Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно-коммуникационных технологий на учебной дисциплине «Психология»

03.05.2018 1954 3480
Андреева Оксана Юрьевна
Андреева Оксана Юрьевна, преподаватель

Канский медицинский техникум

В настоящее время в системе среднего профессионального образования все большее распространение получают информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) обучения. В этой связи смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, а также способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Эффективность использования компьютерных технологий в практике подготовки специалистов среднего профессионального звена состоит в следующем:

новизна работы с компьютерными технологиями усиливает мотивацию учения;

цвет, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

компьютерные технологии позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели обучающегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности его памяти, восприятия, мышления;

с помощью компьютерных технологий можно реализовать личностную манеру общения, создавая тем самым более благоприятную обстановку, а это особенно важно для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении учебного материала;

компьютерные технологии активно включает обучающихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала;

благодаря компьютерным технологиям обучающиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной им информации [3].

Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

средством для предоставления учебного материала обучающимися с целью передачи знаний; средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует развитию личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным [2].

Резкому скачку в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствует внедрение в учебный процесс ССУЗов таких технологий, как мультмедиа-технологии, интернет-технологии, их правильное использование существенно содействует комплексному развитию личности и способностей будущего специалиста.

Изменяется и содержание деятельности преподавателя, который становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В связи с этим появилось новое направление деятельности педагога – разработка информационно-коммуникационных технологий обучения и учебно-методических комплексов с использованием электронно-образовательных ресурсов [3].

Внедрение ИКТ в учебный процесс, в ходе реализации программ подготовки специалистов среднего звена, дает возможность существенно изменить к лучшему содержание и формы обучения, а также способствует формированию познавательных способностей студентов, улучшению организации учебного процесса, формированию информационной компетентности выпускников [1].

ИКТ могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации аудиторных занятиях и при выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы.

Основная задача преподавателя на занятиях общепрофессиональных дисциплин состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы получение знаний не происходило пассивным, механическим и несамостоятельным образом, а было активным, конструктивным и творческим. На занятиях по общепрофессиональным дисциплинам используются такие формы подачи материала и оценки знаний с помощью ИКТ, как презентация изучаемого материала, самостоятельная работа с электронными учебниками и интернет-ресурсами, компьютерное тестирование. Кроме того, студенты в ходе выполнения и защиты реферативных сообщений по учебным дисциплинам получают навыки создания и представления электронной презентации [4].

В образовательном взаимодействии преподавателя и студента одной из актуальнейших проблем является привлечение и сохранение внимания на протяжении всего занятия. Используя ИКТ, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания: сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение. ИКТ обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала. Смена кадров в фильме, слайдов и т.п. требует пристального внимания на занятии, т.к. все это, как правило, повторно не демонстрируется. Непроизвольное внимание вызывает новизна, необычайность, динамичность объекта, контрастность изображения [1].

В процессе работы у меня накопился определенный опыт, который я использую в повседневной практике, создавая условия для интересных и эффективных занятий, для активной работы студентов:

При изучении нового материала хорошо использовать учебные видеоматериалы, подборку учебных видеозаписей, соответствующих лекционному материалу.

Мультимедийные презентации эффективны при изучении нового материала, преподнесении новой информации; закреплении пройденного и отработке умений; повторении, практическом применении полученных знаний и умений; обобщении, систематизации знаний.

Компьютерное тестирование (компьютерная программа «My Test») эффективно в качестве средств контроля. Такие средства контроля значительно экономят время преподавателя на проверку, а также тренируют память и логическое мышление студентов.

При выполнении практических работ хорошо использовать электронные учебники, они открывают быстрый доступ к характеристикам психологических явлений и процессов.

Анализируя свой опыт использования ИКТ на занятиях по учебной дисциплине «Психология», могу с уверенностью сказать, что это позволяет: 

активизировать познавательную деятельность студентов;

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

повысить объем выполняемой работы на занятии в 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний и выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине; 

оптимизировать учебный процесс;

повысить эффективность учебных занятий;

формировать навыки исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным информационным ресурсам; 

повысить уровень компьютерной грамотности и информационной компетентности студентов;

повысить уровень психологической, методической и педагогической компетенции преподавателя. 

Таким образом, использование ИКТ позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию студентов к более качественному освоению учебных дисциплин. ИКТ помогает развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих студенту учиться.

 

Список литературы

Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.

Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов //Методист.- 2009.- №1.- С.36-41.

 

Оригинал работы:

Использование информационно-коммуникационных технологий на учебной дисциплине «Психология»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*