Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль самоорганизации студента в повышении его конкурентоспособности

20.02.2018 866 1462
Гостищева Лидия Васильевна
Гостищева Лидия Васильевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

«В мире конкуренции существует потребность найти пути, чтобы стать первыми или догнать остальных, пока еще не слишком поздно. А для этого требуются механизмы, которые могут упростить самые сложные вещи.»

М. Хаммер, профессор школы бизнеса Гарвардского университета

 

В настоящее время в российском обществе наблюдаются кардинальная смена социальных, экономических, политических ориентиров и переоценка ценностей. Как следствие, и образовательный процесс в вузах претерпевает значительные изменения. Создавшаяся ситуация требует совершенствования содержания образовательного процесса, форм и методов учебно-профессиональной работы, программ подготовки будущих специалистов. Изменение требований к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, целей, содержания образования, а также участие России в Болонском процессе выдвинуло на одно из первых мест проблему самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов.

Новые условия перехода к рыночной экономике во всех сферах жизни российского общества вызвали у молодежи тягу к экономическим знаниям и практическому включению в рыночные структуры.

Однако эти процессы осуществляются пока бессистемно и недостаточно эффективно. Они не оказывают нужного влияния ни на развитие конкурентоспособного производства, ни на формирование конкурентоспособной и конкурентоориентированной личности.

Идеальная модель человека XXI века – это личность многомерная, творческая, постоянно расширяющая границы своих знаний и умений, реализующая преимущества саморазвития, самодостаточности и конкурентоспособности.

Учебные заведения нашей страны готовят огромное количество выпускников инженерных, экономических, управленческих, юридических  и других специальностей, которые популярны среди молодого поколения. Возникает серьезная проблема с трудоустройством молодых специалистов. За достойное место в престижной организации, где есть возможность продвижения и получения высокого заработка, идет жесткая конкуренция, которая под силу не каждому молодому человеку.
Самоорганизация - принцип организации личного труда руководителя или специалиста, заключающийся в необходимости использования в повседневной работе рациональных приемов и методов планирования и распределения рабочего времени.

Самоорганизация - способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами.

Самоорганизация - процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат - появление единицы следующего качественного уровня.

Самоорганизация - это показатель личной зрелости человека, интегральная сово­купность природных и социально приоб­ретенных свойств человека, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и ин­теллекта, мотивах поведения и реализуе­мую  в организации деятельности, поведе­ния.

В самоорганизации деятельности выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.

Целеполагание характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов. Развитое целеполагание означает умение самостоятельно выдвигать цели, осознанно организовать свою деятельность, при этом, цели отличаются реализмом, детализацией и устойчивостью. Человек с низким уровнем целеполагания предпочитает не задумываться о своем будущем, цели выдвигает ситуативно и обычно несамостоятельно. Его цели плохо проработаны, малореалистичны, подвержены частой смене.

Познавательная деятельность студента-юриста должна побуждаться сознательной целью, сформулированной самим учащимся, по его личной потребности. Потребности, в том числе познавательные, возникают у человека в определенных ситуациях. Например, если в ходе исследования в конкретных условиях обнаружено новое явление, то возникает потребность выяснить, что это за явление.

Анализ ситуации характеризует индивидуальные особенности выявления и анализа человеком значимых внешних и внутренних условий достижения целей, степень их осознанности и адекватности. Умение анализировать ситуации это - способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что позволяет определять направления деятельности и его этапы в соответствии с принятыми целями. Неумение выделить значимые условия достижения поставленной цели, как правило, не позволяет разработать реалистичную программу действий.

Планирование характеризует индивидуальные особенности планирования человеком своей деятельности. Высокий уровень планирования проявляется о том, что человек способен самостоятельно разрабатывать развернутые и детализированные планы (модели) своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Создаваемые планы отличаются иерархичностью и глубиной проработки. Люди с низким уровнем планирования не умеют продумывать последовательность своих действий, они не могут самостоятельно сформировать план своей деятельности, двигаются путем проб и ошибок.

Самоконтроль характеризует индивидуальные особенности контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Высокий уровень развития самоконтроля свидетельствует о внимательности человека, сформированности критериев оценки достижения конечной и промежуточных целей, адекватности контроля выполняемой деятельности. При низком самоконтроле человек не замечает своих ошибок и рассогласования полученных результатов с целью деятельности, некритичен к своим действиям, критерии оценки достижения целей недостаточно устойчивы.

Волевая регуляция характеризует индивидуальные особенности регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Человек с высоким уровнем волевой регуляции может целенаправленно регулировать свои психические процессы и реализовывать собственные планы. Человек с неразвитыми волевыми качествами не способен мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления препятствий, возникающих на пути к поставленной цели.

Коррекция характеризует индивидуальные особенности изменения человеком (при изменении ситуации): своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции. Люди, обладающие высокой коррекцией, демонстрируют гибкость указанных процессов, своевременно вносят коррективы при выявлении рассогласования полученных результатов с принятой целью.

Кроме этого, формированию самоорганизации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий самостоятельной работы студентов. Таким образом, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.

Сознательность выполнения самостоятельной работы студентов-юристов обеспечивают следующие характеристики:

  1. методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;
  2. сложность заданий должна быть посильной для выполнения студентами;
  3. последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;
  4. дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;
  5. деятельностная ориентация самостоятельной работы.

Говоря об индивидуализации юридического обучения, а, следовательно, о разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов-юристов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. При выполнении самостоятельной работы нужно также помогать студентам-юристам преодолевать недостатки характера. Приведенные ниже рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:

  • аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами-юристами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;
  • необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы студентов-юристов и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;
  • для успешности самостоятельной работы студентов-юристов необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельной работы студентов. Графики самостоятельной работы студентов необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к самостоятельному планированию собственной работы;
  • пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой юридической дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студент должен овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;
  • пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;
  • при изучении любой дисциплины желательно проводить «входной контроль». Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;
  • задания для самостоятельной работы студентов могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;
  • на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в консультировании более слабых студентов, проводя с «консультантами» дополнительные занятия.

В СРМК было проведено исследование применения механизмов формирования и управления личной конкурентоспособностью студентами различных специальностей.

Среди студентов разных курсов был проведен опрос, в результате которого оказалось, что только 52 % опрошенных студентов уже изучали возможности своего трудоустройства. Студенты юридической и экономической специальностей более конкурентоспособны, более организованны, собранны, ответственны. Согласно полученным данным среди студентов- экономистов 67 % опрошенных изучали рынок труда и пытались трудоустроиться до окончания обучения в колледже.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Роль самоорганизации студента в повышении его конкурентоспособности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*