Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Образовательная система как распределенная информационная система

21.05.2018 94 115
Артюхина Дарья Дмитриевна
Артюхина Дарья Дмитриевна, преподаватель

Овчинникова Полина Сергеевна
Овчинникова Полина Сергеевна, студентка

Оскольский политехнический колледж

В настоящее время в нашей стране происходят глубокие социально-экономические реформы, связанные с переходом на рыночные механизмы экономического управления, а также идеологические изменения, направленные на развитие открытого общества. Социально-экономические и социально-культурные реформы в России происходят в контексте глобальных изменений во всем мире. Изменения, которые происходят объективно, ведут к взаимодействию между странами и народами, между различными учебными заведениями, развитию взаимодействия в сфере образования.

У Н.В. Бордовская и А. А. Рейн, с одной стороны, являются «процессом передачи накопленных поколений знаний и культурных ценностей», а с другой - это «система, которая включает в себя как системный компонент: цели, содержание, формы организации учебного процесса, реального образовательного процесса (как единицы обучения, образования и развития человека), предметов и объектов процесса, образовательной среды и результатов обучения »[1].

Специально организованная, целенаправленная и контролируемая область передачи знаний и разработки информации и практики стажировки в основном осуществляется в системе образования, которая представляет собой «сборник последовательных образовательных программ и государственных стандартов на различных уровнях правительственных требований ; сети учебных заведений, реализующих различные организационно-правовые формы и формы; система органов и учреждений управления образованием, предприятий и их подчиненных организаций »[2].

Для обеспечения образовательной деятельности система образования требует финансовых ресурсов, персонала, материалов и информации.

Если первые три типа ресурсов можно рассматривать изолированно, информационные ресурсы тесно взаимосвязаны с каждым из них, а уровень иерархии выше, поскольку они используются в остальной части управления. Диапазон объектов управления чрезвычайно широк и разнообразен: экономика, территория, социальная сфера, производство, научный эксперимент, образование и т. Д.

Информационный ресурс - сосредоточение внимания на фактах, документах, данных и знаниях, которые отражают изменения в реальном времени в обществе и используются для обучения, исследований и производства товаров. Информация как тип ресурса может быть создана, передана, найдена, получена, скопирована (в той или иной форме), обработана, уничтожена [3].

Следовательно, система образования в целом ряде характеристик присуща как информационная система, которая представляет собой любую систему, связанную с сбором, хранением и обработкой информации.

Традиционное понимание образования - это, конечно же, развитие сети учебных заведений разных типов, различающихся по различным параметрам, но, прежде всего, уровню и профилю и объединенным в строго определенных отношениях действий в учебном процессе.

Образовательный процесс, как неотъемлемая часть категорического развития и функционирования человеческого общества, эмпирически представляется как сосуществующая галерея и / или меняет конкретные структуры социального взаимодействия в другом масштабе, предлагая, в конечном итоге, становиться человеческой цивилизацией. Наименьшей структурной единицей такого взаимодействия является диадема «учитель-ученик», самая крупная из которых является мировым образовательным пространством. Среди них есть много других уровней, состоящих из образовательных систем разной степени [4].

В результате распределяются образовательные системы.

Образовательные системы в нашей стране и в других странах меняются. С одной стороны, дальнейшее развитие понимания приоритетов сектора для социально-экономического и социально-культурного развития разных стран. Речь идет о решении вопроса качества, гуманизации и демократизации, доступа к образованию на всех уровнях непрерывного образования.

С другой стороны, необходимость коренных изменений в образовательной системе диктуют происходящие в последнее время процессы информатизации человеческого общества. Эти процессы, а также происходящие во всем мире процессы децентрализации и информационной интеграции неизбежно должны рано или поздно привести к формированию всемирной распределенной образовательной системы. Это направление, на наш взгляд, может успешно развиваться лишь при выполнении двух главных условий – адекватной информатизации образования и применении адекватных образовательных технологий (создании адекватных педагогических условий).

