Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональный конкурс как показатель качества подготовки студентов в медицинском колледже

22.11.2016 600 1012
Гоженко Констанция Николаевна
Гоженко Констанция Николаевна, преподаватель

Федотова Ольга Германовна
Федотова Ольга Германовна, заведующий практикой

Кисловодский медицинский колледж Минздрава России

Основная цель профессионального конкурса в медицинском колледже – оценка качества подготовки студентов и дальнейшее его совершенствование.

Профессиональные конкурсы создают благоприятные условия для повышения мотивации к получению студентами качественного профессионального образования, позволяющего соответствовать требованиям работодателя и успешно конкурировать на современном рынке труда. Такие конкурсы дают возможность определения стратегий дальнейшего совершенствования образовательных технологий.

Основными задачами профессионального конкурса являются:

  • воспитание у студентов любви к выбранной профессии;
  • формирование ответственности за выполняемую работу;
  • развитие оптимистического подхода к решению проблем пациента;
  • стимулирование коллективной творческой активности;
  • совершенствование коммуникативных качеств.

В ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России ежегодно проводятся профессиональные конкурсы по всем специальностям подготовки: Лечебное дело, Сестринское дело, Медицинский массаж.

Для студентов, обучающихся по специальности Сестринское и Лечебное дело конкурс проводится на каждом курсе и является отборочным состязанием для регионального этапа – Краевого профессионального конкурса.

Проведение конкурса среди студентов первого курса подготавливает и стимулирует их к более тщательному изучению предметов клинического профиля на последующих курсах.

Профессиональный модуль ПМ 04. (06.) Выполнение работ по профессии должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больным (решение проблем пациента посредством сестринского ухода) является фундаментом, необходимым для изучения клинических дисциплин, закладывает основу для всей будущей профессиональной деятельности, как медицинской сестры, так и фельдшера. Поэтому к конкурсу, проводимому после окончания изучения данного модуля, допускаются студенты специальностей Сестринское дело и Лечебное дело.

В ходе предварительной подготовки к конкурсу проводится отборочный тур в форме тестирования по одному из самых важных разделов медицинской практики «Инфекционная безопасность, инфекционный контроль». Тестовый контроль включает 30 вопросов, на каждый вопрос 4 варианта ответов, из них один – правильный. По результатам тестирования от каждой группы отбирается по три студента – команда, показавших наилучшие результаты, которые продолжают соревнование.

Таким образом, в конкурсе принимают участие от 15 до 24 студентов, в зависимости от количества учебных групп в учебном году.

Для четкого проведения конкурса составляется методическая разработка, готовится раздаточный материал с заданиями, оснащение для выполнения манипуляций, оценочные листы участников конкурса, грамоты и призы для победителей.

Профессиональный конкурс состоит из 4 этапов, проводится во внеаудиторное время в течение одного дня. Участники команд не знают заранее, в каком этапе конкурса им предстоит участвовать, это определяется непосредственно на конкурсе жеребьевкой.

1 этап. Конкурс на знание медицинской терминологии.

Банк заданий составляет 300 терминов. Одному участнику каждой команды (группы) предлагается ответить на 15 вопросов. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, максимально можно набрать 15 баллов.

2 этап. Конкурс на знание теории сестринского дела.

Банк заданий составляет 90 вопросов. Второй участник каждой команды выбирает карточку, в которой содержится по 3 вопроса по истории сестринского дела. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, максимально можно набрать 3 балла.

3 этап. «Знать мало, нужно многое уметь». Решение ситуационных задач.

Банк заданий составляет 50 задач. Третьему участнику команды предлагается выбрать карточку с практическим заданием и оснащение, для его выполнения. Время на выступление – 5 минут. За ошибки снимается от 0,1 до 1 балла, в зависимости от значимости, максимально можно набрать 5 баллов.

4 этап. Конкурс домашнее задание.

Домашнее задание – это творческая составляющая, позволяющая задействовать в подготовке не только непосредственных участников команд, но и болельщиков. Время на выступление – 5 минут. Максимально можно набрать 3 балла.

Таким образом, участники конкурса демонстрируют уровень сформированности следующих профессиональных компетенций:

ПК 7.1. Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 7.2. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринскому процессу.

ПК 7.3. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.4.Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 7.5. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ПК 7.6. Владеть основами рационального питания.

План проведения профессионального конкурса.

  1. Вступительное слово ведущего:
  • представление участников конкурса;
  • представление жюри;
  • оглашение условий проведения конкурса.
  1. Конкурсная часть.

1 этап – блиц-опрос на знание медицинской терминологии.

Участники из разных команд, которым по жребию выпал этот конкурс, вытягивают конверт с заданием (задания у всех разные). Ведущий зачитывает 15 определений, конкурсант должен назвать термин.

