Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа

15.03.2018 353 603
Шварёва Татьяна Николаевна
Шварёва Татьяна Николаевна, преподаватель

Санькова Оксана Алексеевна
Санькова Оксана Алексеевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

В контексте общей образовательной стратегии современного профессионального образования в РФ организация учебной деятельности педагогического колледжа направлена на обеспечение комплексного процесса развивающего образования будущих учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего и КРО образования, включающего в себя индивидуализацию обучения, воспитания, то есть комплексное использование психологических и дидактических теорий обучения. Специальные психологические знания необходимы будущему учителю в его повседневной профессиональной деятельности, и их формированию необходимо уделять особое внимание на занятиях психолого-педагогического цикла. Психологическая грамотность является социально значимым фактором жизни современного образованного человека.

Каждому необходимо постичь самого себя, научиться правильно оценивать отношения с другими людьми, а в педагогической деятельности это необходимо особенно.

Научиться разбираться в себе, в психологической сущности отдельного ученика, в методах работы – это основные задачи, стоящие перед будущим учителем. Кроме того, происходящие в российском обществе изменения предъявляют повышенные требования и к системе профессионального образования. В связи с этим возрастает роль начального этапа обучения в учреждениях среднего профессионального образования, сложность которого заключается в перестройке всей системы ценностных ориентаций личности студентов в освоении ими новых способов познавательной деятельности, форм межличностных связей и др. Особенно актуальным в этой ситуации становится процесс профессиональной адаптации студентов. Учеными доказано, что адаптация - не только приспособление, а сложный процесс, направленный на включение личности в социальную и профессиональную среду и отношения, на освоение новых социальных ролей, требующий от человека активной деятельности. [5]

В этой ситуации перед коллективом образовательного учреждения стоит задача создания целостной системы организации работы всех звеньев учебно-воспитательного процесса, которая в последние годы получила название «психолого-педагогическое сопровождение». Предметом психолого-педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению обучающимся планируемого результата. При этом психолого-педагогическое сопровождение направлено, прежде всего, на предупреждение и разрешение жизненных проблем сопровождаемого человека. [5] В содержание психолого-педагогического сопровождения входит не только оказание практической помощи студенту, но и получение непосредственных знаний.

Вопрос подготовки будущего учителя является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. [1]

В соответствии с законодательством РФ, федеральный государственный стандарт - главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также, в определенной широкой области (ОК). Совокупность требований к личности студента, заключенных в ОК, говорит об усилении личностной направленности образовательного процесса. Это соответствует новым условиям и перспективам развития конкурентноспособной и динамичной экономике, основанной на знаниях. [1]

Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для будущей профессиональной деятельности студентов. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Длительное время российское профессиональное образование находилась на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода. При таком подходе основной образовательной задачей считалось вооружить студента прочными систематизированными знаниями. Сейчас стратегической целью образования провозглашается формирование у студента компетенций (общих и профессиональных).

Это значит, что роль знаний каким-либо образом принижается. Из основной цели образования они превратились в средство развития личности студента. Это должно нацеливать образовательные учреждения на обеспечение не столько набора определенных учебных предметов, курсов, дисциплин, сколько на приобретение обучающимися востребованных компетенций, в первую очередь, способности самостоятельно приобретать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в познавательной и профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а значит при решении нестандартных задач. [4]

Главным для преподавателя психолого-педагогических дисциплин  становится не передача  знаний, готовых решений в различных ситуациях или жизненного опыта, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности студентов, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. В преподавательской среде постоянно идет поиск и разработка педагогических технологий, позволяющих обеспечить указанный уровень образовательной деятельности.

Общие и профессиональные компетенции - это то, что необходимо будущему педагогу в его повседневной, профессиональной деятельности, поэтому их формированию необходимо уделять особое внимание на занятиях психолого-педагогического цикла.

