Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременная система профессионального образования неразрывно связана с теми общественными условиями, в которых она сформировалась и существует. На фоне перемен в политическом и социально - экономическом устройстве общества существенно изменились социальные функции институтов профессионального образования, значительно возросли требования к качеству, роли и содержанию подготовки специалистов.
Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности, поэтому проблема профессионального становления специалистов среднего звена технико-экономического профиля, обеспечения их профессионального роста, стимулирования качества и эффективности труда является одной из ключевых для развития региональных и государственных социально- экономических комплексов.
Согласно научным прогнозам в перспективе:
а) произойдет увеличение спроса на специалистов среднего звена на этапе восстановления и возрождения промышленности, потому что их обучение стоит дешевле и сроки учебы короче, а возможности использования в силу практике ориентированного характера подготовки шире (не только на должностях техников, но и на рабочих местах);
б) для развития наукоемких технологий потребуются специалисты, подготовленные к выполнению функций как помощника инженера (новые функции), так и рабочих особо сложных профессий.
После начала образовательных реформ последних лет, в частности введения механизма поступления молодых людей в высшие учебные заведения исключительно через систему успешной сдачи ЕГЭ, среди современной российской молодёжи вновь становится популярной профессиональная социализация с использованием системы среднего профессионального образования.
Однако на современном этапе данный процесс представляет собой весьма противоречивое явление. Так, основные противоречия профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в современной России проявляются между:
Данные противоречия приводят к тому, что большая часть молодых людей после получения ими профессионального образования по системе СПО не может найти для себя приемлемо оплачиваемую работу по специальности. Поэтому их часто удовлетворяет самая низкоквалифицированная и низкооплачиваемая работа или даже временная, будь то краткие договоры, случайные заработки, или работа, далёкая от направления полученного ими образования.
Другая часть молодых людей, получающих профессиональное образование по системе СПО в стране, сразу ставит перед собой цель использовать данный уровень образования лишь как ступеньку к получению высшего профессионального образования, минуя систему сдачи ЕГЭ. Однако и их дальнейшее трудоустройство по специальности также окажется весьма проблематичным, анализ исследований на эту тему позволяет нам говорить о том, что современный работодатель предпочитает брать на работу людей с опытом, а самый больший процент безработных на протяжении последних лет наблюдается именно среди молодёжи.
На основе данных фактов мы можем сделать вывод что профессиональная социализация студентов уровня среднего профессионального образования в современной России является малоэффективным процессом. Причём эффективность понимается здесь как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению определённых социальных нормативов. То есть большим остаётся разрыв между предполагаемыми (нормативными) и фактическими (реальными) результатами деятельности институтов профессиональной социализации студентов по уровню среднего профессионального образования.
Профессиональная социализация студентов данного уровня, в основном, регулируется законом РФ «Об образовании». Частые за последние годы изменения данного нормативного акта свидетельствуют о том, что и государство видит своеобразный кризис системы профессионального образования, наступивший на современном этапе развития России. Однако, несмотря на многократные изменения, вносимые в вышеуказанный закон, противоречия системы среднего профессионального образования продолжают существовать.
Считаем, что это в большей степени объясняется тем фактом, что государством в процессе регулированияпрофессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования данным законом используются исключительно педагогический и правовой подходы.
Однако в данном случае мы имеем дело со сложным и многогранным общественным процессом, поэтому считаем, что органам государственной власти в дальнейшем реформировании системы регулирования среднего профессионального образования в рамках происходящей модернизации образования в России следует использовать также и социологический подход. То есть, прежде чем принять соответствующие изменения закона, следует провести социологическое исследование изучаемых процессов. Ведь именно социологический подход предполагает исследование взаимосвязи между различными социальными институтами и процессами, выявление их проблем.
Также, в современных условиях модернизации, считаем необходимым выделить, с учётом социологического подхода, следующие критерии эффективности профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования:
Объективная подготовленность определяется такими факторами, как возраст выпускника, получение диплома выпускника системы среднего профессионального образования РФ, психическая дееспособность, знание русского языка и т. д. Субъективная подготовленность - это профессиональная и социальная компетентность выпускника.
-психологическая предрасположенность выпускников к будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики, гражданского общества.
Данный критерий призван показывать сформированность у современных выпускников таких качеств личности, необходимых для профессионала в понимании капиталистического государства, как ответственность за себя и за свои действия, уважение личности другого (в противовес авторитаризму прошлых лет), предприимчивость, открытость изменениям, новой информации, толерантность и плюралистичность взглядов, личностная гибкость.
Необходимость развития не только профессиональных качеств, но и формирования личности в процессе любого образования хотя часто и забывается в современной России, сформулирована в ряде основополагающих документов мирового сообщества, и, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека. Здесь говорится: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми, религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных наций в поддержании мира».
-социальная идентичность выпускников как профессионалов.
Как доказали психологи, потребность в формировании идентичности у человека является одной из базовых, удовлетворение которой определяет дальнейшее развитие личности (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Эриксон, Г. У. Солдатова, В. А. Сосин и др.). А. Маслоу в своей иерархической модели мотивации личности отдельно выделил потребности в принадлежности и любви, считая, что они занимают более важную ступень в развитии личности, чем даже потребность в её самоактуализации.
Таким образом, социологическое исследование процесса профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в современной России позволило бы найти способы для оптимизации данного процесса в контексте успешного взаимодействия его институтов с работодателями, экономикой страны, в контексте современных общественных изменений.
Следовательно, процесс профессиональной социализации студентов в профессиональных образовательных учреждениях является только частью общего процесса профессиональной социализации выпускников.
Оригинал работы:
Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.