Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная социализация студентов техникума посредством социального партнерства

21.03.2017 366 601
Бузулуцкая Евгения Андреевна
Бузулуцкая Евгения Андреевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Недостаточная подготовленность выпускников техникумов к работе в условиях современного предприятия и невостребованность их на рынке труда указывают на наличие серьезных проблем в области подготовки профессиональных кадров. Решить означенные проблемы система профессионального образования может только при условии тесного взаимодействия с предприятиями-работодателями, выступающими потребителями результатов образовательной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная социализация, социальное партнерство, трудоустройство.

В настоящее время растет востребованность коммуникативных и социальных умений работника. В связи с этим роль профессионального образования приобретает особую значимость, как для отдельной личности, так и для работодателя и общества в целом. Именно поэтому профессиональное образование и обучение стало предметом пристального интереса социальных партнеров.

Многочисленные исследования показывают, что при определенных условиях партнерство с предприятиями-работодателями способно эффективно решить целый комплекс стоящих перед системой профобразования педагогических задач, самой важной из которых является задача профессиональной социализации студентов.[1]

Социализация профессиональная – процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества.  происходит с уже социализированным индивидом, преимущественно на стадии вторичной социализации, позволяющей  осваивать новые сектора социальной реальности, определяется, прежде всего, сложностью разделения общественного труда и соответствующего ему знания.[2]

Адаптация к профессиональной деятельности предполагает как усвоение ими тех или иных достижений в рамках данной профессии, так и формирование социальных установок на будущую профессию как основу профессионального самоопределения личности. Основными факторами, детерминирующими характер социализации являются: 1) целенаправленное воздействие общества на личность, т.е воспитание в широком смысле слова; 2) социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; 3) активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмысление; 4) умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; 5) активное участие в практической, преобразовательной деятельности.[3]

Организацию профессиональной социализации личности студента обеспечивает комплекс педагогических условий: организация обучения и консультирования преподавателей, обеспечивающая их компетентность в вопросах партнерства с предприятиями-работодателями; согласованность форм, средств и методов педагогического взаимодействия с учетом ценностных ориентаций социальных партнеров; реализация дифференцированного подхода к студентам с учетом их профессиональной ориентированности; использование методов программно‑целевого планирования адаптации обучающихся к профессиональной деятельности на основе диагностики их потребностей и интересов; создание нормативно‑правовой основы социального партнерства учреждения среднего профессионального образования и предприятий-работодателей.

Однако, социальное партнерство, как никто играет важнейшую роль в успешности адаптации студентов к профессиональной деятельности. Как бы ни была организована работа по профессиональной социализации, есть ряд функций, которые образовательное учреждение в принципе не может взять на себя. Среди них: обеспечение необходимой информацией о целях и задачах предприятия, уменьшение времени по привыканию молодых специалистов к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия, пропаганда корпоративных ценностей предприятия и некоторые другие. В любом случае, решение проблемы взаимосвязанного прогнозирования рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без включения в исследовательский процесс третьего элемента этой системы – непосредственного потребителя образовательных услуг и участника рыночных отношений в трудовой сфере.

Известно, что деятельность учреждения среднего профессионального образования оценивается как эффективная в том случае, если его выпускники востребованы на рынке труда, соответствуют требованиям к специалисту, выдвигаемым уровнем развития существующей производственной базы, легко входят в сложившуюся систему производственных отношений. Поэтому Социальное партнерство помогает образовательному учреждению полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда. Для этого применяется целый комплекс форм, средств и методов работы, в структуре которого наиболее важное место занимают экскурсии на предприятия; привлечение специалистов для проведения обзорных лекций и воспитательных мероприятий; встречи со специалистами-производственниками; проведение встреч руководства предприятия с учащимися; производственная практика и др.

По данным опроса, более 80% студентов техникума отмечают, что решающую роль в их профессиональной социализации играет сам образовательный процесс и производственная практика в комплексе. Полученный результат свидетельствует о том, что обучающиеся осознают важность единства производственной практики и обучающего процесса для освоения профессиональных знаний и навыков. Они понимают, что невозможно сформировать квалифицированного специалиста в условиях оторванности образовательного процесса от реального производства. Студентам важны не только профессиональные знания, полученные в образовательной организации, но и освоение опыта в реальных производственных условиях.

