Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья «Балльно-рейтинговая система как инструмент оценки результата работы студентов колледжа в течение учебного года»

28.02.2018 165 240
Хажиева Гузель Фиратовна
Хажиева Гузель Фиратовна, преподаватель

Уфимский топливно – энергетический колледж

Применение балльно-рейтинговой системы позволяет определить отношение студентов к учебе, регулярность их работы в семестре и в течение учебного года в целом. «Рейтинг – это средство оценивания, «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения» [1, 2].  Обучающие выполняют разнообразные задания (в зависимости от конечной оценки, которую студенты стремятся получить в рамках той или иной темы, они сами решают: выполнять какое-либо задание или нет) и зарабатывают фиксированное количество баллов по шкале, которую разработал педагог. Итоговая оценка за весь рейтинг складывается из оценок, полученных по каждой отдельной теме.  

Реализация балльно-рейтинговой системы происходит поэтапно: на первом этапе – подготовительно-мотивационном – преподаватель раскрывает особенности данной системы оценивания и поясняет действия обучающихся и самого педагога в рамках системы. Студенты осознают, что достижение успеха зависит только от их желания работать и от прилагаемых усилий для получения высокой отметки. Следующий, организационный этап (самый длительный) содержит сам процесс обучения с учетом применения балльно-рейтинговой системы. Баллы, полученные по каждой микротеме (например, «Творчество И.С. Тургенева», «Творчество Ф.М. Достоевского» и др.), суммируются и выставляются в промежуточный рейтинг (за I-й семестр три промежуточных рейтинга, за II-й – четыре).  Баллы переводятся в оценки, которые выставляются в журнал. На итоговом этапе подсчитывается конечный рейтинг и формируются оценки за I-й семестр. Аналогичная работа проводится во II-м семестре.

На протяжении учебного года баллы выставляются в список группы, где обучающиеся ранжируются в зависимости от набранного количества баллов. Это способствует проявлению состязательности среди студентов, позволяет им проводить анализ своей учебной деятельности, прогнозировать оценки.

Дисциплина «Литература» в техническом колледже изучается в течение одного учебного года – на первом курсе. Она включает в себя сто семнадцать часов обязательной аудиторной нагрузки и пятьдесят четыре часа самостоятельной работы. Работа по рейтингу охватывает и аудиторные задания, и задания, рассчитанные на самостоятельный труд, в основном домашнюю работу.

С личного сайта преподавателя (khagieva.jimdo.com) обучающиеся скачивают две рейтинговые таблицы за I-й и II-й семестры, таблицы с изобразительно-выразительными средствами и этапами анализа художественного произведения и наклеивают их на первые страницы своих тетрадей по дисциплине. Данный материал постоянно пригождается студентам во время работы на учебных занятиях и вне их. Рейтинговые таблицы содержат столбцы: название темы занятия, тексты для изучения и виды оцениваемых работ.

Организация деятельности студентов в рамках балльно-рейтинговой системы охватывает работу обучающихся как в ходе аудиторных занятий, так и во внеурочное время. Уже на первом этапе при знакомстве обучающихся с данной системой преподаватель называет собственный сайт, где размещены рейтинговые таблицы по дисциплине «Литература» за первый и второй семестры, которые содержат название темы, тексты для изучения и виды оцениваемых работ. Например, при изучении темы «Характеристика жизненного и творческого пути М.Ю. Лермонтова» (2 часа) текстами для обязательного изучения являются стихотворения (перечислены поэтические тексты), а  предлагаемые  виды  работ: 1) Опорная схема по биографии – 2б+до 5 б.; 2) работа на уроке – до 5 б.; 3) стихотворение наизусть (из списка) – до 5 б.; 4) заочная экскурсия в один из музеев М.Ю. Лермонтова – до 5 б. Итоговые баллы: «5» – 19-22 б, «4» – 12-18 б, «3» – 8-11 б.

На сайте же в разделе «Учебные пособия» студенты могут найти одноименный документ, в котором содержатся все виды работ в рамках балльно-рейтинговой системы, требования к их оформлению и образцы выполненных заданий. Обязательной для большей части тем является опорная схема по жизни и творчеству поэта или писателя. В ней должны быть отражены такие сведения: а) в центре листа ФИО писателя, поэта; в скобках – даты рождения и смерти, б) детство (где и когда родился, семья, родители), в) образование (какое образовательное учреждение закончил, когда), в) творчество (1-й литературный опыт, этапы творчества, произведения, соответствующие им), г) темы творчества (с примерами произведений), д) дополнительная информация (по выбору студента – псевдонимы, личная жизнь, путешествия и др.). Здесь же указываются требования к оформлению опорной схемы, например, «выполняется в тетради (от руки); должна быть написана разборчивым почерком; допускается использование картинок, иллюстраций или подписей к картинкам».

Далее определены критерии оценивания: «5» баллов – полное соответствие всем требованиям, отсутствие фактических ошибок; «4» балла – отсутствие одного-двух пунктов опорной схемы, наличие небольших фактических ошибок и т.д. 

