Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Об особенностях развития музыкальых данных на начальном этапе обучения

21.12.2016 202 267
Жуков Владимир Николаевич
Жуков Владимир Николаевич, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Обучение на фортепиано требует целого комплекса различных данных, т.е. способностей. Чрезвычайно важна предрасположенность к занятиям музыкой – склонность мыслить художественными образами. Необходимо обладать такими музыкальными способностями, как музыкальность, слух, ритм, память.

Для того, чтобы развивать музыкальные данные, необходимо иметь о них точное представление. При приеме ребенка в музыкальную школу преподаватели зачастую сталкиваются с трудностью, заключающуюся в определении у неиграющих детей музыкальных способностей. Успешность выявления музыкальных данных ребенка во время испытаний в значительной мере зависит от того, насколько чутко, внимательно, доброжелательно подошел педагог.

Музыкальность. Для дальнейшего успешного музыкального развития необходима эмоциональность в восприятии музыки, инициативность, фантазия, хорошая координация слуха и пальцевых ощущений, быстрота реакции, способность к самоконтролю, трудолюбие и заинтересованность.

Слух. Пианисты должны обладать не только линеарным слухом, но и гармоническим, уметь определять особенности звучания каждого инструмента, на котором приходится играть, и в короткий срок приспосабливаться к нему; контролировать педализацию.

Развитие слуха и чувства фразировки - единый процесс. На различном музыкальном материале ученик должен получать представление о ладе, тяготении вводных звуков в основные, о звучании устойчивых и неустойчивых аккордов. Ребенок может не знать правил, терминов, а слух уже направляется. Для развития гармонического слуха могут полезны сравнения- ассоциации, характеристики: аккорд – «тревожный», «спокойный», ум. 5 – 6 – «цветок раскрылся» и т.д. Развитие внутреннего слуха – «мелодия поёт», «про себя», «включает» голос и т.д.

Память. С раннего возраста важным фактором является «сознательное запоминание». Анализ музыкального материала активизирует и подкрепляет работу музыкальной памяти. Если ученик привык определять форму, видеть повторы, продумывать строение аккордов, сочетание голосов – сокращает срок заучивания наизусть. Продумывание – сольфеджирование, называются звуки аккордов (снизу вверх), возможно и продирижировать. Трудный ритм прохлопывается. Пение самой мелодии способствует запоминанию.

В процессе запоминания участвует тактильная и зрительная память. Дети иной раз лучше знают пьесу пальцами, чем «ушами». В результате слух не может помочь, если сбились пальцы. Надо привыкать играть произведения, не смотря на клавиатуру.

Ритм. Чувство ритма (точное соотношение длительностей, дослушивание пауз, ощущение метра) бывает у детей «размыть» в силу общей несобранности, неумения быстро координировать нотные знаки с представлением о его длительности.

В этом случае может помочь подтекстовка (Например, четверть - «шаг», две восьмых – «бе-гать», четыре шестнадцатых – «о-чень- быст-ро»). Полезно маршировать – «шагать четвертями», «бегать восьмыми». Представление о метре, сильной доле, затактах создаются первоначально на слух (на материале песен, танцев, маршей).

Раскрыть характерность ритма можно в сравнении: движение четвертями в размере три четверти – «Ум-на-я-Де-воч-ка»(похвала); движение – четверть, две восьмых – «Ум  ---на-я, Де----воч-ка»(иронично, дразнилка); движение четвертями в размере две четверти из-за такта – «Анд-рей-ска-зал-хо-чу-до-мой» (спокойно); движение восьмая с точкой, шестнадцатая – пунктирный ритм – «Анд-рей-----ска-зал-----хо-чу-----до-мой» (требовательно, сердито).

Пауза - дыхание. Пауза делает музыку серьезной, страшной, иногда смешливой. Ребенку необходимо задавать вопрос: «Какой характер создает пауза?».

Развитием формы (чувства формы) необходимо заниматься, когда ребенок только слушает музыку. Надо приучать, что изменение фактуры, лада, ритма, гармонии – это музыкальные средства для передачи образа, настроения в их развитии.

Развитие памяти зависит от числа выученных наизусть пьес. Особенно полезно учить наизусть полифонические произведения и крупную форму. На уроке необходимо проверять память ученика (несколько тактов, строчек), начинать с мелодического и гармонического анализа.

Фразировку в музыке сравнивать с речевыми интонациями. Разбирать кульминационные построения, связанные с выразительностью и законченностью.

Ритмометрические недостатки и дефекты исправлять трудно, некоторые так и не удается исправить.

В начальный период обучения слух, ритм, память лучше всего развивать путем тренировки. На запоминание и моментальное повторение простейших мелодий (сначала голосом, затем инструментально). Постепенно переходить к более трудному: пунктирный ритм, триоли, широкие интонации. Необходимо избегать перегрузок ученика, утомления. Полезно давать примеры на транспонирование, что будет способствовать быстрому ориентированию на клавиатуре. Рекомендуется сначала играть пьесу под руководством педагога, а разбор новых пьес дома пока отложить. Для понимания фразировки в начальный период обучения полезно обращать внимание на мелодико-выразительное значение фразы, сначала спеть, потом сыграть. Обращать внимание на мягкое окончание, небольшое усиление звука при движении вверх, диминуэндо – при движении вниз.