Второе условие, рассматриваемое нами наравне с первым как один из ключевых факторов развития распределенной образовательной системы (являющейся по сути информационной), составляет предмет предлагаемого в данной статье обсуждения.

Обучение человека и познание им окружающего мира имеют ярко выраженную информационную природу. При этом самыми загадочными информационными процессами на сегодня остаются процессы человеческого восприятия, запоминания и извлечения информации. Следует разводить понятия «информация» и «знание». Информацию можно человеку передать, а знание должно быть им приобретено, создано. Необходимо признать, что понимание обучения как процесса передачи информации, опыта и знаний от учителя к ученику является ошибочным. Опыт накапливается за счет деятельности - умственной и физической. Многообразие воспринимаемой информации и приобретение опыта достигается в процессе информационного обмена. При этом роль учителя состоит в информационном воздействии на ученика, обеспечивающем более рациональный способ восприятия, отражения и запоминания поступающей информации от естественных и искусственных источников информации, освоения знаний и методов их использования при обработке информации, т.е. решения учебных задач.

Методология образовательной системы в целом, существующие модели обучения в частности, не в полной мере отражают закономерности информационной природы познания и обучения, в силу дискретности этой системы и внутренней корпоративности ее составляющих. К примеру, система педагогического образования сформирована по жесткой многоуровневой иерархической схеме, в которой каждый структурный элемент (детсад, школа, педвуз, Институт повышения квалификации учителей) представляет самостоятельную ступень. Связи между ступенями осуществляются на уровне программных и нормативных документов, совместных зон жизнедеятельности и взаимных обязательств (заказов). Программно-нормативный уровень, по логике призванный интегрировать систему в единый организм, скорее дифференцирует ее за счет разделения целей, задач и функций для каждой отдельной ступени. В этой связи возникает необходимость решения проблемы непрерывности, преемственности образования. Совместные зоны деятельности отдельных структур вряд ли можно отнести к значимому фактору их кооперации, поскольку разнятся их интересы, цели, финансовые механизмы и др. Помимо этого, замкнутость каждой ступени (сами для себя), консерватизм (следствие замкнутости) не могут обеспечить желаемой эффективности всей образовательной системы. Парадоксальная ситуация - каждая из образовательных структур системы является замкнутой, самостоятельной, при их существенной зависимости друг от друга.

Подобная иерархическая схема (горизонтальная корпоративность) сохраняется в каждой отдельной структуре. К примеру, школа разделена на начальную, среднюю и старшую степень. В вузе структурно принята курсовая схема. При этом модели образовательного процесса каждого звена имеют «дискретно-горизонтальный формат», ярко выраженный предметно-ориентированный характер. Каждая дисциплина изучается в определенный год, а сам учебный год определяет учебные планы и программы дисциплин. Не содержание предмета, его специфика определяют временные рамки обучения, а временной интервал в учебный год заставляет подстраивать обучение в свои рамки и, в конечном счете, строить дискретно-горизонтальную сетку предметных дисциплин. Таким образом, в образовании сложились горизонтально иерархические корпорации. Это является еще одним фактором, вследствие которого возникает необходимость решения проблем непрерывности обучения, межпредметных связей и др., преодолением которых занимаются педагогическая и методическая науки.

Как система образования может привести к информации - природе знаний и обучения? Одним из инновационных способов реструктуризации системы образования является корпоративный подход к этой образовательной структуре в образовательном пространстве, когда они образуют вертикальное образовательное сообщество. Необходимость создания вертикального корпоративного сообщества в целом и высшего образования долгождана, но в отличие от бизнес-структур принятия решений в этой области медленны.

Основой для формирования вертикально стабильной системы корпоративного образования может стать проективная стратегия [5]. Его основной принцип предполагает равные отношения со всеми участниками со сложными общими целями, содержанием, методами и средствами обучения («все для всех»). Его реализация возможна при реструктуризации образовательного пространства, включая все уровни образования, от школы до аспирантов, непрерывного «технологического» процесса обучения в вертикальном формате.

