Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНедостаточная подготовленность выпускников техникумов к работе в условиях современного предприятия и невостребованность их на рынке труда указывают на наличие серьезных проблем в области подготовки профессиональных кадров. Решить означенные проблемы система профессионального образования может только при условии тесного взаимодействия с предприятиями-работодателями, выступающими потребителями результатов образовательной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная социализация, социальное партнерство, трудоустройство.
В настоящее время растет востребованность коммуникативных и социальных умений работника. В связи с этим роль профессионального образования приобретает особую значимость, как для отдельной личности, так и для работодателя и общества в целом. Именно поэтому профессиональное образование и обучение стало предметом пристального интереса социальных партнеров.
Многочисленные исследования показывают, что при определенных условиях партнерство с предприятиями-работодателями способно эффективно решить целый комплекс стоящих перед системой профобразования педагогических задач, самой важной из которых является задача профессиональной социализации студентов.[1]
Социализация профессиональная – процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. происходит с уже социализированным индивидом, преимущественно на стадии вторичной социализации, позволяющей осваивать новые сектора социальной реальности, определяется, прежде всего, сложностью разделения общественного труда и соответствующего ему знания.[2]
Адаптация к профессиональной деятельности предполагает как усвоение ими тех или иных достижений в рамках данной профессии, так и формирование социальных установок на будущую профессию как основу профессионального самоопределения личности. Основными факторами, детерминирующими характер социализации являются: 1) целенаправленное воздействие общества на личность, т.е воспитание в широком смысле слова; 2) социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; 3) активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмысление; 4) умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; 5) активное участие в практической, преобразовательной деятельности.[3]
Организацию профессиональной социализации личности студента обеспечивает комплекс педагогических условий: организация обучения и консультирования преподавателей, обеспечивающая их компетентность в вопросах партнерства с предприятиями-работодателями; согласованность форм, средств и методов педагогического взаимодействия с учетом ценностных ориентаций социальных партнеров; реализация дифференцированного подхода к студентам с учетом их профессиональной ориентированности; использование методов программно‑целевого планирования адаптации обучающихся к профессиональной деятельности на основе диагностики их потребностей и интересов; создание нормативно‑правовой основы социального партнерства учреждения среднего профессионального образования и предприятий-работодателей.
Однако, социальное партнерство, как никто играет важнейшую роль в успешности адаптации студентов к профессиональной деятельности. Как бы ни была организована работа по профессиональной социализации, есть ряд функций, которые образовательное учреждение в принципе не может взять на себя. Среди них: обеспечение необходимой информацией о целях и задачах предприятия, уменьшение времени по привыканию молодых специалистов к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия, пропаганда корпоративных ценностей предприятия и некоторые другие. В любом случае, решение проблемы взаимосвязанного прогнозирования рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без включения в исследовательский процесс третьего элемента этой системы – непосредственного потребителя образовательных услуг и участника рыночных отношений в трудовой сфере.
Известно, что деятельность учреждения среднего профессионального образования оценивается как эффективная в том случае, если его выпускники востребованы на рынке труда, соответствуют требованиям к специалисту, выдвигаемым уровнем развития существующей производственной базы, легко входят в сложившуюся систему производственных отношений. Поэтому Социальное партнерство помогает образовательному учреждению полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда. Для этого применяется целый комплекс форм, средств и методов работы, в структуре которого наиболее важное место занимают экскурсии на предприятия; привлечение специалистов для проведения обзорных лекций и воспитательных мероприятий; встречи со специалистами-производственниками; проведение встреч руководства предприятия с учащимися; производственная практика и др.
По данным опроса, более 80% студентов техникума отмечают, что решающую роль в их профессиональной социализации играет сам образовательный процесс и производственная практика в комплексе. Полученный результат свидетельствует о том, что обучающиеся осознают важность единства производственной практики и обучающего процесса для освоения профессиональных знаний и навыков. Они понимают, что невозможно сформировать квалифицированного специалиста в условиях оторванности образовательного процесса от реального производства. Студентам важны не только профессиональные знания, полученные в образовательной организации, но и освоение опыта в реальных производственных условиях.
По мнению работодателей, для успешной профессиональной социализации необходимо своевременное «погружение» студентов в производственный процесс предприятия еще на стадии подготовки, способствующее формированию профессиональных навыков, социальных качеств личности, а также накоплению практического опыта деятельности.[4] Еще практика советского времени показала, что сотрудничество с будущим работодателем во время учебы существенно повышает возможности будущего выпускника достичь желаемого результата. То же самое подтверждает и западный, и современный российский опыт социального партнерства.
Однако нельзя забывать, что в новых социально-экономических реалиях развития общества, характеризующихся, в первую очередь, переходом к рыночной экономике произошла полная или частичная замена социальных ориентиров, прежних нравственных норм и эталонов поведения. Новое поколение – поколение потребителей, жизненные приоритеты которых сводятся к материальному обеспечению и высокому социальному статусу. Идеализация рынка, стремление к благосостоянию являются своеобразным социально-психологическим феноменом молодежного сознания.
Проблема перехода от обучения к профессиональной деятельности является ключевой. Часто бывает так, что образовательные организации, осуществляя профессиональную подготовку специалистов в рамках действующих стандартов, оторваны от реальных условий современного производства. Студенты проходят учебную практику и выполняют практические работы по своей специальности на устаревшем оборудовании, а после окончания учебного заведения сталкиваются со многими трудностями профессионального характера, которые влекут за собой и психологический дискомфорт.
В итоге при трудоустройстве многие выпускники испытывают трудовой профессиональный стресс, развитие которого серьезно влияет на работоспособность, эмоциональное состояние, производительность труда и на здоровье в целом. Главная проблема заключается в том, что студенты являются неконкурентоспособными, не соответствуют требованиям работодателя. В результате молодой специалист не имея опыта, знаний психологии производственной среды, а также профессионально-значимых личностных качеств, способствующих успешной и быстрой адаптации на конкретном рабочем месте, оказываются не готовыми к работе. Поэтому при подготовке студентов необходимо не только формирование правильных представлений о своей профессии, адекватных возможностям и условиям деятельности, но и привитие им вкуса, стремления совершенствоваться в своем профессионализме, быть ответственными перед собой и другими.
Успешная профессиональная социализация студентов образовательных организаций связана с необходимостью преодоления ряда существующих противоречий:
Зачастую работодатели относятся предвзято к молодым специалистам. Отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в трудовом коллективе приводит к дискриминации выпускников техникумов на рынке труда.
Решением проблем профессиональной социализации и является социальное партнерство. Совместная деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров может заключаться в совместной разработке нормативной и учебно-методической документации, определение структуры и содержания обучения, системе наставничества, участие работодателей в образовательном процессе и практике студентов в условиях действующего производства. Эти факторы, несомненно, окажут влияние на успешность процесса профессиональной социализации студентов, реализуемых в системе взаимовыгодного и равноправного социального партнерства.
Таким образом, соединив интересы работодателей и образовательных организаций в части обучения кадров, будет способствовать обеспечению успешной профессиональной социализации студентов еще на этапе обучения, сформированности личностных качеств и высокому уровню профессиональной подготовки. Социальное партнерство в области среднего профессионального образования и обучения является гарантом процветания и стабильности образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
Оригинал работы:
Профессиональная социализация студентов техникума посредством социального партнерства
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.