Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Основы педагогического дизайна и опыт его использования для проведения занятий информатики по повышению ИКТ - компетентностей у обучающихся

22.12.2016 712 1068
Прохорова Елена Валерьевна
Прохорова Елена Валерьевна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

 «Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон:
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон».

В.Троицкий 

В эпоху быстрой смены технологий необходимо  формировать принципиально новую систему образования, предполагающую постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Современная образовательная парадигма определяет сущность образовательного процесса не как простую передачу имеющихся у преподавателя знаний обучающемуся, а как процесс «добывания» знаний обучающимся с помощью преподавателя. Ведь действительно, верен тезис – никого ничему научить нельзя, можно только научиться. Таким образом, роль преподавателя сводится не к тому, что бы научить чему-либо обучающегося, а к тому, чтобы помочь обучающемуся найти и усвоить необходимую информацию. Не вызывает сомнения, что главнейшим помощником преподавателя в этом деле являются учебники и учебные пособия. И, конечно, электронные (цифровые) учебники и учебные пособия предоставляют гораздо больше возможностей, нежели печатные издания.

Несомненными достоинствами электронного или цифрового образовательного и обучающего ресурса являются:

  • возможность размещения большого объема информации (это особенно актуально для создания электронных интерактивных энциклопедий)
  • возможность быстрого поиска и доступа к необходимой информации;
  • возможность объективной и качественной проверки знаний обучающегося, например, с помощью тестирования;
  • возможность наглядного  представления  многих  сложных  явлений  и процессов;
  • возможность одновременного получения информации, представленной в различных формах – визуальной, слуховой и др.

Ключевым аспектом для эффективности цифрового образовательного ресурса в образовательном процессе является грамотность и профессиональность самого электронного учебного пособия. Несомненно, простой перенос печатного издания в электронную форму (пусть даже выполненный технически грамотно) не превращает данное издание в настоящую обучающую программу. В этом случае мы имеем дело просто с электронной информацией, а ведь информация сама по себе обучением не является. Таким образом, получается, что для создания настоящего обучающего ресурса, позволяющего осуществлять – эффективное, грамотное, интересное и результативное обучение, необходимо знать нечто большее, чем просто основы компьютерной грамотности. Следовательно, мы приходим к мысли о необходимости существования какой-то «теории обучения», знание которой позволяет создавать полноценный цифровой образовательный ресурс.

Роль такой «теории обучения» в настоящее время взял на себя педагогический дизайн. Именно от грамотно выполненного планирования или дизайна электронной обучающей программы (т.е. непосредственно педагогического дизайна) зависят эффективность, результативность и возможность ее применения.

Педагогический дизайн – достаточно новое понятие в современной российской педагогике, но о нем уже написано немало статей. В одной из них было дано следующее определение: «Педагогический дизайн – это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей» [1]. Он всегда был связан не просто с описанием деятельности как таковой, а с вопросами интеграции информационных средств, а сейчас и новых мультимедиа-ресурсов, в образовательную деятельность.

Для образовательных мультимедиа-продуктов педагогический дизайн должен представлять собой документ, в котором обозначены цели, содержание обучения с описанием уровней трудности, педагогические методы и информационные средства, и стратегии оценки. Педагогический дизайн заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных обучающихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано. Появление компьютеров открыло новые возможности для оформления учебных материалов и научных публикаций.

Проще говоря, педагогический дизайн – это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными [2, 3].

В своей работе я использую различные элементы педагогического дизайна  - от подготовки плана урока до внедрения цифровых образовательных ресурсов сети Интернет.

На основании учебной программы материал курса информатики разбивается на разделы и темы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, составляется тематическое планирование курса данного года обучения. Далее в отдельные папки (их ровно столько сколько разделов по тематическому плану) создается план на каждый урок со всем КМО данного урока.

Для обучающихся также разработаны комплекты практических занятий по каждому разделу курса информатики. Курс завершается либо тестами, либо контрольными вопросами, либо  заданиями  к зачету или дифференцированному зачету. Имею коллекцию презентаций, которые использую на всех этапах занятия.

С появлением  сети Интернет стало возможным использовать его цифровые образовательные ресурсы на любом этапе занятия преподавателем или обучающимся. Я использую мультимедиа -  технологии, интерактивные материалы, видео уроки, on-line тесты, карточки ЦОР и т.д.

Разработка урока с использованием цифровых образовательных технологий состоит из трех частей:

  • демонстрация ЦОР (при объяснении нового материала);
  • лабораторная работа (зависит от цели – получение новых знаний, закрепление нового материала, контроль, тренажеры….);
  • практикум (после изучения теоретического материала задания воплощаются в электронном виде, причем учащиеся сами продумывают свою работу).

Психологи рекомендуют при построении урока с элементами ЦОР использовать компьютер 5-10 минут в начале занятия т.к. обучающиеся быстрее сосредотачиваются. Переключать внимания через 30-35 мин, а дальше повышается эмоциональная возбудимость и детям хочется поделиться с другими, поэтому я на практическом занятии объясняю всё задание до рассаживания за ПК, рассаживаю обучающихся по равным силам, задания должны быть дифференцированы.  

Мультимедиа – презентации позволяют привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействуют более чем на один орган чувств.

Реализации учебного процесса с использованием элементов педагогического дизайна происходит  по следующим этапам:

  1. Подготовительный: Обучающиеся знакомятся с первоначальным теоретическим материалом на слайдах мультимедиа-приложений. Оформляют конспект по плану, знакомятся и изучают возможности работы с ИКТ, программами.
  2. Фактический: Работа с определенной технологией, мультимедиа – приложением. Контроль знаний по учебному материалу.
  3. Заключительный: Проводится рефлексивный анализ пройденного материала.

Применение современных ИКТ играют большую роль при формировании  умения анализировать новый материал с учетом специфики подачи учебной информации преподавателем:

  • изучить возможности современных мультимедийных средств;
  • создать благоприятную ситуацию для развития наглядно-образного, логического мышления;
  • формировать преставление о единстве теории и практики преподавания информатики.

Работая с элементами педагогического дизайна, я столкнулась с затруднениями, которые возникают у обучающихся  во время проведения занятия  - это

  • умение работать одновременно с разными программами;
  • умение работать самостоятельно, без руководства преподавателя;
  • готовность анализировать учебную информацию по новому учебному материалу и высказывать свои выводы.

На будущее мне как преподавателю  необходимо учитывать:

  • индивидуальные особенности каждого обучающегося;
  • работоспособность технического оборудования из-за неустойчивой связи с Интернет.

 

Список использованной  литературы

  1. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях // Химия. 2005. № 8. С.13–21.
  2. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. №2.
  3. Intel «Обучение  для  будущего»  (при  поддержке  Microsoft):  Уч.  изд.М.: «Русская Редакция», 2004. 368 с.

 

Оригинал работы:

Основы педагогического дизайна и опыт его использования для проведения занятий информатики по повышению ИКТ - компетентностей у обучающихся 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*