Сегодня мы должны думать о формировании и образовательном потенциале вертикальной модели корпоративной деятельности в человеческой сфере. Например, мы можем говорить о вертикальной корпоративной организации научной деятельности всех субъектов иерархической системы образования от ученика к академическому. Необходимо отказаться от разделения науки на «взрослых», «учеников», «школу». Если исследования по конкретным темам субъекты всех возрастов будут задействованы в принципе перевозчика, они, безусловно, принесут более высокую прибыль, а «частичная» подготовка и образовательный эффект превысят ожидания принудительного внедрения различных форм НИРС в университетов и школ НОУ.

Вся деятельность находится в стадии развития и в форме человека на протяжении всей жизни - вертикального революционера. Для целевого развития вида на всех этапах от детского сада до зрелости необходимо создать концентрическую систему дисциплин, предлагая полноценные действия в соответствии с психологическими и возрастными особенностями человека. Таким образом, целевая сетка учебной программы должна адаптироваться к вертикальной деятельности, выбирать содержание курса, чтобы стать конкретной целью и контекстом, а также непрерывным и вертикальным обучением.

Порождаемые горизонтальной иерархической системой образования проблемы в таких сферах, как непрерывность, преемственность, междисциплинарные связи, интеграция науки, обучения и профессии и др. автоматически разрешаются, а на их смену приходят другие, инновационные проблемы, в частности, организация вертикальных корпоративных образовательных структур, формализация и структурирование видов непрерывной деятельности и т.п.

В качестве примера рассмотрим одну из возможных моделей вертикальной корпорации школ и педвузов, реализующуюся на факультете информатики КГПУ совместно с гимназией №10 г. Красноярска [6]. Модель основана на предположении, что формирование готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в школах инновационного типа, а также общая успешность учащихся школ в условиях корпорации школы и педагогического вуза будут обеспечены, если: стержневым элементом интеграции является вертикальный принцип научной и учебной деятельности школьников, студентов и преподавателей; модель интеграции имеет комплексный характер и включает все сферы жизнедеятельности школы и педагогического вуза: научный, учебный, воспитательный и др. процессы; создано единое образовательное пространство на основе объединения информационных, материальных, технических и интеллектуальных ресурсов; широко используются сетевые формы взаимодействия школы и педвуза; используется проективная стратегия в реализации условий информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса: профессорско-преподавательского состава, учителей, студентов и школьников.

Таким образом, предлагаемая корпоративно-кооперативная модель обучения позволяет сформировать образовательную систему, в которой можно реализовать новую методологию подготовки специалистов на базе интеграции научной, учебно-методической и воспитательной работы и практики школы на идеях и принципах информационного подхода. Она позволяет накопить эмпирический опыт становления новой вертикальной корпоративно-кооперативной парадигмы образования.

 

Список использованных источников

1. Бордовская., Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская., А.А. Реан. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Коджаспарова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспарова, А.Ю Коджаспаров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005. -448 с.

3. Советов, Б.Я. Информационные технологии: Учеб. для вузов / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. -М.: Высш. школа, 2003. 263 с. ил.

4. Гинецинский, В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства [Электронный ресурс] / В.И. Гинецинский // Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka /article_full.php?aid =1543& binn_rubrik_ pl_articles=164. Загл. с экрана.

5. Пак, Н.И. Проективный подход в образовании как информационный процесс. Монография / Н.И. Пак // РИО КГПУ, Красноярск, 2008.

6. Пак, Н.И. Вертикальная модель подготовки учителя на основе интеграции школьного и вузовского образования / Н.И. Пак, Т.А. Степанова, Л.Б. Хегай, Т.А. Яковлева // Открытое образование, №1, 2009.

7. Итоги открытого конкурса 2008 года на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.herzen.spb.ru/img/files/unis/ otdel_organizacii/Primchuk/30-06-2009-15-08-54_24.doc. Загл. с экрана.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Образовательная система как распределенная информационная система




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*