Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование рейтинговой системы оценки знаний и умений по общепрофессиональным дисциплинам профессии «Повар, кондитер»

20.06.2017 256 379
Дементьева Нина Евгеньевна
Дементьева Нина Евгеньевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Внедрение инновационных технологий обучения в практику профессиональной подготовки обучающихся привели к необходимости использования новых подходов к оценке качества их знаний и умений. Поэтому закономерно, что среди преподавателей значительно активизировался творческий поиск эффективных  методов оценки качества обучения.

Пятибалльная система отметок себя уже исчерпала. Так как по своей сути отметка играет не стимулирующую, а скорее констатирующую  роль, она не способствует активной и ритмичной работе обучающихся.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у студентов и обучающихся зачастую отсутствует система в работе, нежелание и/ или неумение самостоятельно работать, пробелы в знаниях, часто в результате слабого здоровья.

Рейтинговая накопительная система – критериально - ориентированная система оценивания достижений всех видов деятельности обучающихся, создающая условия для объективной оценки учебного успеха, помощи в самореализации и проектировании своих достижений в обучении и в дальнейшем в профессии, по результатам определения рейтинга выпускника на выходе.

При использовании проектируемой (рейтинговой) оценки каждый обучающийся получает возможность заранее  оценить свои возможности в достижении определенного уровня усвоения дисциплины и достичь максимального успеха. Главная задача педагога заинтересовать, научить работать систематически, помочь организовать свою учебную деятельность, учесть все плюсы в его учебной деятельности.

В нашем учебном заведении в этом году проводиться экспериментальная работа по внедрению балльно – рейтинговой системы оценивания достижений в учебной деятельности обучающихся 1 курса. За 1 полугодие по профессии Повар, кондитер предусмотрено изучение дисциплин общепрофессионального цикла: Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров, Техническое оснащение и организация рабочего места. Эти дисциплины являются базовыми для изучения профессиональных дисциплин, поэтому систематический контроль и отслеживание достижений обучающимися в этой области  является  во многом платформой для освоения профессиональных и общих компетенций.

В программе по дисциплинам предусматриваются часы аудиторных занятий, которые делятся на теоретические и практические, и часы для самостоятельной работы обучающихся. Вид итоговой аттестации – экзамен, по микробиологии – зачет. В соответствие положением о балльно-рейтинговой системе аттестации студентов в нашем техникуме используется 100 бальная система оценки. При этом предусмотрены оценивание текущей успеваемости, рубежного и итогового контроля. Количество баллов для допуска к сдаче экзамена не должно быть ниже 36. Предусмотрено начисление дополнительных баллов за участие в кружке,  конференциях, олимпиадах, профессиональных конкурсах, проектной деятельности.

Баллы складываются из ответа на экзамене (до 30 баллов), итоговой оценки (до 25 баллов), своевременного выполнения практических работ (до 15 баллов), самостоятельной работы (до 20 баллов) и посещения занятий (до 10 баллов).

Необходимо четко определить требования к каждой составляющей оценки. Блестящий ответ на экзамене оценивается в 30 баллов. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических и одного практического задания. Теоретические вопросы и примерные задачи и задания по всем темам, выносящимся на экзамен, вывешиваются в учебном кабинете. Отказ от ответа – это ноль баллов, ответ на каждый вопрос дает до 10 баллов.

Самостоятельная внеаудиторная работа по данным дисциплинам имеет различные формы: рефераты, доклады, сообщения (опережающие задания), интеллект-карты, презентации, составление коллекций круп, пряностей, раздаточного материала с натуральными образцами и упаковочными материалами,  поиск программного  и дополнительного материала, подготовку к экзамену (изучение теоретических вопросов и решение, составление ситуационных задач),  подготовку и участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, декадах по профессии, участие в работе предметного кружка. Своевременное выполнение практическиех работ оценивается в 15 баллов. Если они выполнены с опозданием, то каждая работа оценивается по пятибалльной системе и в общий зачет идет средняя арифметическая оценка за все работы, причем невыполненные работы оцениваются в ноль баллов.

Мной не применяется система штрафных баллов за пропуски занятий.

Оценки за все виды работ   заносятся в  журнал, выводится средняя арифметическая.

Отсутствию на уроке соответствует ноль баллов. Подсчитывается процент посещаемости занятий. Присутствие на всех уроках дает 10 баллов. 

Набранная сумма баллов по шкале переводится в соответствующие оценки.

Обучащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 90 до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

По итогам 1 семестра можно сделать вывод, что изложенная рейтинговая система оценки знаний, умений способствовала повышению успеваемости и качеству знаний. Снизился процент пропусков занятий обучающимися, повысилась мотивация на успех, заинтересованность в получении максимального результата.  

Таким образом, можно сказать, что рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно ориентированного обучения, является основным инструментом оценки работы обучающихся в процессе учебно-производственной, внеаудиторной деятельности, а также определения рейтинга выпускника на выходе.

Основными преимуществами рейтинговой накопительной системы являются:

-повышение объективности оценки  при усвоении знаний по предмету;

-повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;

-повышение мотивации обучающихся к систематической подготовке к занятиям;

-систематизация видов учебной деятельности обучающихся в рамках учебной дисциплины;

-повышение ответственности обучаемых за результаты своего обучения.

На мой взгляд, есть и недостатки, главным из которых является трудоемкость реализации этой системы.

Постоянный подсчет, контроль и обновление баллов требует существенных усилий со стороны преподавателя, который сталкивается с необходимостью корректировать распределение различных видов деятельности обучающихся в течение семестра. Есть также риск превращения индивидуализации в индивидуализм, когда каждый заинтересован только в личном росте. Для предотвращения этой деформации нужно ставить персональные достижения в зависимость от «командных выступлений» и уровня сплоченности группы.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/sred/index.htm
  1. Наговская Ф.Ш. Модульно-рейтинговая система обучения в педагогическом колледже: ориентация на профессиональную компетентность  //Среднее профессиональное образование. 2010. - №3'2010. – С. 36-40
  1. Румянцева И.В. Рейтинговая оценка как средство контроля знаний и стимулирования студентов к учебной деятельности //Среднее профессиональное образование. 2010. приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО» - №10'2010. – С. 118-122
  1. Шишкина И.М. Рейтинговая система оценки знаний как способ повышения мотивации студентов //Среднее профессиональное образование. 2010. приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО» - №3'2010. – С. 149-155

 

Презентация

 

Оригинал работы:

Использование рейтинговой системы оценки знаний и умений по общепрофессиональным дисциплинам профессии «Повар, кондитер»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*