За устное сообщение по опорной схеме на учебном занятии обучающиеся получают два балла. Желающих ответить по биографии поэта или писателя бывает много, студенты неоднократно поднимают руку, но больше двух баллов за данный вид работы они не получают. Это позволяет ответить всем желающим. При этом они должны не читать с листа, а рассказывать с опорой на написанное. Полностью опорная схема оценивается преподавателем при сдаче тетрадей для подведения промежуточного рейтинга. Получается, что студенты за одно и то же задание могут получить оценку дважды.

Также в качестве самостоятельной работы, которую обучающиеся готовят дома, выступают задания: сообщения на определенную тему (отвечают один-два обучающихся, остальные сдают в письменной форме в тетради), оформление заочной экскурсии в один из музеев того или иного мастера слова, заполнение таблицы персонажей по произведению, сравнительная характеристика отдельных героев художественного текста, заучивание наизусть стихотворений и др.

На учебном занятии изучаются произведения, художественные или драматургические. Обучающиеся анализируют фрагменты текста или видеофрагменты из кинофильмов или спектаклей. Студенты отвечают устно и одновременно фиксируют ключевые моменты анализа, которые формулируются сообща, в тетради (за наличие данных записей в тетрадях начисляется один балл в рейтинг по теме, поэтому даже если студент отсутствовал на занятии, он старается переписать материал у сокурсников).

Анализ поэтических текстов производится по специальной схеме. Студенты сначала самостоятельно рассматривают то или иное стихотворение на учебном занятии, затем при совместном обсуждении отвечают устно и параллельно вносят коррективы в записи, выполненные в тетрадях (за наличие данных записей в тетрадях начисляется один балл в рейтинг по теме).

Поэтические тексты читаются наизусть или без заучивания, но выразительно. Формы работы в этом случае указаны в рейтинговых таблицах.

Кроме того, на паре при изучении определенных тем обучающиеся должны выполнить итоговую самостоятельную работу. Этот вид работы раздается по вариантам (4 варианта) и содержит фрагмент из изученного текста со специальными заданиями. Задания рассчитаны на разные уровни знаний и умений студентов. Например, первое задание «Чьё описание дано во фрагменте?» предполагает выявление знаний обучающегося текста произведения». Следующее задание «С помощью каких литературных приемов автор знакомит нас с персонажем?» направлено на определение уровня знаний студентов литературоведческих терминов (приемы создания образов персонажей) и умение применить теоретические знания на практике. Задание «Во фрагменте найдите средства выразительности. Выпишите примеры этих выразительных средств из текста (не менее трех средств)» помогает понять педагогу, насколько хорошо его студенты знают изобразительно-выразительные средства русского языка и умеют их «видеть» в литературном произведении и др.

Последнее задание предполагает создание связного текста. Обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос, например: Согласны ли вы с мнением профессора: «Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец…Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет» (Н.В. Гоголь «Портрет»). При этом ответ должен быть аргументированным, с опорой на текст; объем созданного связного текста – не менее 10 предложений.

Как правило, подобная работа выполняется в течение двадцати минут. Она является завершающей по теме; пишется в тетради для самостоятельных и зачетных работ и сдается преподавателю. Полученные баллы добавляются в промежуточный рейтинг по конкретной теме.

Написание аннотации, отзыва или рецензии – это виды письменных работ, которые необходимо выполнить обучающимся в рамках изучения отдельных тем. Например, при обращении к теме «Литература периода ВОВ. Творчество М. Карима» студенты должны написать рецензию на повесть «Помилование», а при изучении темы «Художественный мир

М.А. Шолохова» – аннотацию рассказа «Родинка» и др. Письменные работы пишутся обучающимися в аудитории в течение половины пары (45 минут). Определение понятий «аннотация», «отзыв», «рецензия», требования к их содержанию, оформлению и критерии оценивания обучающиеся могут найти в учебном пособии. Во время занятия нельзя пользоваться сотовым телефоном, работа должна выполняться самостоятельно. Разрешается пользоваться тетрадью, учебным пособием, которое, как правило, у всех распечатано и вложено в рабочие тетради, и текстом произведения.

В течение семестра по итогам изученных тем преподаватель собирает тетради, проверяет их и с учетом работы студентов на учебных занятиях подсчитывает промежуточные результаты и выставляет в специальный бланк, который помещается на стенд в кабинете. Дополнительные десять баллов получают обучающиеся, которые становятся победителями или участниками предметных интернет-олимпиад. Студенты, принявшие участие в конкурсах исследовательских работ очной и заочной формы, также поощряются дополнительными баллами, добавляемыми в промежуточный рейтинг.

Помимо описанного, студенты, не ответившие в ходе учебного занятия на вопросы преподавателя, получают минус-баллы, которые вычитаются из рейтинга по конкретной теме.

Как видим, балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) по литературе (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года № 413) [2] особое внимание уделено необходимости формирования у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей. Реализации данных целей способствует применение новых форм оценивания результатов работы обучающихся в рамках дисциплины «Литература». Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.

 

Литература

  1. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценивания результатов обучения // Наука и школа. – 2005. – №6. – С. 2-4.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс].– Режим доступа: http: минобрнауки рф /документы/ 2365.

 

Оригинал работы:

Статья «Балльно-рейтинговая система как инструмент оценки результата работы студентов колледжа в течение учебного года»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*