Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение кейс-метода при организации урока ОБЖ

14.12.2016 1030 1605
Юхно Николай Александрович
Юхно Николай Александрович, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В условиях реформ Российского образо­вания и введения новых стандартов перед современными образовательными учреж­дениями стоит сложная задача - вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий тре­бованиям времени. Изменения продикто­ваны самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъяв­ляет современное общество к общеоб­разовательной подготовке подростков. Этот заказ - формирование социально- активной, инициативной, творческой личности. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых пред­метов, но и на разнообразие подходов к методике образования, расширение ар­сенала методических приёмов, активи­зацию самостоятельной деятельности учащихся. Не усвоение ими определённого набора материала, а формирование уме­ний поиска, критического осмысления и практического использования необходи­мой информации, обретение ценностных ориентиров.

Среди современных технологий и мето­дов в последнее время особое место в об­разовании занимает обучение кейс - мето­дом. Кейс (от английского «case" - случай) технологии ранее традиционно приме­нялись только для менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные си­туации из экономической или юридиче­ской практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегод­ня данный метод активно внедряется в об­разовательный процесс, ориентирован­ный на самостоятельную индивидуаль­ную и групповую деятельность учащихся при изучении общеобразовательных дис­циплин.

Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя мето­ды как: метод проектов, ролевая игра, си­туативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках по­лезной оказывается совместная деятель­ность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научить работать совместно и самостоятельно.

Суть кейс-метода - анализ реальной си­туации, описание которой одновремен­но отражает не только какую-либо прак­тическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необхо­димый для усвоения при разрешении дан­ной проблемы, не имеющей однозначного решения. Будучи интерактивным мето­дом обучения, метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Примене­ние данной технологии помогает развить такие важные для дальнейшей жизни ка­чества как коммуникабельность, социаль­ная активность, умение правильно пред­ставить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет формировать ме- тапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личност­ный подход в обучении. Использование кейс-метода позволяет вызвать потреб­ность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов на­учного исследования, развивает позна­вательную самостоятельность и мысли­тельные творческие способности, разви­вает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию учащихся. Учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате ак­тивной и творческой работы: самостоя­тельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее ана­лиза с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самокон­троля процесса получения знаний и его результатов.

Главным условием использования кейс - метода в обучении той или иной дисци­плине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и фор­мулируются проблемные ситуации, зада­чи, практические задания для обсужде­ния и нахождения оптимального решения учащимися.

Структура и содержание кейса:

  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуа­ций;
  • сопутствующие факты, положения, ва­рианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение:
  • наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
  • литература основная и дополнитель­ная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам.

Методика проведения каждого этапа.

  1. Подготовка. На этом этапе препода­ватель проводит логический отбор учеб­ного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема за­поминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определен­ной системе, облегчает восприятие; выде­ление в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффек­тивности его запоминания.
  2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом. Учащиеся на данном этапе работают с учебником, до­полнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей про­стоте названного этапа требуется большое искусство преподавателя, чтобы стимули­ровать интерес учащихся к самостоятель­ной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятель­ной работы кучащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.
  3. Проверка усвоения изученного мате­риала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточ­кам и т.д.) и нетрадиционными (тестиро­вание, рейтинг и т.д.).
  4. Работа в микрогруппах занимает цен­тральное место в кейс - методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разде­лены на малые группы для работы, они на­чинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятель­ной совместной работы учащихся в ма­лых группах:

  • сотрудничество (совокупность со­вместной и индивидуальной деятель­ности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непо­средственно на занятии);
  • коллективизм (работа каждого адре­сована всем учащимся);
  • ролевое участие (добровольность при выборе ролей, удовольствие от сыгранной роли, тактичность в смене ролей);

ответственность (материал урока уча­щийся излагает не преподавателю, а одно­классникам, контроль гласный, учащиеся обучаются методам самоконтроля и само­оценки).

Для эффективной работы малыми груп­пами соблюдаются правила:

  • общность проблемы для всех;
  • единые требования (для этого, осо­бенно на первых порах, создаются группы примерно равных возможностей);
  • количество человек в группе не более пяти (для эффективной работы каждого);
  • выделение лидера (формального или неформального);
  • создание контролирующей группы (например, экспертов);
  • гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
  • учет возможностей группы при поста­новке проблемы (задачи должны быть по­сильными).

