Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация научно-исследовательской деятельности студентов в профессиональном обучении

27.02.2017 1442 2945
Елизарова Мадина Камбулатовна
Елизарова Мадина Камбулатовна, преподаватель

Ейский медицинский колледж

Быстрый рост преобразований в экономических и социальных сферах России, ежедневно увеличивающийся объём воспринимаемой информации обусловили изменение требований, которые предъявляются обществом к системе среднего профессионального образования в вопросах качества подготовки будущих специалистов. Приоритетное место при подборе кадрового состава стали отводить молодым специалистам, способным извлекать необходимую информацию; - вычленять необходимые знания из разных областей, применяя их на практике; - выдвигать гипотезы; - принимать нестандартные решения, генерируя при этом новые идеи; - отстаивать свою точку зрения; - творчески подходить к выполнению работы.

Принципы организации НИРС – это обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно-технического прогресса. Доказаны в работах Ю. Д. Амирова, Е. С. Жарикова, Е. А. Милеряна, В. М. Петрова, Л. П. Тарвида, З. А. Шахмарданова и др.

Для того чтобы рассмотреть  организацию научно-исследовательской работы студентов в профессиональном обучении необходимо поставить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы учения о научно-исследовательской работе студентов в профессиональном обучении.
  2. Провести исследование по организации научно-исследовательской работы студентов в ГБПОУ «Ейский медицинский колледж».
  3. Проанализировать результаты исследования организации научно-исследовательской работы студентов в ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»

Объект исследования: научно-исследовательская работа

Предмет исследования: организации научно-исследовательской работы студентов в ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»

Были изучены теоретические основы учения о научно-исследовательской работы студентов. НИРС – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки).   Организация НИРС предусматривает объединение частей в целое – на основе замысла, цели и в соответствии с определенными правилами и процедурами.

Научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

НИРС включает в себя следующие формы:

  • учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время (далее - УИРС), т.е., встроенную в учебный процесс;
  • научно-исследовательскую работу студентов, организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС (выполняемые во внеучебное время, и дополняющие учебный процесс).

Проанализировав психолого-педагогическую и научную литературу в области исследования НИРС, можно сделать следующие выводы: НИРС понятие емкое и многогранное; НИРС призвана создавать определённые условия для формирования профессионально-творческого потенциала будущего специалиста; научно-исследовательская работа в СПО выступает в роли воспитательной среды, направленной на становление востребованного специалиста; помогает быстро адаптироваться в новых познавательных ситуациях, синтезировать информацию, дополняя её недостающей; является неотъемлемой частью творческой деятельности, как высшей формы активности и самостоятельной деятельности человека, направленной на создание новых ценностей.

Для получения более полного представления о рассматриваемом вопросе, было проведено   исследование в условиях ГБПОУ «ЕЙский медицинский колледж». Основными методами получения информации об основных вопросах организации научно-исследовательской работы студентов были выбраны анкетирование, текущее  наблюдение и анализ документов.

После проведения исследования на основе полученных результатов можно сделать вывод, что организация научно-исследовательской работы студентов  осуществляется в ГБПОУ «Ейский медицинский колледж» в соответствии с ФГОС СПО, во многих видах, формах, но не все преподаватели и студенты осведомлены и вовлечены в процесс интеграции научных исследований и профессионального обучения.

Прослеживается соответствие НИРС профилю будущей специальности, требованиям к знаниям, умениям, навыкам и качествам современного специалиста данного профиля; обеспечение преемственности и органической взаимосвязи цели, задач и содержания данной конкретной формы или вида НИРС с целями, задачами и содержанием предшествующей, последующей и одновременно выполняемой НИРС как в рамках учебного процесса, так и во внеучебное время. Учитывается  характер, место и роль учебной дисциплины, видов учебных занятий и заданий, в рамках которой организуется научная работа студентов, в общей программе профессиональной подготовки специалиста и в системе воспитательной работы. Также учитывается  личность студента, курс обучения и степень подготовленности студентов к выполнению конкретной научной работы.

В связи с тем, что медицинское образование XXI в становится важнейшей человеческой ценностью,   происходит  усиление его гуманизации и фундаментализации. Это   обуславливает включение интегративных дисциплин, которые обеспечивают емкое восприятие их содержания, формирование научного мировоззрения, а также профессионально значимых и научно-ориентированных умений.

С развитием науки постоянно возрастает поток научной информации, и это способствует старению специальных знаний. В связи с этим подготовка специалистов в колледже опирается на непрерывное самообразование, развитие логического мышления, аналитико-синтетических приемов и ознакомление с современными методами научного исследования.

Органическое единство обучения, научного творчества и практической деятельности студентов ГБПОУ «Ейский медицинский колледж» реализуется через:

  • обеспечение прав студентов на участие в научных исследованиях, практических разработках и техническом творчестве;
  • обогащение учебного процесса последними достижениями науки и практики, результатами научной и научно-практической деятельности учебных учреждений, в т.ч. использование при обучении результатов научных работ, полученных при участии студентов;
  • совместное участие студентов, преподавателей и научных сотрудников в выполнении исследований;
  • повышение уровня научно-исследовательской работы, включаемой в учебный процесс в различных формах;
  • совершенствование существующих и поиск новых форм интеграции среднего профессионального образования с научной и производственной деятельностью в рамках единой системы научного, учебно-воспитательного и практического процессов.

Повышение массовости и результативности участия студентов в организационных и методических формах, а также конкретных мероприятиях НИРС достигается за счет:

1)развития тематики научных исследований студентов за счет выполнения работ по решению научно-практических  задач, актуальных для медицины, общества и государства:

2)повышения результативности организационно-массовых, в т.ч. состязательных мероприятий НИРС;

3)расширения научного и творческого сотрудничества со студентами колледжей России и  зарубежных стран;

4)выявления, обобщения, распространения и использования положительного и полезного в современных условиях отечественного и зарубежного опыта, новых организационных и методических форм и мероприятий НИРС.

В современных условиях образовательного процесса приоритетная роль отводится к компетентностному подходу при освоении программы специалитета. Это связано с поиском продуктивных концептуально-методологических оснований, моделей подготовки специалистов с медицинским  образованием, с созданием и внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего  профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения. В основе компетентностного подхода лежат идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. Компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования, т. к. характеризуется такими умениями, способностями, личностными характеристиками, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт обучающихся.

Проанализировав особенности организации научно-исследовательской  работы студентов в Ейском медицинском колледже можно сделать вывод, что организация НИРС в профессиональном обучении представляет собой процесс интеграции образовательного процесса и научных исследований. Организация научно-исследовательской работы студентов в профессиональном обучении имеет большое значение для развития творческой и познавательной способности студента, предполагает решение основных задач профессиональной подготовки специалистов: углубление и систематизацию теоретических знаний, формирование исследовательских умений, развитие умений самостоятельной научно-практической деятельности.

 

Оригинал работы:

Организация научно-исследовательской деятельности студентов в профессиональном обучении




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*