Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методология организации исследовательской деятельности студентов

02.12.2016 737 1134
Кузнецова Оксана Анатольевна
Кузнецова Оксана Анатольевна, преподаватель

Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева

В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда.

Конкурентоспособность будущих специалистов является жизненной необходимостью, поскольку любая профессиональная деятельность требует от специалиста не только профессиональной компетентности, но и собственной информационной зрелости, предполагающей способность к самостоятельной работе с информационными источниками и самому поиску необходимой для профессиональной деятельности информации.

Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos- учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В. Шейко и Н. Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях

В современном обществе многократно возрастает роль исследовательской деятельности в процессе практической подготовки студентов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. 

Понятие «исследование» рассматривается в современной науке как «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности», как процесс научного изучения какого–либо объекта с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения, и преобразования его в интересах общества.

Анализ научных источников информации показывает, что исследовательская деятельность отражает глобальную цель современного образования. Т.Е. Климова, А.М. Новикова и другие ученые отмечают, что профессиональное мастерство и компетентность могут быть развиты при условии систематического привлечения студентов к различным видам исследовательской деятельности.

Занятия исследовательской деятельностью развивает у обучающихся качества и способности, которые отвечают запросам современного работодателя. К ним относятся такие личностные качества как, любознательность, эрудированность, работоспособность, самостоятельность и дисциплинированность, организованность. А также ряд профессиональных качеств: способность к целеполаганию и проектированию профессиональной деятельности, умение анализировать, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

В образовательном процессе исследовательская деятельность студентов реализует несколько взаимосвязанных функций:

1)образовательную (расширение и актуализация знаний по различным учебным дисциплинам; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.); 2) развивающую (развитие познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности студентов, позиции исследователя, творческих способностей и т.д.);

3)деятельностную (привлечение студентов к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации; освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности и пр.);

4)стимулирующую (формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности) и т.д.

К основным исследовательским компетенциям относятся:

  • Способность формулировать и обосновывать актуальность темы и цели исследования;
  • Умение аргументировать актуальность, научную и практическую значимость исследуемой проблемы;
  • Владение методологией разработки научного аппарата исследования;
  • Владение научными методами анализа, синтеза, обобщения информации и формирования логически обоснованных выводов, предложений, рекомендаций по внедрению полученных результатов в практику.

Методологической основой организации теоретических, практических, лабораторных занятий, способствующих активизации учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов являются деятельностный, личностно-ориентированный и модульный подходы.

Методической основой проведения практических занятий и самостоятельной работы являются личностно-деятельностный, частично поисковый подходы, которые реализуются в форме коллективного и индивидуального творческого поиска.

Условиями эффективного развития исследовательских компетенций студентов в учебном процессе являются:

  • Максимальное насыщение учебного процесса творческими ситуациями с учетом зоны непрерывного творческого развития студентов на каждом уровне непрерывного образования;
  • Методическое и технологическое творчество преподавателя-исследователя;
  • Наличие системы междисциплинарных связей, обеспечивающих практическое закрепление получаемых исследовательских умений и навыков.

Исследовательская деятельность состоит из последовательных этапов, элементов, организуется по исследовательскому плану, состоит из подбора на этих этапах методик исследования, а также их реализации опытно-экспериментальной работы, последующего его анализа и выводов и т.д. Деятельность, смысл которой с педагогической точки зрения трактует П.И. Пидкасистый, является необходимым условием развития человека, в процессе которого он обретает жизненный опыт, познает окружающую действительность, усваивает знания, приобретает умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Из этого следует, что цель исследовательской деятельности студентов – освоение ими функциональных навыков научной поисковой деятельности как универсального способа познания окружающего мира и реальной действительности. Суть исследовательской деятельности заключается, с одной стороны, в обучении студентов важным элементам, способам и формам научно-исследовательского труда, в формировании у них умений исследовательской деятельности; с другой стороны – в самой исследовательской деятельности и получении конечного продукта научного труда.

Таким образом, исследовательская деятельность студентов в образовательном учреждении может рассматриваться как форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением исследовательских задач в различных областях науки. Отличительным признаком исследовательской деятельности студентов выступает ее направленность на получение субъективно – не только новых - самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента.

В образовательном процессе исследовательская деятельность студентов реализует образовательную, развивающую, деятельностную, стимулирующую функции. В свете компетентностной парадигмы образования, организация исследовательской деятельности будущих специалистов направлена, главным образом, на формирование научно-познавательных и исследовательских компетенций студентов как имманентного атрибута личности будущего специалиста.

Организация исследовательской работы студентов является важным фактором повышения эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста в учебном заведении прежде всего потому, что предполагает индивидуализацию обучения, позволяет реализовывать личностно ориентированное обучение, расширяет объем знаний, умений и навыков студентов, способствует формированию активности, инициативы, любознательности, развивает творческое мышление, побуждает к самостоятельным поискам. 

 

Список литературы

  1. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ) Рига: Эксперимент, 2007.
  2. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. 2011. №10.
  3. Менг Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Научно-исследовательская_работа

 

Оригинал работы:

Методология организации исследовательской деятельности студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*