Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ условиях реформ Российского образования и введения новых стандартов перед современными образовательными учреждениями стоит сложная задача - вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке подростков. Этот заказ - формирование социально- активной, инициативной, творческой личности. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на разнообразие подходов к методике образования, расширение арсенала методических приёмов, активизацию самостоятельной деятельности учащихся. Не усвоение ими определённого набора материала, а формирование умений поиска, критического осмысления и практического использования необходимой информации, обретение ценностных ориентиров.
Среди современных технологий и методов в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс - методом. Кейс (от английского «case" - случай) технологии ранее традиционно применялись только для менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс, ориентированный на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся при изучении общеобразовательных дисциплин.
Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научить работать совместно и самостоятельно.
Суть кейс-метода - анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для усвоения при разрешении данной проблемы, не имеющей однозначного решения. Будучи интерактивным методом обучения, метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить такие важные для дальнейшей жизни качества как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет формировать ме- тапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс-метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию учащихся. Учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Главным условием использования кейс - метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.
Структура и содержание кейса:
Методика проведения каждого этапа.
Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:
ответственность (материал урока учащийся излагает не преподавателю, а одноклассникам, контроль гласный, учащиеся обучаются методам самоконтроля и самооценки).
Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:
Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.
Критерии оценок работы по этапам занятия:
Существует несколько способов организации работы над кейсом: определение проблемы, получение дополнительной информации, определение различных вариантов решения проблемы. Примеры методов осуществления кейсов в предмете на уроках ОБЖ.
Метод ситуационного анализа. Данный метод получил наибольшее распространение. Тема урока «Военные реформы 18б1г.» Проблема чётко не названа. Главная задача - анализ скрытых проблем.
Материал кейса не должен содержать анализ проблемы и объяснять её причины. Изучая предлагаемую ситуацию, учащиеся сами ставят проблему. На стадии диспута предлагается вариант решения проблемы, имевшей место. С помощью предоставленной информации, учащимися ставится проблема, вырабатывается собственная точка зрения на решение проблемы. На стадии диспута идёт сравнение собственных решений с решением, принятым в действительности. Главная задача кейса - выявление проблемы, анализ, поиск путей решения. Возможно сравнение собственного решения с решением, принятым в действительности.
Проблемный метод. Тема урока «Виды отсрочек». Основное отличие от методом ситуационного анализа, что здесь проблемы названы и больше времени предоставляется для принятии собственного варианта решения, (сходство с проектным методом). Необходимая текущая информация предоставляется. С помощью названных проблем и предоставляемой информации разрабатываются варианты и принимается решение. Практическое обсуждение результатов. Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности. Большее использование на уроках материала из смежных дисциплин, примере региона и других стран.
Метод инцидента. Тема домашнего задания «Изменение продолжительности жизни». Описание ситуации в Россия - самые большие запасы полезных ископаемых, высокий образовательный уровень, уровень жизни. Почему и на каких этапах XX века изменялась продолжительности жизни? Информация предоставляется с пробелами. Основная цель - самостоятельное получение информации (преподавателем возможно предоставление списка необходимой литературы или ссылок на интернет ресурсы). Каждая из групп предоставляет результат своей деятельности ,возможно, с помощью ИКТ (презентация). Возможна защита результатов групповой самостоятельной работы.
Метод постановки проблемы. Тема урока «Вредные привычки» (проблемы чётко названы - алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания и др.). Большая часть времени уделяется критической обработке предлагаемой информации.
Информация предоставляется из учебника. Цель - критическая оценка изучаемого материала. Критическое обсуждение материала, возможность поиска профилактики вредных привычек. Обсуждение и критическая оценка предлагаемых решений.
Изучение кейса может проходить в игрой форме - деловая игра. Тема урока «Город - источник опасностей», где учащимися решаются конкретные задачи и предлагаются способы разрешения предложенных городских проблем - аварии, криминал, экология в регионе, разработка мер по борьбе с опасностями. Учащиеся на уроке могут предложить свой вариант решения проблемы, и сравнить его с решением, которое было принято в действительности. Статистические данные и другие материалы, иллюстрирующие положение нашего региона и затрагивающие реальные события сегодняшнего дня, вызывают больший интерес со стороны обучающихся.
