кроссворд по изученной теме. На следующем занятии команды, на этапе проверки домашнего задания, обмениваются подготовленными кроссвордами, разгадывают их, после чего выполняется взаимопроверка и проводится рефлексия игровой деятельности всех команд-участников, выставляются оценки.

Проведение блиц – турниров способствует эффективному усвоению определенных терминов и понятий по теме, законов, свойств физических явлений и процессов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов. Элементы игровых технологий в формате блиц-турниров можно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по соответствующим темам. Обычно группа делится на 4 команды по 5 – 7 человек. Содержание блиц-турнира включает в себя вопросы с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный. Вопросы с вариантами ответов появляются на экране в формате слайд - презентации. Преподаватель заранее готовит реквизит: 1) звезды, которые выдаются командам за правильный ответ; 2) комплект табличек с номерами от 1 до 4, которыми пользуются обучающиеся при ответе на вопросы. По сигналу преподавателя обучающиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ каждая команда получает звезду. Побеждает та команда, которая набирает большее количество звезд.

Викторины по физике проводятся по итогам изучения темы. Цель проведения викторин – стимулировать обучающихся к получению новых знаний и закреплению изученного материала; расширять кругозор, повышать интерес к дисциплине; развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы, работать в команде. Главным достоинством рассматриваемых видов игр является то, что они не требуют длительной и объемной подготовки преподавателя и обучающихся, что позволяет сэкономить время внеаудиторной подготовки.

В Приложении к статье размещены материалы викторины по теме «Законы постоянного тока». Викторина представлена в форме презентационного материала и состоит из вопросов и ответов. В содержание игры включены вопросы на знание основных терминов и понятий, законов, особенностей физических процессов темы «Законы постоянного тока»: понятие «электрический ток», законы Ома для участка цепи и полной цепи, закон Джоуля-Ленца, действия электрического тока, формулы на расчет мощности электрического тока, понятие «сторонние силы», вопросы о применении постоянного тока в медицине, вопросы исторического характера о знаменитых физиках. Ответы на вопросы викторины прикреплены на каждом слайде с помощью анимационного эффекта.

Перед проведением викторины студенты группы делятся на 3-4 команды. Преподаватель заранее готовит реквизит – звезды, которые выдаются команде за правильный ответ. Звезд необходимо подготовить столько, сколько вопросов в викторине. В каждой команде преподаватель назначает капитана, который считает звезды по окончанию игры, подводит итоги работы команды. Затем проводится рефлексия игровой деятельности всех команд-участников преподавателем, выставляются оценки.

Интересной и несложной является еще одна игра - игра "Путаница". Например, по теме «Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи» на развитие познавательных универсальных действий обучающимся можно предложить выполнить задание: Расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение понятий: дляумцяцио, яцридаолоика, иеедкеторнитва, одиналовар, регкеро. Ответы: модуляция, радиолокация, детектирование, радиоволна, когерер. Практика показывает, что рассматриваемый вид игры также вызывает у обучающихся значительный интерес.

Рассмотренные формы работы с использованием игровых технологий помогают активизировать мыслительную деятельность студентов; формируют мировоззрение, нравственные, эстетические качества; развивают познавательный интерес; приобщают к поисковой и творческой деятельности. Использование игровых технологий на уроках физики в медицинском колледже можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования системы оценивания знаний обучающихся при изучении физики. Всё это необходимо для того, чтобы студенты с радостью шли на занятия, проявляли интерес к дисциплине, а это является залогом успешной реализации учебного процесса.

 

Презентация

 

Оригинал работы:

Использование игровых технологий на уроках физики в медицинском колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*