Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт проведения бинарных занятий в рамках профессионального модуля

18.04.2017 270 419
Давыдова Ольга Александровна
Давыдова Ольга Александровна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования регламентирует объединение специальных дисциплин специальностей (сейчас называются междисциплинарные курсы) в профессиональные модули. Цель такого объединения - эффективное формирование профессиональных компетенций специалиста. Понятно, что компетентностный  подход к образованию требует современных подходов к методике преподавания.

Актуальным вопросом становится то, каким должен быть урок?

ФГОС нового поколения предъявляет следующие требования к современному уроку:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Обновляющейся системе образования требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общие и профессиональные компетенции, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Интегрированное, а в частности бинарное занятие как ни какая другая форма организации урока отвечает всем предъявляемым требованиям.

Бинарные уроки – одна из форм реализации междисциплинарных связей и интеграции междисциплинарных курсов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов междисциплинарных курсов, включенных в один профессиональный модуль. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных учебных дисциплин, междисциплинарных курсов делает обучение целостным и системным.

Бинарное занятие можно планировать по одному их типов уроков:

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Наиболее целесообразно и эффективно проводить бинарные занятия по типу закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации, контроля, оценки и коррекции знаний.

Успешное бинарное занятие может состояться лишь при условии его тщательного планирования.

Этапы планирования бинарного занятия:

  1. Анализ программы профессионального модуля на наличие взаимосвязанных или взаимовытекающих тем.
  2. Выбор наиболее оптимальной формы проведения занятия.
  3. Внесение бинарного занятия в календарный тематический план междисциплинарного курса.
  4. Поэтапная совместная разработка бинарного занятия двумя преподавателями.
  5. Подготовка материально-технической и дидактической базы.

       Сложности, возникающие при планировании бинарного занятия:

  1. Различия в календарно-тематическом плане (смежные темы изучаются в разных семестрах или на разных курсах).
  2. Ограниченные возможности учебных кабинетов (максимальное количество человек, оснащенность).
  3. Несогласованность занятий у двух преподавателей по учебному расписанию.

Эти сложности возможно устранить при планировании бинарных занятий в начале учебного года.

Общая структура бинарного занятия состоит из:

  1. Вступления- постановка цели, задачи занятия, актуализация опорных знаний, профессиональных компетенций, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
  2. Основной части- раскрытие содержания учебного материала, самостоятельная, исследовательская работа;
  3. Заключение- подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

Бинарные занятия по профессиональному модулю ПМ 02. Изготовление и контроль качества лекарственных средств, МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм и  МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств мы проводим на практических занятиях, которые длятся 6 академических часов (270 минут). Проведение практических занятий в форме бинарных позволяет формировать профессиональные компетенции, включенные в один профессиональный модуль, (ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации. ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.),  повышать познавательную и практическую активность. На бинарных занятиях моделируется профессиональная работа фармацевта в условиях производственной аптеки.

Этапы бинарного практического занятия:

1.Организационный момент (целеполагание, актуализация), в форме беседы - 15 мин. 

2.Повторение пройденного материала (устный, письменный опрос, работа у доски, решение ситуационных задач в группах и индивидуально)-30 мин. 

  1. Самостоятельная работа студента. Моделирование деятельности производственной аптеки (индивидуальное выполнение ситуационной задачи, включающей выполнение заданий по первому и второму междисциплинарному курсу) - 180 минут.
  2. Закрепление (обмен выполненными ситуационными задачами, взаимопроверка выполненной работы) –30минут.
  3. Подведение итогов (беседа, рефлексия, тестирование, наведение фармпорядка) -15 минут.

Каждый этап бинарного занятия ведут два преподавателя. На этапе организационного момента удобно актуализировать ОК и ПК по профессиональному модулю, не разделяя по МДК.

Повторение пройденного материала целесообразно проводить поочередно, то есть блок вопросов (задач, заданий) по одному МДК, а затем по другому в зависимости от тематики занятия.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Опыт проведения бинарных занятий в рамках профессионального модуля  




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*