Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практика моделирования образовательной среды колледжа для развития общих и профессиональных компетенций студента

09.01.2017 709 1165
Бессонова Надежда Леонтьевна
Бессонова Надежда Леонтьевна, преподаватель

Горбунова Лидия Николаевна
Горбунова Лидия Николаевна, преподаватель

Краевой политехнический колледж

Перед профессиональным образованием стоит важная задача подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, обладающих опытом культуросозидательной деятельности.

Подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда, способного к творческому саморазвитию и самореализации во многом определяется тем образовательным пространством, в котором происходит его профессиональное становление.

Анализ процесса прохождения производственной практики студентов специальности «Информационные системы (по отраслям)» и последующего трудоустройства выпускников показал, что практика чрезвычайно узкая, если предполагает применение только тех компетенций, которые заложены во ФГОС.

Рынок труда г. Чернушка не ориентирован на специалистов широкого профиля в области информационных систем, но остро нуждается в специалистах узкого профиля, способных применять профессиональные компетенции в области вычислительной техники и программного обеспечения на определённом предприятии.

Закономерно, что складывающаяся ситуация негативно влияет на уровень мотивации студентов к учебной деятельности, снижает качество освоения профессиональных компетенций уже на третьем курсе [9].

Данная проблема позволила преподавателям специальности «Информационные системы (по отраслям)» выявить следующее: на рынке труда города самой востребованной рабочей профессией, требующей применение профессиональных компетенций в области вычислительной техники и программного обеспечения является профессия «Слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА)».

Предприятия города готовы взаимодействовать с ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» при условии, что студенты специальности «Информационные системы (по отраслям)» еще в колледже смогут получить первичные профессиональные навыки монтажа/настройки, эксплуатации слаботочных систем, которые не предусмотрены ФГОС по этой специальности. Узкая специализация обеспечивает более качественное усвоение студентами практических умений и навыков.

На качество подготовки специалистов в колледже оказывают влияние различные факторы, среди которых можно выделить три основных: реализация Федеральных образовательных стандартов по специальности, Программа развития ГБОУ СПО «КПК» (ГАПОУ «Краевой политехнический колледж) на период 2013 – 2018 гг., поиск и обоснованный выбор педагогами оптимальных способов и образовательных технологий, в которых акцент делается на практическую направленность обучения.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности выпускников специальности «Информационные системы (по отраслям)» предполагается реализовать через внедрение образовательной технологии «Учебная фирма». Для этого разработан проект «Специализация» в соответствии с рекомендациями Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» [3, 8, 9].

Ключевая идея проекта заключается во внедрении активных имитационных методов обучения образовательной технологии «Учебная фирма» при обучении специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)» через организацию обучения студентов первичным профессиональным навыкам рабочей профессии «слесарь КИПиА».

Учебная фирма «МонтажСервис» помогает сформировать современного специалиста, менеджера, маркетолога с практическими навыками в общении, заключении сделок и формировании документов. Нам представляется рациональным механизм для удовлетворения образовательных потребностей студентов для обучения профессиональным компетенциям профессии слесарь КИПиА. «МонтажСервис» организует обучение студентов специальности «Информационные системы (по отраслям)» навыкам работы по монтажу/настройке слаботочных систем; основам работы с системами автоматики, управления и промышленной электроники; навыкам сборки, настройки вычислительной техники, диагностики и устранения неисправностей.

Для осуществления деятельности подключены студенты третьего и четвёртого курса, группы ИС-119, ИС-109, преподаватели специальных дисциплин двух специальностей «Информационные системы (по отраслям)» и «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», заведующий Информационно-техническим центром ГБОУ СПО «КПК», специалисты службы КИПиА предприятий: ООО «АвтоматикаСервис», ООО «МаСКо», УМП «ВКХ», ООО СПО «АЛНАС», ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» и др., где требуются слесари и наладчики КИПиА с углубленным знанием аппаратного и программного обеспечения, а также навыками программирования, регулирования и настройки контрольно-измерительных приборов.

Технология «Учебная фирма» адаптирована к условиям и особенностям образовательного процесса колледжа и специальности ИС (по отраслям).

В учебной фирме студентам специальности ИС нельзя: получить реальную прибыль, научить предпринимательству и правилам реального бизнеса, создать конкуренцию между фирмами (все деловые партнеры заранее предопределены). Но в учебной фирме можно: добиться поставленной цели, получить реальный продукт совместной деятельности, учиться деловому общению, получить теоретические знания и сразу применить на практике, проявить творчество, испытать чувство успеха, сформировать навыки по смежной рабочей профессии.

Учебные фирмы позволяют будущим специалистам не просто примерить на себя роль работника, сотрудника фирмы, но и исполнить эту роль, вступая в реальной ситуации в конкретные трудовые отношения. При этом в процессе совместной организованной деятельности получить качественный образовательный продукт в соответствии с целью и техническим заданием в чётко установленные сроки.

Учебная фирма демонстрирует необходимость приобретения не только знаний, но и практических навыков подготовки и оформления документации.

Заключены Соглашения с социальными партнёрами направления АСУТП.

Апробирована рабочая программа по профессии «Слесарь КИПиА», с применением профессиональных компетенций в области вычислительной техники и программного обеспечения.

Проведён экзамен квалификационный по профессии «Слесарь КИПиА».

Владение общими компетенциями позволяет выпускнику быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и личной жизни.

Применение технологии «Учебные фирмы» даёт результаты, которые способствуют успешной социализации личности в условиях рыночной экономики, смены технологий, динамического развития социальных отношений граждан российского общества.

За время работы проектной группы пять студентов специальности ИС (по отраслям) стали стипендиатами Правительства РФ.

Описываемая образовательная среда создала предпосылки для формирования образовательного пространства, сфокусированного на работу с мотивированными на успех студентами. Разработка механизма выявления и сопровождения одарённых и талантливых и мотивированных на успех обучающихся, определение их творческого потенциала, интересов и способностей будет осуществляться через реализацию перспективного проекта «Лучшие студенты».

Список использованных источников:

  1. ФГОС СПО по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 г.
  2. Учебный план специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) 2013/2014 уч. г.
  3. Образовательные проекты Агентства стратегических инициатив
    http://asi.ru/projects/submit_a_project.php
  4. Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М. : АП КИТ, 2008. -– 616 с
  5. Образовательная технология «Учебная фирма» petrocollege.ru/upload/docs/obr_tehnology.ppt‎
  6. Дорожная карта проекта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» http://www.asi.ru/molprof/dualeducation/
  7. ЕТКС «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» II разряд
  8. План мероприятий (дорожная карта) по реализации системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» http://www.asi.ru/molprof/dualeducation/
  9. Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» http://www.asi.ru/molprof/dualeducation/

 

Оригинал работы:

Практика моделирования образовательной среды колледжа для развития общих и профессиональных компетенций студента

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*