Без контроля слухового восприятия урок музыки не может считаться полноценным. С самых первых шагов обучения педагог работает над тем, чтобы привить любовь к красивому, певучему звуку и осмысленному исполнению.

В начальный период работы над произведением ученик еще не умеет тщательно вслушиваться в музыку, но даже вчерне разобранная пьесе должна быть сыграна осмысленно. Еще до разбора произведения педагог должен вместе с ним проанализировать пьесу: форму, смысл, деление на фразы, тональный план, штрихи, фактуру.

Безучастность, отсутствие эмоциональной увлеченности, формальное выполнение музыкальных задач могут проистекать от различных причин:

а) дает ученику завышенный репертуар, не учитывает возможности ученика;

б) проявляет жесткую «хватку», и ученик так старается выполнить все непререкаемые указания учителя, что своего отношения к музыке у него уже не возникает;

в) задает музыкальное произведение, характер которого совсем не соответствует склонностям ученика.

Умение слушать себя для любого ученика есть процесс, включающий три фазы:

а) мысленное представление;

б) приказ мозга к мышечному действию, нужному для ощущения реального звучания;

в) контроль над тем, насколько удалось реальное воплощение замысла.

Воспитание такого умения слушать себя требует длительной систематической работы, и начинать работу следует с первых шагов обучения музыке.

Начинающие ученики, стараясь скопировать показываемые педагогом движения, часто фиксируют внимание только на движении, не слушая и не слыша звучания (особенно девочки – им нравится любоваться движениями своих ручек). Приходится объяснять, что музыка воспринимается слухом, а не зрением.

Большое значение необходимо придавать умению проследить за моментом снятия звука - non legato. Звук, снятый мягкой, пластичной кистью, не обрывается внезапно; legato – это категория прежде всего слуховая. Психологическая связь между слуховым восприятием и двигательным процессом несомненна, но двигательный прием, как ни важен, все-таки вторичен, а не первичен.

Много времени необходимо уделять «слышанию» гармонии при разучивании произведений, «слышанию» аккомпанемента. Прекрасный певец при плохом аккомпаниаторе не сможет выявить значительной доли своих намерений и не произведет того впечатления на слушателей, которого заслуживает и наоборот – посредственный певец весьма выигрывает, если ему аккомпанирует хороший музыкант.

Думается, что умение слушать себя помогает и в преодолении технических трудностей. При разборе нового произведения ученик на первых же уроках получает представление о том, какой должна быть пьеса в готовом виде: вместе с учеником намечается характер, настроение, форма, определяются границы фраз. Привить ученику умение слышать исполняемую музыку – слушать себя есть основная задача педагога на уроках специальности.

Каким же образом можно контролировать слуховое восприятие?  Контроль над активностью слухового восприятия – это как бы контроль над контролем. Восприимчивость ученика, умение критически слушать свою игру – одна из важнейших педагогических задач.

Начинать воспитание умения слушать себя нужно как можно раньше. Звукомузыкальный контроль собственной игры – дело не простое. Легче оценивать критически чужое исполнение. Преодоление тех или иных трудностей отвлекают сознание и внимание играющего от музыкально-художественных задач. Надо быть все время начеку. Надо слышать игру со стороны. Развивать в ученике внимательность к малейшим изменениям в звучании. Можно попробовать проигрывать несколько раз одно и то же произведение, каждый раз внося в него незначительные изменения. Ученик, при этом, должен найти эти изменения и рассказать о них, а также определить, что, как и где звучит лучше (или хуже)

Контроль за тем, как слушает себя ученик – одна из важнейших задач педагогов. С первых уроков на таких простейших упражнениях, как перенос руки через октаву 3 и 2 – ми пальцами необходимо приучать ученика дослушивать каждый звук. Потребность слушать надо воспитывать, ибо бесконтрольная игра влечет за собой неточности в тексте, неаккуратность, неуправляемость звуком и т.д. и т.п.

Сначала ребенок играет и слушает одноголосные мелодии, затем к нему прибавляются простейшие аккомпанементы, далее появляется несложный второй голос – ребенок знакомится таким образом с двухголосием, приучается одновременно слушать и верхний, и нижний голос. Так в жизнь ученика входит полифония.

Вначале приходится работать над каждым голосом отдельно, а потом соединять их вместе. При такой постепенности в работе у начинающего пианиста на I этапе обучения воспитывается умение слушать себя (дослушивать звуки), иначе теряются логика и смысл произведения даже в виртуозных пассажах.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано / А. Алексеев.- М.: ГМО, 1961.- 271.

 

Оригинал работы:

Об особенностях развития музыкальых данных на начальном этапе обучения 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*