Выполнение этих правил дает возмож­ность организовать развивающий учеб­ный процесс, так как в решении творче­ской задачи учащиеся сначала ведут мыс­ленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале свое­го прежнего опыта, конструируют новый способ.

  1. Особое внимание при работе в малых группах уделяется дискуссии, в ходе кото­рой осуществляется представление вари­антов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирова­ние.

Критерии оценок работы по этапам за­нятия:

  • грамотное решение проблемы;
  • новизна и неординарность решения;
  • краткость и четкость изложения тео­ретической части;
  • качество оформления решения про­блемы;
  • этика ведения дискуссии;
  • активность работы всех членов микро­группы.

Существует несколько способов орга­низации работы над кейсом: определение проблемы, получение дополнительной информации, определение различных вариантов решения проблемы. Примеры методов осуществления кейсов в предме­те на уроках ОБЖ.

Метод ситуационного анализа. Данный метод получил наибольшее рас­пространение. Тема урока «Военные ре­формы 18б1г.» Проблема чётко не названа. Главная задача - анализ скрытых проблем.

Материал кейса не должен содержать ана­лиз проблемы и объяснять её причины. Изучая предлагаемую ситуацию, учащие­ся сами ставят проблему. На стадии дис­пута предлагается вариант решения про­блемы, имевшей место. С помощью пре­доставленной информации, учащимися ставится проблема, вырабатывается соб­ственная точка зрения на решение про­блемы. На стадии диспута идёт сравнение собственных решений с решением, при­нятым в действительности. Главная зада­ча кейса - выявление проблемы, анализ, поиск путей решения. Возможно сравне­ние собственного решения с решением, принятым в действительности.

Проблемный метод. Тема урока «Виды отсрочек». Основное отличие от ме­тодом ситуационного анализа, что здесь проблемы названы и больше времени пре­доставляется для принятии собственного варианта решения, (сходство с проект­ным методом). Необходимая текущая ин­формация предоставляется. С помощью названных проблем и предоставляемой информации разрабатываются варианты и принимается решение. Практическое обсуждение результатов. Возможно срав­нение собственного решения с решением, которое было принято в действительно­сти. Большее использование на уроках ма­териала из смежных дисциплин, примере региона и других стран.

Метод инцидента. Тема домашнего задания «Изменение продолжительности жизни». Описание ситуации в Россия - са­мые большие запасы полезных ископае­мых, высокий образовательный уровень, уровень жизни. Почему и на каких этапах XX века изменялась продолжительности жизни? Информация предоставляется с пробелами. Основная цель - самостоя­тельное получение информации (препо­давателем возможно предоставление спи­ска необходимой литературы или ссылок на интернет ресурсы). Каждая из групп предоставляет результат своей деятельно­сти ,возможно, с помощью ИКТ (презента­ция). Возможна защита результатов груп­повой самостоятельной работы.

Метод постановки проблемы. Тема урока «Вредные привычки» (проблемы чётко названы - алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания и др.). Боль­шая часть времени уделяется критической обработке предлагаемой информации.

Информация предоставляется из учебни­ка. Цель - критическая оценка изучаемо­го материала. Критическое обсуждение материала, возможность поиска профи­лактики вредных привычек. Обсуждение и критическая оценка предлагаемых ре­шений.

Изучение кейса может проходить в игрой форме - деловая игра. Тема урока «Город - источник опасностей», где уча­щимися решаются конкретные задачи и предлагаются способы разрешения пред­ложенных городских проблем - аварии, криминал, экология в регионе, разработ­ка мер по борьбе с опасностями. Учащие­ся на уроке могут предложить свой вари­ант решения проблемы, и сравнить его с решением, которое было принято в дей­ствительности. Статистические данные и другие материалы, иллюстрирующие положение нашего региона и затрагиваю­щие реальные события сегодняшнего дня, вызывают больший интерес со стороны обучающихся.

Нельзя полагать, что практические на­выки самостоятельной работы можно сформировать, проводя интерактивные уроки 2-3 раз в год, «от случая к случаю». При этом, использование исключительно интерактивных методов обучения, станет так же вредно для системы преподавания, как и полное их отсутствие. Здесь, как и во всём остальном необходим комплексный подход. Разработка урока служит полем деятельности для педагогического твор­чества преподавателя. Как организовать свой урок, какие формы и методы целесо­образно применить на нём, решает только он сам.

Очевидно, что от применяемых методов обучения зависит успех всего учебного процесса. Метод осуществления учебного процесса разделяется на составляющие его элементы, которые называются мето­дическими приемами (приём - элемент метода, его составная часть в реализа­ции метода).

