Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПри подготовке современного специалиста необходимо учитывать требования, предъявляемые непосредственно к личности потенциального работника. К ним относятся коммуникативные навыки, инициативность, способность находить нестандартные решения, ставить цель, организовывать работу, принимать решения и нести ответственность. В данной статье раскрыт подход к обучению студентов техникума с использование технологии проблемного обучения на уроках истории.
Ключевые слова: педагогические технологии, технология проблемного обучения, проблемные ситуации, познавательные задачи, познавательная активность.
Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог, создавая проблемные ситуации организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивая оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Применение технологии проблемного обучения дает массу преимуществ : стимулирование внимания обучающихся, пробуждение познавательного интереса, достаточно легкое закрепление новых знаний.
Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания[1].
Проблемная ситуация, как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждают интерес к исследованию, поискам ответов, усвоению нового понятия или нового способа действия. Существует две основные функции учебной проблемы:
-деление направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
- формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.[2]
Для учителя они являются средством управления познавательной деятельностью ученика; формированием его мыслительных способностей.
В деятельности обучающихся - служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения - способом превращения знаний в убеждения.
Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.
При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
Планируя уроки, следует выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения. Проблема, которая ставиться перед обучающимися должна заинтересовать их в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
По методическим особенностям все проблемные ситуации, которые ставит преподаватель перед студентами можно разделить на следующие категории: проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; проблемный фронтальный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания.
Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. Построение такого занятия привлекает студентов к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.
Используя технологию проблемного обучения в педагогической деятельности следует отметить, что у обучающихся формируется собственное мнение. Они учатся высказывать его, приводить аргументы, делать выводы. Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; обогащают свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.
При традиционном обучении преподаватель сообщает обучающимся готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Таким образом обучающиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Эту технологию нельзя считать не плохой не хорошей, но в условиях современного образования в системе СПО этого не достаточно. Традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, случайно.
При проблемном обучении учитель - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения, при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся.
Технология проблемного обучение позволяет реализовать требования ФГОС к современному уроку.
И. Лернер обращает внимание еще на одну сторону проблемного обучения. Смысл проблемного обучения, пишет он, заключается в том, что «оно знакомит учащихся с найденными решениями тех или иных проблем и их сущностью, областью и способами применения, как это происходит в объяснительно-иллюстративном, но и логикой, подчас противоречивой, поиска этих решений»[3].
Большая положительная роль проблемного обучения не может делать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения.
Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Сдерживает применение проблемного обучения и его некоторая трудоемкость. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом.
К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.
Преподаватель в-первую очередь должен научить обучающихся искать нестандартные решения, проявлять инициативу, использовать различные источники информации, не бояться выражать свое мнение. Если студент знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от преподавателя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, то ему легче будет повысить квалификацию, получить любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни.
[1] Махмутов М.И., Стечкова А.П. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1975.С.26.
[2] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Сфера, 2005.С.237
[3] Лернер И. Проблемное обучение -М., Знание, 1979.с.87
Оригинал работы:
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории в СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.