Например:

гнойное воспаление мягких тканей – абсцесс,

патологический секрет бронхолегочной системы – мокрота,

прокол вены – венепункция,

наличие крови в моче – гематурия,

комплекс мер, направленный на уничтожение микробов в окружающей       человека среде – дезинфекция,

отсутствие стула белее 48 часов – запор,

уплотнение ткани – инфильтрат,

введение жидкости в нижние отделы кишечника – клизма,

многослойная лечебная повязка -  компресс,

постепенное снижение температуры тела до нормы – лизис,

непроизвольное мочеиспускание без позыва – недержание мочи,

кратковременная потеря сознания – обморок,

помощь, оказываемая умирающему пациенту, с целью облегчения его страданий и поддержания качества жизни – паллиативная помощь,

отверстие из какого-либо органа, выполненное хирургическим путем – стома,

увеличение числа сердечных сокращений более 80 ударов в минуту – тахикардия.

Жюри подсчитывает число правильных ответов, объявляет количество набранных участником баллов.

2 этап – знание теории сестринского дела.

Участники из разных команд, которым по жребию выпал этот конкурс, вытягивают конверт с заданием (задания у всех разные). Ведущий зачитывает 3 вопроса, конкурсант должен дать исчерпывающий ответ.

Например:

а) Когда отмечается Международный день медицинской сестры, с каким событием связана эта дата? – 12 мая, день рождения Флоренс Найтингейл.

б) Как называлась первая община медицинских сестер, открытая в 1844 году в Петербурге? – Свято-Троицкая община.

в) К субъективному методу сестринского обследования относится:

  • выявление отеков
  • расспрос пациента
  • измерение артериального давления
  • изучение медицинской карты пациента.

Жюри оценивает правильность и полноту ответа, объявляет количество баллов, набранных участником в этом конкурсе.

3 этап – решение ситуационных задач.

Участники из разных команд, которым по жребию предстоит выполнение манипуляции, вытягивают конверт с ситуационной задачей (задачи у всех разные). Ведущий зачитывает ситуационную задачу, вопросы и задания к ней, конкурсант должен дать исчерпывающий ответ и выполнить манипуляцию.

Например: пациент жалуется на плохое самочувствие, «ломоту» во всем теле, слабость, озноб, он никак не может согреться. В каком периоде лихорадки находится пациент, и в каком уходе он нуждается? Продемонстрируйте алгоритм измерения температуры в подмышечной области на статисте.

Эталон ответа:

Пациент находится в I периоде лихорадке – стадия подъема температуры.

Пациента необходимо уложить, объяснить необходимость соблюдения постельного режима, согреть при помощи грелки, горячего питья, укрыть дополнительным одеялом, обеспечить покой.

Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной области. Студент должен:

  1. Вымыть руки.
  2. Приготовить лоток: термометр (проконтролировать, чтобы ртуть была в резервуаре), салфетку, температурный лист, ручку.
  3. Идентифицировать пациента, сообщить ему о предстоящей процедуре.
  4. Попросить статиста освободить от одежды подмышечную область.
  5. Осмотреть подмышечную область на предмет высыпаний, воспалительных процессов, раздражений; вытереть насухо салфеткой.
  6. Поместить термометр в подмышечную область статиста (или попросить статиста поместить термометр подмышку); проконтролировать, чтобы между термометром и кожей не попала одежда.
  7. Объяснить статисту, что он должен держать термометр в течение 10 минут, находясь в покое.
  8. Извлечь термометр (или попросить статиста достать термометр из подмышки); оценить результат измерения.
  9. Сообщить результат измерения статисту, занести в температурный лист.
  10. Помочь статисту одеться, придать удобное положение, укрыть.
  11. Обработать термометр дезраствором, осушить, положить в футляр для хранения.
  12. Вымыть руки.

Жюри оценивает правильность и полноту ответа, объявляет количество баллов, набранных участником в этом конкурсе, комментируя снятые баллы.

4 этап – домашнее задание.

В 2016 году для домашнего задания была выбрана тема «Лечебное питание». В период подготовки к конкурсу методом жеребьевки каждой команде определяется номер лечебной диеты, согласно которого в произвольной форме выполняется домашнее задание – творческое представление диеты (это может быть сценка, декламация, песня, презентация, видеоролик и т.п.). Каждой группе студентов предлагается в порядке, определённом жеребьевкой, выступить с представлением диеты.

Жюри оценивает оригинальность выступления, правильность рекомендаций.

  1. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, согласно разработанным критериям оценочного листа, определяет победителей конкурса в зависимости от максимального суммарного количества набранных баллов.

В течение этого времени можно предложить зрителям и болельщикам номер художественной самодеятельности.

  1. Награждение победителей.

Члены жюри выступают, делятся впечатлениями.

Председатель жюри вручает грамоты за участие и за  III, II, I места на профессиональном конкурсе. Возможно вручение номинаций «Лучший эрудит», «Знаток истории сестринского дела» и т.п.

Профессиональный конкурс, как одна из форм обучения, бесспорно, является показателем качества подготовки студентов в медицинском колледже, способствует их вовлечению в процесс решения различных проблемных задач, повышает творческую активность.

«И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота,

Кусочек сердца отдавать кому-то –

Такая вот у медиков работа!»

 

Литература:

  1. Островская И.В. Основы сестринского дела. – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2013
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету « Основы сестринского дела». – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2012
  3. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  4. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

 

Оригинал работы:

Профессиональный конкурс как показатель качества подготовки студентов в медицинском колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*