Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования

17.10.2016 862 1320
Татаринцев Алексей Федорович
Татаринцев Алексей Федорович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Современная система профессионального образования неразрывно связана с теми общественными условиями, в которых она сформировалась и существует. На фоне перемен в политическом и социально - экономическом устройстве общества существенно изменились социальные функции институтов профессионального образования, значительно возросли требования к качеству, роли и содержанию подготовки специалистов.

Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности, поэтому проблема профессионального становления специалистов среднего звена технико-экономического профиля, обеспечения их профессионального роста, стимулирования качества и эффективности труда является одной из ключевых для развития региональных и государственных социально- экономических комплексов.

Согласно научным прогнозам в перспективе:

а) произойдет увеличение спроса на специалистов среднего звена на этапе восстановления и возрождения промышленности, потому что их обучение стоит дешевле и сроки учебы короче, а возможности использования в силу практике ориентированного характера подготовки шире (не только на должностях техников, но и на рабочих местах);

б) для развития наукоемких технологий потребуются специалисты, подготовленные к выполнению функций как помощника инженера (новые функции), так и рабочих особо сложных профессий.

После начала образовательных реформ последних лет, в частности введения механизма поступления молодых людей в высшие учебные заведения исключительно через систему успешной сдачи ЕГЭ, среди современной российской молодёжи вновь становится популярной профессиональная социализация с использованием системы среднего профессионального образования.

Однако на современном этапе данный процесс представляет собой весьма противоречивое явление. Так, основные противоречия профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в современной России проявляются между:

  • запросами работодателей, их требованиями к объёму знаний подготавливаемого специалиста по конкретной специальности и возможностями системы СПО по их удовлетворению;
  • трансформацией современного российского общества в сторону информационного общества, потребительского, досугового общества, появлением, соответственно, необходимости в новых сервисных профессиях и классификацией профессий, на основании закона предоставляемых системой СПО;
  • общественным мнением о престиже отдельных видов профессий, сформировавшимся не под воздействием образовательных институтов или регионального бизнеса, а на основании непроверенного влияния средств массовой информации и слухов, и реальной жизнью.

Данные противоречия приводят к тому, что большая часть молодых людей после получения ими профессионального образования по системе СПО не может найти для себя приемлемо оплачиваемую работу по специальности. Поэтому их часто удовлетворяет самая низкоквалифицированная и низкооплачиваемая работа или даже временная, будь то краткие договоры, случайные заработки, или работа, далёкая от направления полученного ими образования.

Другая часть молодых людей, получающих профессиональное образование по системе СПО в стране, сразу ставит перед собой цель использовать данный уровень образования лишь как ступеньку к получению высшего профессионального образования, минуя систему сдачи ЕГЭ. Однако и их дальнейшее трудоустройство по специальности также окажется весьма проблематичным, анализ исследований на эту тему позволяет нам говорить о том, что современный работодатель предпочитает брать на работу людей с опытом, а самый больший процент безработных на протяжении последних лет наблюдается именно среди молодёжи.

На основе данных фактов мы можем сделать вывод что профессиональная социализация студентов уровня среднего профессионального образования в современной России является малоэффективным процессом. Причём эффективность понимается здесь как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению определённых социальных нормативов. То есть большим остаётся разрыв между предполагаемыми (нормативными) и фактическими (реальными) результатами деятельности институтов профессиональной социализации студентов по уровню среднего профессионального образования.

Профессиональная социализация студентов данного уровня, в основном, регулируется законом РФ «Об образовании». Частые за последние годы изменения данного нормативного акта свидетельствуют о том, что и государство видит своеобразный кризис системы профессионального образования, наступивший на современном этапе развития России. Однако, несмотря на многократные изменения, вносимые в вышеуказанный закон, противоречия системы среднего профессионального образования продолжают существовать.

Считаем, что это в большей степени объясняется тем фактом, что государством в процессе регулированияпрофессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования данным законом используются исключительно педагогический и правовой подходы.

Однако в данном случае мы имеем дело со сложным и многогранным общественным процессом, поэтому считаем, что органам государственной власти в дальнейшем реформировании системы регулирования среднего профессионального образования в рамках происходящей модернизации образования в России следует использовать также и социологический подход. То есть, прежде чем принять соответствующие изменения закона, следует провести социологическое исследование изучаемых процессов. Ведь именно социологический подход предполагает исследование взаимосвязи между различными социальными институтами и процессами, выявление их проблем.

Также, в современных условиях модернизации, считаем необходимым выделить, с учётом социологического подхода, следующие критерии эффективности профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования:

  • объективная и субъективная подготовленность выпускников к будущей профессиональной деятельности.

Объективная подготовленность определяется такими факторами, как возраст выпускника, получение диплома выпускника системы среднего профессионального образования РФ, психическая дееспособность, знание русского языка и т. д. Субъективная подготовленность - это профессиональная и социальная компетентность выпускника.

-психологическая предрасположенность выпускников к будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики, гражданского общества.

Данный критерий призван показывать сформированность у современных выпускников таких качеств личности, необходимых для профессионала в понимании капиталистического государства, как ответственность за себя и за свои действия, уважение личности другого (в противовес авторитаризму прошлых лет), предприимчивость, открытость изменениям, новой информации, толерантность и плюралистичность взглядов, личностная гибкость.

  • развитость морально-нравственных ценностей выпускников.

Необходимость развития не только профессиональных качеств, но и формирования личности в процессе любого образования хотя часто и забывается в современной России, сформулирована в ряде основополагающих документов мирового сообщества, и, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека. Здесь говорится: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.

Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми, религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных наций в поддержании мира».

-социальная идентичность выпускников как профессионалов.

Как доказали психологи, потребность в формировании идентичности у человека является одной из базовых, удовлетворение которой определяет дальнейшее развитие личности (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Эриксон, Г. У. Солдатова, В. А. Сосин и др.). А. Маслоу в своей иерархической модели мотивации личности отдельно выделил потребности в принадлежности и любви, считая, что они занимают более важную ступень в развитии личности, чем даже потребность в её самоактуализации.

Таким образом, социологическое исследование процесса профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в современной России позволило бы найти способы для оптимизации данного процесса в контексте успешного взаимодействия его институтов с работодателями, экономикой страны, в контексте современных общественных изменений.

Следовательно, процесс профессиональной социализации студентов в профессиональных образовательных учреждениях является только частью общего процесса профессиональной социализации выпускников.

 

Оригинал работы:

 

Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*