Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории в СПО

12.04.2018 239 402
Бузулуцкая Евгения Андреевна
Бузулуцкая Евгения Андреевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

При подготовке современного специалиста необходимо учитывать требования, предъявляемые непосредственно к личности потенциального работника. К ним относятся коммуникативные навыки, инициативность, способность находить нестандартные решения, ставить цель, организовывать работу, принимать решения и нести ответственность. В данной статье раскрыт подход к обучению студентов техникума с использование технологии проблемного обучения на уроках истории.

Ключевые слова: педагогические технологии, технология проблемного обучения, проблемные ситуации, познавательные задачи, познавательная активность.

Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог, создавая проблемные ситуации  организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивая оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Применение технологии проблемного обучения дает массу преимуществ : стимулирование внимания обучающихся, пробуждение познавательного интереса, достаточно легкое закрепление новых знаний.

Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания[1]. 

Проблемная ситуация, как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждают интерес к исследованию, поискам ответов, усвоению нового понятия или нового способа действия. Существует две основные функции учебной проблемы:

-деление направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;

- формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.[2]

Для учителя они являются средством управления познавательной деятельностью ученика; формированием его мыслительных способностей.

В деятельности обучающихся - служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения - способом превращения знаний в убеждения.

Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.

Планируя уроки, следует выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения. Проблема, которая ставиться перед обучающимися  должна заинтересовать их в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.

По методическим особенностям все проблемные ситуации, которые ставит преподаватель перед студентами можно разделить на следующие категории: проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; проблемный фронтальный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания.

Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. Построение такого занятия привлекает студентов к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.

Используя технологию проблемного обучения в педагогической деятельности следует отметить, что у обучающихся формируется собственное мнение. Они учатся высказывать его, приводить аргументы, делать выводы. Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; обогащают свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.

При традиционном обучении преподаватель сообщает обучающимся готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Таким образом обучающиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Эту технологию нельзя считать не плохой не хорошей, но в условиях современного образования в системе СПО этого не достаточно. Традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, случайно.

При проблемном обучении учитель - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения, при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся.

Технология проблемного обучение позволяет реализовать требования ФГОС к современному уроку.

  1. Обучение обучающихся целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, что позволяет создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
  2. Формирование универсальных учебных действий – коммуникативных, целеполагание, планирование

И. Лернер обращает внимание еще на одну сторону проблемного обучения. Смысл проблемного обучения, пишет он, заключается в том, что «оно знакомит учащихся с найденными решениями тех или иных проблем и их сущностью, областью и способами применения, как это происходит в объяснительно-иллюстративном, но и логикой, подчас противоречивой,  поиска этих решений»[3].

Большая положительная роль проблемного обучения не может делать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения.

Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Сдерживает применение проблемного обучения и его некоторая трудоемкость. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом.

К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.

Преподаватель в-первую очередь должен научить обучающихся искать нестандартные решения, проявлять инициативу, использовать различные источники информации, не бояться выражать свое мнение. Если студент знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от преподавателя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, то ему легче будет повысить квалификацию, получить любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни.

 

[1] Махмутов М.И., Стечкова А.П. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1975.С.26.

[2] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Сфера, 2005.С.237

[3] Лернер И. Проблемное обучение -М., Знание, 1979.с.87

 

 

Оригинал работы:

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*