Например, в применении практическо­го метода обучения работы с учебником, можно выделить следующие приемы - конспектирование, составление плана, написание тезисов, составление термино­логического словаря. Некоторые приемы могут быть составной частью нескольких методов. Прием конспектирования может входить в практический метод обучения

(работа с учебником), а так же быть со­ставной частью словесного метода (лек­ция, рассказ, объяснение), когда учащиеся при активном слушании делают записи в тетради основных моментов изучаемо­го материала. Поскольку преподавание основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) предпочтительнее осуществлять с превалированием наглядных и практи­ческих методов обучения, среди наиболее эффективных приемов можно выделить наблюдение, работу с учебником, упраж­нение, анализ конкретной ситуации. О последнем приёме более подробно.

Анализ конкретной ситуации (ЛКС) используется на уроках ОБЖ с це­лью приучения учащихся к системе ана­литического поведения в окружающей среде: предвидения опасностей, оценки и прогнозирования их развития, принятия целесообразных решений и действий для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее по­следствий. В результате применения АКС происходит накопление личного опыта учащихся посредством анализа причин происшествий и несчастных случаев, они приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других лю­дей, попадавших в различного рода опас­ные ситуации.

Одним из основных этапов в подгото­вительной работе преподавателя являет­ся поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Учебную си­туацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в га­зетах и журналах, жизненный опыт оче­видцев событий, произведения искусства и т.д. Найденный сюжет необходимо осо­бым образом обработать: описать его до­ступным для учащихся языком, при необ­ходимости проиллюстрировать, разрабо­тать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.

АКС может осуществляться при демон­страции видеозаписи какого-либо реаль­ного события, сюжетных слайдов, рисун­ков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а так же при исполь­зовании игрового метода - моделирова­ния и проигрывания ситуации непосред­ственно перед обучающимися (иногда самими учащимися). Вне зависимости от содержания учебной ситуации им могут быть заданы следующие вопросы:

Знакома ли вам продемонстрированная ситуация?

Как вы думаете, почему она произошла?

Что стало причиной ее возникновения?

Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?

Если бы вы были свидетелями или не­посредственным участником этих собы­тий, как бы вы поступили? Почему именно так?

Что необходимо соблюдать и предпри­нимать, чтобы не допустить возникнове­ния подобной ситуации?

Проверкой усвоения ситуационного материала может служить синквейн - это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает своё отноше­ние к проблеме. Данный прием основан на ассоциативном мышлении. Он сравни­тельно прост и в настоящее время доволь­но часто применяется преподавателями на различных этапах урока. Составление синквейна - индивидуальная работа, но для того, чтобы обучить учащихся этому приему, можно составить его в начале всей группой.

Для закрепления можно предложить учащимся уже индивидуально составить синквейн со словом «Армия» и зачитать наиболее интересные работы. Кстати, та­кой вид деятельности рекомендуется ис­пользовать и во время проведения класс­ного часа, что даёт возможность препода­вателю глубже понять проблемы коллек­тива.

Применять синквейн можно практиче­ски на всех занятиях:

  1. Если тема урока включает в себя какое-либо уже знакомое учащимся поня­тие (например, при изучении бактериоло­гического оружия - специальные боепри­пасы, микроорганизмы, эпидемия), ребят составляют синквейн с этим понятием начале и в конце урока, анализируя вновь полученные в процессе обучения знания.
  2. Можно включить составление синквейна в домашнее задание, тогда при проверке преподаватель может составит представление о том, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного матери ала.

Современный педагог в своей профессии поставлен в жёсткие рамки, он должен не только следить за развитием предмета но и постоянно учиться его преподавать, отслеживать и опробовать новые методические приёмы. В условиях переход к новым образовательным стандартам педагогу предъявляются более высоки требования повышения уровня образовательной компетенции. Уже недостаточно использовать традиционные способ обучения, он озадачен поиском новы эффективных форм и методов преподавания, соответствующих всем требования государственного стандарта. Освоение использование новых подходов и методов обучения позволяет преподаватель развиваться в профессиональном отношении и оставаться на высоком уровне компетенции в условиях изменяющейся образовательной среды. Именно поэтом наш разговор мне хотелось бы закончит старой латинской поговоркой: «Пока мы учим - мы учимся сами!».

 

Оригинал работы:

Применение кейс-метода при организации урока ОБЖ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*