По мнению работодателей, для успешной профессиональной социализации необходимо своевременное «погружение» студентов в производственный процесс предприятия еще на стадии подготовки, способствующее формированию профессиональных навыков, социальных качеств личности, а также накоплению практического опыта деятельности.[4] Еще практика советского вре­мени показала, что сотрудничество с будущим работодателем во время учебы существенно повышает возможности будущего выпускника достичь желаемого результата. То же самое подтверждает и западный, и современный российский опыт социального партнерства.

Однако нельзя забывать, что в новых социально-экономических реалиях развития общества, характеризующихся, в первую очередь, переходом к рыночной экономике произошла полная или частичная замена социальных ориентиров, прежних нравственных норм и эталонов поведения. Новое поколение – поколение потребителей, жизненные приоритеты которых сводятся к материальному обеспечению и высокому социальному статусу. Идеализация рынка, стремление к благосостоянию являются своеобразным социально-психологическим феноменом молодежного сознания.

Проблема перехода от обучения к профессиональной деятельности является ключевой. Часто бывает так, что образовательные организации, осуществляя профессиональную подготовку специалистов в рамках действующих стандартов, оторваны от реальных условий современного производства. Студенты проходят учебную практику и выполняют практические работы по своей специальности на устаревшем оборудовании, а после окончания учебного заведения сталкиваются со многими трудностями профессионального характера, которые влекут за собой и психологический дискомфорт.

В итоге при трудоустройстве многие выпускники испытывают трудовой профессиональный стресс, развитие которого серьезно влияет на работоспособность, эмоциональное состояние, производительность труда и на здоровье  в целом. Главная проблема заключается в том, что студенты являются неконкурентоспособными, не соответствуют требованиям работодателя. В результате молодой специалист не имея опыта, знаний психологии производственной среды, а также профессионально-значимых личностных качеств, способствующих успешной и быстрой адаптации на конкретном рабочем месте, оказываются не готовыми к работе. Поэтому при подготовке студентов необходимо не только формирование правильных представлений о своей профессии, адекватных возможностям и условиям деятельности, но и привитие им вкуса, стремления совершенствоваться в своем профессионализме, быть ответственными перед собой и другими.

Успешная профессиональная социализация студентов образовательных организаций связана с необходимостью преодоления ряда существующих противоречий:

  • между недостаточной практической подготовленностью студентов и требованиями работодателей к профессиональным кадрам в условиях быстро изменяющейся технологии и технической оснащенности производства;
  • между недостаточным уровнем сформированности профессионально-ценностных ориентаций и личностно-значимых качеств выпускников и потребностями общества в специалистах высокой профессиональной культуры.[5]

Зачастую работодатели относятся предвзято к молодым специалистам. Отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в трудовом коллективе приводит к дискриминации выпускников техникумов на рынке труда.

Решением проблем профессиональной социализации и является социальное партнерство. Совместная деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров может заключаться в совместной разработке нормативной и учебно-методической документации, определение структуры и содержания обучения, системе наставничества, участие работодателей в образовательном процессе и практике студентов в условиях действующего производства. Эти факторы, несомненно, окажут влияние на успешность процесса профессиональной социализации студентов, реализуемых в системе взаимовыгодного и равноправного социального партнерства.

Таким образом, соединив интересы работодателей и образовательных организаций в части обучения кадров, будет способствовать обеспечению успешной профессиональной социализации студентов еще на этапе обучения, сформированности личностных качеств и высокому уровню профессиональной подготовки. Социальное партнерство в области среднего профессионального образования и обучения является гарантом процветания и стабильности образовательного учреждения.

 

Список использованной литературы:

  1. Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство в России // Социс. 2000. № 9.С-43
  2. Климов, Е. А. Введение в психологию труда. М. : Изд-во Моск. ун-та.1998. С.-12
  3. Социология молодежи: учебник/ под ред. Проф. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во С.-Петерб,ун-та, 1996. С-70
  4. Килимова Л.В., Федосова И.А. Профессиональная социализация студентов ЮЗГУ в условиях модернизации системы высшего профессионального образования / Известия Юго-Западного Университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. №4.С.- 114
  5. Ильмушкин Г.М., Михайлов А.В. Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий / Фундаментальные исследования. 2007. №3. С.13

 

Оригинал работы: 

Профессиональная социализация студентов техникума посредством социального партнерства




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*