Нельзя полагать, что практические навыки самостоятельной работы можно сформировать, проводя интерактивные уроки 2-3 раз в год, «от случая к случаю». При этом, использование исключительно интерактивных методов обучения, станет так же вредно для системы преподавания, как и полное их отсутствие. Здесь, как и во всём остальном необходим комплексный подход. Разработка урока служит полем деятельности для педагогического творчества преподавателя. Как организовать свой урок, какие формы и методы целесообразно применить на нём, решает только он сам.
Очевидно, что от применяемых методов обучения зависит успех всего учебного процесса. Метод осуществления учебного процесса разделяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами (приём - элемент метода, его составная часть в реализации метода).
Например, в применении практического метода обучения работы с учебником, можно выделить следующие приемы - конспектирование, составление плана, написание тезисов, составление терминологического словаря. Некоторые приемы могут быть составной частью нескольких методов. Прием конспектирования может входить в практический метод обучения
(работа с учебником), а так же быть составной частью словесного метода (лекция, рассказ, объяснение), когда учащиеся при активном слушании делают записи в тетради основных моментов изучаемого материала. Поскольку преподавание основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) предпочтительнее осуществлять с превалированием наглядных и практических методов обучения, среди наиболее эффективных приемов можно выделить наблюдение, работу с учебником, упражнение, анализ конкретной ситуации. О последнем приёме более подробно.
Анализ конкретной ситуации (ЛКС) используется на уроках ОБЖ с целью приучения учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидения опасностей, оценки и прогнозирования их развития, принятия целесообразных решений и действий для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. В результате применения АКС происходит накопление личного опыта учащихся посредством анализа причин происшествий и несчастных случаев, они приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода опасные ситуации.
Одним из основных этапов в подготовительной работе преподавателя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства и т.д. Найденный сюжет необходимо особым образом обработать: описать его доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.
АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, сюжетных слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а так же при использовании игрового метода - моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися (иногда самими учащимися). Вне зависимости от содержания учебной ситуации им могут быть заданы следующие вопросы:
Знакома ли вам продемонстрированная ситуация?
Как вы думаете, почему она произошла?
Что стало причиной ее возникновения?
Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?
Если бы вы были свидетелями или непосредственным участником этих событий, как бы вы поступили? Почему именно так?
Что необходимо соблюдать и предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации?
Проверкой усвоения ситуационного материала может служить синквейн - это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает своё отношение к проблеме. Данный прием основан на ассоциативном мышлении. Он сравнительно прост и в настоящее время довольно часто применяется преподавателями на различных этапах урока. Составление синквейна - индивидуальная работа, но для того, чтобы обучить учащихся этому приему, можно составить его в начале всей группой.
Для закрепления можно предложить учащимся уже индивидуально составить синквейн со словом «Армия» и зачитать наиболее интересные работы. Кстати, такой вид деятельности рекомендуется использовать и во время проведения классного часа, что даёт возможность преподавателю глубже понять проблемы коллектива.
Применять синквейн можно практически на всех занятиях:
Современный педагог в своей профессии поставлен в жёсткие рамки, он должен не только следить за развитием предмета но и постоянно учиться его преподавать, отслеживать и опробовать новые методические приёмы. В условиях переход к новым образовательным стандартам педагогу предъявляются более высоки требования повышения уровня образовательной компетенции. Уже недостаточно использовать традиционные способ обучения, он озадачен поиском новы эффективных форм и методов преподавания, соответствующих всем требования государственного стандарта. Освоение использование новых подходов и методов обучения позволяет преподаватель развиваться в профессиональном отношении и оставаться на высоком уровне компетенции в условиях изменяющейся образовательной среды. Именно поэтом наш разговор мне хотелось бы закончит старой латинской поговоркой: «Пока мы учим - мы учимся сами!».
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.