Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВнедрение инновационных технологий обучения в практику профессиональной подготовки обучающихся привели к необходимости использования новых подходов к оценке качества их знаний и умений. Поэтому закономерно, что среди преподавателей значительно активизировался творческий поиск эффективных методов оценки качества обучения.
Пятибалльная система отметок себя уже исчерпала. Так как по своей сути отметка играет не стимулирующую, а скорее констатирующую роль, она не способствует активной и ритмичной работе обучающихся.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что у студентов и обучающихся зачастую отсутствует система в работе, нежелание и/ или неумение самостоятельно работать, пробелы в знаниях, часто в результате слабого здоровья.
Рейтинговая накопительная система – критериально - ориентированная система оценивания достижений всех видов деятельности обучающихся, создающая условия для объективной оценки учебного успеха, помощи в самореализации и проектировании своих достижений в обучении и в дальнейшем в профессии, по результатам определения рейтинга выпускника на выходе.
При использовании проектируемой (рейтинговой) оценки каждый обучающийся получает возможность заранее оценить свои возможности в достижении определенного уровня усвоения дисциплины и достичь максимального успеха. Главная задача педагога заинтересовать, научить работать систематически, помочь организовать свою учебную деятельность, учесть все плюсы в его учебной деятельности.
В нашем учебном заведении в этом году проводиться экспериментальная работа по внедрению балльно – рейтинговой системы оценивания достижений в учебной деятельности обучающихся 1 курса. За 1 полугодие по профессии Повар, кондитер предусмотрено изучение дисциплин общепрофессионального цикла: Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров, Техническое оснащение и организация рабочего места. Эти дисциплины являются базовыми для изучения профессиональных дисциплин, поэтому систематический контроль и отслеживание достижений обучающимися в этой области является во многом платформой для освоения профессиональных и общих компетенций.
В программе по дисциплинам предусматриваются часы аудиторных занятий, которые делятся на теоретические и практические, и часы для самостоятельной работы обучающихся. Вид итоговой аттестации – экзамен, по микробиологии – зачет. В соответствие положением о балльно-рейтинговой системе аттестации студентов в нашем техникуме используется 100 бальная система оценки. При этом предусмотрены оценивание текущей успеваемости, рубежного и итогового контроля. Количество баллов для допуска к сдаче экзамена не должно быть ниже 36. Предусмотрено начисление дополнительных баллов за участие в кружке, конференциях, олимпиадах, профессиональных конкурсах, проектной деятельности.
Баллы складываются из ответа на экзамене (до 30 баллов), итоговой оценки (до 25 баллов), своевременного выполнения практических работ (до 15 баллов), самостоятельной работы (до 20 баллов) и посещения занятий (до 10 баллов).
Необходимо четко определить требования к каждой составляющей оценки. Блестящий ответ на экзамене оценивается в 30 баллов. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических и одного практического задания. Теоретические вопросы и примерные задачи и задания по всем темам, выносящимся на экзамен, вывешиваются в учебном кабинете. Отказ от ответа – это ноль баллов, ответ на каждый вопрос дает до 10 баллов.
Самостоятельная внеаудиторная работа по данным дисциплинам имеет различные формы: рефераты, доклады, сообщения (опережающие задания), интеллект-карты, презентации, составление коллекций круп, пряностей, раздаточного материала с натуральными образцами и упаковочными материалами, поиск программного и дополнительного материала, подготовку к экзамену (изучение теоретических вопросов и решение, составление ситуационных задач), подготовку и участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, декадах по профессии, участие в работе предметного кружка. Своевременное выполнение практическиех работ оценивается в 15 баллов. Если они выполнены с опозданием, то каждая работа оценивается по пятибалльной системе и в общий зачет идет средняя арифметическая оценка за все работы, причем невыполненные работы оцениваются в ноль баллов.
Мной не применяется система штрафных баллов за пропуски занятий.
Оценки за все виды работ заносятся в журнал, выводится средняя арифметическая.
Отсутствию на уроке соответствует ноль баллов. Подсчитывается процент посещаемости занятий. Присутствие на всех уроках дает 10 баллов.
Набранная сумма баллов по шкале переводится в соответствующие оценки.
Обучащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 90 до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).
По итогам 1 семестра можно сделать вывод, что изложенная рейтинговая система оценки знаний, умений способствовала повышению успеваемости и качеству знаний. Снизился процент пропусков занятий обучающимися, повысилась мотивация на успех, заинтересованность в получении максимального результата.
Таким образом, можно сказать, что рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно ориентированного обучения, является основным инструментом оценки работы обучающихся в процессе учебно-производственной, внеаудиторной деятельности, а также определения рейтинга выпускника на выходе.
Основными преимуществами рейтинговой накопительной системы являются:
-повышение объективности оценки при усвоении знаний по предмету;
-повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;
-повышение мотивации обучающихся к систематической подготовке к занятиям;
-систематизация видов учебной деятельности обучающихся в рамках учебной дисциплины;
-повышение ответственности обучаемых за результаты своего обучения.
На мой взгляд, есть и недостатки, главным из которых является трудоемкость реализации этой системы.
Постоянный подсчет, контроль и обновление баллов требует существенных усилий со стороны преподавателя, который сталкивается с необходимостью корректировать распределение различных видов деятельности обучающихся в течение семестра. Есть также риск превращения индивидуализации в индивидуализм, когда каждый заинтересован только в личном росте. Для предотвращения этой деформации нужно ставить персональные достижения в зависимость от «командных выступлений» и уровня сплоченности группы.
Литература.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.