Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРоссияне получили возможность обращаться к международному правосудию только с 1998 г.[1], и частота обращений граждан России в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) позволяет признать актуальной тему анализа наиболее резонансных решений ЕСПЧ в отношении РФ и их влияния на правовую систему России.
В соответствии с актуальностью работы, можно сформулировать цель, которой выступает комплексный анализ правоприменительной практики ЕСПЧ и ее влияния на развитие российской правовой системы.
Поставленная цель определяет необходимость выполнения следующих задач:
Европейский суд был призван обеспечивать соблюдение норм Европейской конвенции по правам человека (далее – ЕКПЧ) её участниками. Реализация осуществляется путём рассмотрения конкретных дел, которые были инициированы на основании жалоб, подаваемых группой лиц или неправительственными организациями. Однако более половины жалоб в ЕСПЧ отклоняются по причине недостатка фактических обстоятельств[2].
ЕСПЧ рассматривает дела не только от подаваемой группы лиц и неправительственных организаций, но, а также и от членов Совета Европы. Как правило, дело рассматривается на открытом заседании суда на основе доклада Европейской Комиссии о письменных или устных заявлениях участников этого процесса. По завершению слушаний проводятся закрытые обсуждения о нарушении или не нарушении правовых норм ЕКПЧ. Все решения принимаются большинством, и только тогда можно считать, что решение суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Комитет министров Совета Европы несёт ответственность за выполнение судебных решений.
В последнее время возник вопрос о целесообразности участия РФ в Совете Европы, что связано с политической обстановкой в мире и отсутствием стабильности. Так, в августе 2014 г. В.В. Путин заявил, что Россия может выйти из-под юрисдикции ЕСПЧ, если тот продолжит принимать решения, которые российские власти считают политизированными[3]. Позднее председатель Комитета Госдумы по международным делам А. Пушков сообщил, что до конца этого года может быть рассмотрен вопрос о выходе России из Совета Европы по обозначенной выше причине[4]. В настоящее время, ситуация в ЕСПЧ не изменяется, более того, претензий к России становится только больше.
С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип примата норм международного права над предписаниями федеральных законов при условии, что данная норма закреплена в международном договоре, ратифицированном РФ. ЕКПЧ является одним из таких договоров[5].
Решения ЕСПЧ и их выполнение, безусловно, влияют на правоприменительную практику, а в конечном итоге. и на деятельность законодательной власти, т. к. кроме материальных возмещений, государство обязано устранить причины нарушения прав и свобод человека. Статистика распределения жалоб, ожидающих рассмотрения, по государствам-ответчикам по состоянию на сентябрь 2015 г. показывает, что Россия заняла второе место с 14%, уступая лишь Украине, на долю которой пришлось 21,5% жалоб[6].
Особенностью работы ЕКПЧ является то, что он активно применяет прецедентное право, в связи с чем появляются дела, по которым констатируются общие нарушения[7]. В качестве примера можно привести группу дел «Кляхин». Все дела этой группы касаются нарушения прав заявителей на свободу и безопасность в условиях содержания под стражей в период с 1999 по 2011 г. Суть допущенных нарушений заключается в содержании лиц под стражей в течение 6 месяцев только на основании передачи дела на рассмотрение в суд; неопределенности законодательного положения в отношении исчисления срока содержания под стражей, когда дело возвращается на стадию расследования, и др.
Российскими властями был составлен План по устранению имеющихся нарушений и принят комплекс мер, в том числе законодательных. Так, в ст. 237 УПК РФ внесены четкие указания относительно сроков содержания под стражей в случаях возвращения дела прокурору; ограничена возможность применения меры пресечения в виде заключения под стражу за счет увеличения максимально возможной санкции с 2 лет лишения свободы до 3 лет[8]; Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. «[9] ведена возможность освобождения серьезно больных заключенных с заменой меры пресечения на более мягкую; предусмотрена процедура подачи ходатайства об ускорении судопроизводства в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ; прокурор наделен полномочиями по подаче в суд ходатайств о продлении сроков содержания под стражей по поступившим для утверждения обвинительного заключения (акта) делам[10]. Кроме того, было принято несколько Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в частности, от 27 июня 2013 г. №21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней»[11], в котором прямо указано, что правовые позиции ЕСПЧ, изложенные в постановлениях по делам против России, являются обязательными для национальных судов, а по другим делам – подлежат учету. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» даны разъяснения о применении меры пресечения на основании решений ЕСПЧ и т. д. [12]
Влияние постановлений ЕСПЧ на правоприменительную практику в РФ в сфере уголовного преследования является положительным, поскольку активизирует работу по усилению прокурорского надзора, улучшению материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, позитивно сказывается на общих условиях содержания в учреждениях ФСИН России. Причина в случае России проста: на выполнение решения ЕСПЧ начинает работать административный ресурс.
В то же время нельзя отрицать наличие проблем, возникающих при исполнении решений Европейского суда, поскольку отдельные из них противоречат основным понятиям о государственном суверенитете РФ.
В данном контексте особую роль играет Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П, в котором указано, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней позиции ЕСПЧ подлежат реализации только при условии признания высшей юридической силы Конституции РФ[13]. Само по себе участие России в международном договоре не означает отказ от государственного суверенитета и не отменяет приоритет Конституции РФ. В таком случае, если правовые позиции ЕСПЧ суда по толкованию нормативных положений Конвенции противоречат Основному закону государства, то некоторые из постановлений суда могут не исполняться, при этом вывод о таком несоответствии должен быть сделан Конституционным Судом РФ.
Решения ЕСПЧ оказывают существенное влияние на российскую правовую систему. С целью восстановления нарушенных прав и свобод граждан вносятся изменения в действующее законодательство: уголовное, уголовно-процессуальное и т. д. – корректируется правоприменительная практика с учетом правовых позиций Европейского суда. Государство не снимает с себя обязательств по исполнению Конвенции, однако совершенно обоснованно оставляет за собой право не исполнять решения, противоречащие Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу на территории РФ.
Отношения между ЕСПЧ и КС РФ имеют двусторонний характер и сложное содержание, т. к. строятся на основе прямых и обратных связей. Так, правовые позиции ЕСПЧ, с одной стороны, оказывают заметное воздействие на практику конституционного правосудия. С другой стороны, благодаря решениям КС РФ, эти позиции ЕСПЧ приобретают качества внутригосударственной формально-юридической значимости, посредством конституционно-судебного правоприменения и нормативно-интерпретационной деятельности КС РФ наращивают свой нормативный потенциал.
Таким образом, КС РФ не только использует практику европейского конвенционного контроля в целях контроля конституционного, но и обосновывает решения ЕСПЧ в качестве источника права. Возникновение конфликтных ситуаций, особенно в последнее десятилетие, привело к тому, что были внесены существенные изменения в процедуру конституционного судопроизводства, в результате чего стало возможным невыполнение решений ЕСПЧ в России. Решения КС РФ, учитывая его высокий статус, окончательны и не подлежат обжалованию. Разрешить коллизию возможно, если законодательно предусмотреть возможность пересмотра решений КС РФ, основанием чего может стать принятие межгосударственными органами по защите прав и основных свобод человека решений, которые по-иному толкуют аналогичные вопросы.
Оригинал работы:
Специфика реализации решений Европейского суда по правам человека в РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.