Подготовка в области психологии начинается задолго до того, как в расписании появится предметы педагогика, психология общения и психология. Уже с первых дней пребывания студента в колледже психолого – педагогическая служба осуществляет активную диагностическую, консультативную, психопрофилактическую диагностическую работу. Чтобы грамотно осуществлять личностно-ориентированное обучение и воспитание в течение всего периода пребывания студента в колледже, педагоги-психологи организуют  работу по изучению  личностных особенностей первокурсников, это обусловлено еще и немаловажным явлением в жизни наших студентов – периодом адаптации. Основными  сферами исследований являются: интересы, предпочтения, мотивы, эмоциональная сфера, учебные навыки. Сформированность этих сфер оказывает положительное влияние на протекание адаптации, а  это, в свою очередь, является залогом успешного обучения и овладения профессией. Очень важна в данный период консультативная работа педагога и психолога. Здесь мы встречаемся с определенной трудностью, которая связана с возрастными особенностями этого периода: студент должен сам принимать решение обратиться за психологической помощью. Однако  не все готовы к такому шагу, поэтому возможны случаи, когда психологу необходимо действовать по своей инициативе. Контингент в нашем учебном заведении разнообразен  как с точки зрения социального аспекта (дети из неполных семей, дети-сироты; проживающие в городской и сельской местности), так и с точки зрения психологических особенностей данного возраста (к моменту взросления интеллектуальное развитие уже завершено, поэтому акцент в работе делается на личностную сферу). Кроме того, ежегодно педагоги колледжа констатируют тот факт, что уровень подготовки студентов при поступлении разнообразный. Мотивационная готовность к овладению будущей профессии варьируется от негативных до истинных профессиональных мотивов. Эти трудности требуют особых подходов в работе со студентами. В первую очередь - осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, а также - учет возрастных изменений, связанных с овладением профессией.  Большое внимание уделяется особенностям восприятия учебного материала и методике  работы с ним.[6]

Остановимся подробно на обозначенных выше видах подготовки студента. В ходе изучения теоретических аспектов психологии на занятиях необходимо учитывать тот факт, что большинство студентов лучше осваивают невербальный материал (это связано с особенностями развития первой и второй сигнальных систем). Однако у каждого студента есть ведущая репрезентативная система, поэтому один и тот же материал может усваиваться через активное включение разнообразных сенсорных систем (зрительных, слуховых, тактильных). Учитывая это, опыт обучающихся должен быть разнообразным. Это возможно лишь тогда, когда изложение материала, задания имеет словесное, графическое, иллюстративное и т.д. решение. Обращаясь к особенностям первокурсников, необходимо отметить недостаточную сформированность отдельных учебных навыков.

Следует заметить, что согласно новым стандартам и учебным планам изучение психологии начинается на втором курсе. Поэтому, раскрывая отдельные вопросы различных отраслей психологии, мы знакомим студентов с разными точками зрения, подходами, направлениями, теориями, что позволяет аналитически подходить к изучаемому материалу и формировать свою точку зрения по отдельным вопросам. Особое внимание уделяем работе с первоисточниками (от конспектирования до творческих работ). Считаем необходимым предоставлять студентам право в работе с разнообразной литературой при подготовке к семинарам, написании курсовых  и выпускных квалификационных работ. Говоря об индивидуальности и неповторимости личности, не следует забывать, что одним из условий ее формирования является общество (микро- и макрогруппа). Поэтому групповые формы работы, активно используются при проведении занятий: творческих отчетов, семинаров, деловых игр и т.д. - позволяют сплотить, укрепить межличностные отношения, формируют умение договариваться. Здесь предоставляется возможность каждому обучаемому определиться с видом работы, раскрыть себя, самореализоваться. Групповые формы работы активно используют в своей работе и педагог-психолог. Так, ежегодно проводятся занятия в форме тренинга в период адаптации с вновь пришедшими студентами, в ходе которых участники знакомятся, общаются. Благоприятная атмосфера в ходе этих занятий позволяет обсуждать проблемы, решать конфликты, снизить уровень тревожности, которая повышается в первые недели пребывания в колледже. У студентов старших курсов такие занятия способствуют личностному росту, профессиональному определению и совершенствованию. Студенты не только получают опыт общения, но и учатся разбираться в собственной жизни, они учатся осуществлять поддержку и безошибочно принимать себя и других. Личность в такой группе рассматривается как имеющая возможность удовлетворения потребностей вообще и профессиональных в частности. Особо подчеркнем такие формы работы научно-исследовательской деятельности, как выступления на заседаниях педагогических советов, кафедры, научно-практических конференциях и т.д. Практическая подготовка будущих учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по предметам психолого-педагогического цикла осуществляется не только на занятиях, но и в период различных видов практики, которые в соответствии с новыми ФГОС СПО входят в состав профессиональных модулей.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*