Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компетентностно-ориентированный подход в обучении как основа профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа

31.03.2015 566 800
Хамаганова Татьяна Викторовна
Хамаганова Татьяна Викторовна, старший методист

Романова Е.Н.
Романова Е.Н., заведующая учебной частью

Якутский медицинский колледж

За последние годы резко возросла роль медицинских работников среднего звена и это связано с реформами в отечественном здравоохранении. Данные изменения предъявляют среднему медицинскому персоналу новые требования, высокий профессионализм и компетентность которых обеспечивают своевременную и качественную работу всей медицинской службы. В связи с этим пересматривается содержание и структура профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. В первую очередь это касается преодоления его ограниченной общепрофессиональной и профессиональной компетентности. В значительной мере это связано с тем, что в процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируются знания и умения по отдельным дисциплинам учебного плана, а именно, интеграция разделов общеобразовательных дисциплин с разделами спецдисциплин, как в теоретической, так и в практической части, позволяет видеть особенности будущей профессии в целостности логической взаимозависимости.

Суть образовательного процесса Якутского медицинского колледжа в условиях компетентностного подхода - создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие способности приобретать их сейчас и в течение всей жизни и, главное, активно использовать их для решения профессиональных задач.

Реализация компетентностного подхода предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие. Обеспечить на государственном уровне, трансляцию компетентностного подхода призваны Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС), в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня выражены в виде перечней компетенций.

Результаты анкетирования, поведенные с целью выяснения отношения преподавателей к проблеме компетентносто-ориентированного образования, показали, что важность развития профессиональных компетенций будущего медицинского работника признается большинством опрошенных преподавателей – 99 %, из них 98 % респондентов считают, что развитие этих качеств возможно на специальных дисциплинах и во время учебно-производственной практики. Формирование на своих занятиях надпрофессиональных компетенций осуществляют 67 % опрошенных. Преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных учебных дисциплин практически не используют воспитательный потенциал предмета (около 50 %), который позволяет расширить представления о профессии и может способствовать развитию надпрофессиональных компетенций. Анализ исследований среди медицинских сестер практического здравоохранения также показывает, что в годы их обучения вопросам коммуникативной компетенции, эффективного профессионального общения не уделялось должного внимания.

Между тем компетентностно-ориентированная образовательная среда колледжа имеет огромный потенциал, поэтому для решения этой задачи исследования необходимо определение педагогических условий организации образовательной среды в медицинском колледже на компетентностной основе, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования.

На основании научно-теоретического анализа психолого-педагогической литературы достижение оптимального уровня сформированности компетентности выпускников медицинского колледжа будет возможным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  1. Компетентность выпускника выступит целевой характеристикой качества среднего профессионального медицинского образования.
  2. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа представляет собой целостное единство ключевых (надпрофессиональных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
  3. Принципами организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в колледже выступят: интеграция задач формирования компетенций; функциональность; развивающее обучение; социальное партнерство; модульность и гибкость;
  4. Социальное партнерство выступает как условие реализации требований Государственного образовательного стандарта профессионального образования третьего поколения и будет способствовать организации компетентностно-ориентированной образовательной среды медицинского колледжа.

Организация компетентностно-ориентированной образовательной среды медицинского колледжа включает в себя следующие этапы:

Пропедевтический - обучение педагогов медицинского колледжа методике разработки программной документации с учетом требований ФГОС профессионального образования нового поколения.

Теоретический - работа по созданию программ и учебно-методических комплексов, учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом требования единства теоретического и практического обучения.

Практический - внедрение разработанного на теоретическом этапе учебно-методического сопровождения компетентностно-ориентированной образовательной среды.

Итогово-коррекционный этап — мониторинг результатов работы по новым программным документам, внесение корректив на основе данных мониторинга, обновление методических материалов, сопровождающих образовательный процесс.

Необходимыми педагогическими условиями формирования компетентностно-ориентированной образовательной среды медицинского колледжа являются следующее:

  • опора на основные положения модульно-компетентностного подхода;
  • выбор средств, методов, форм образования, соответствующих научным характеристикам модульно-компетентностного подхода;
  • системный подход к образованию, основанный на учете психологической структуры компетентности личности;
  • опора на ролевую теорию личности при организации формирования социальной и профессиональной компетентности студентов;
  • интегративный подход к организации образовательного процесса;
  • социальное партнерство в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста, (привлечение работодателей к формированию содержания и обеспечения образовательного процесса в колледже).

Таким образом, на основе выявленных педагогических условий разработанная программа развития профессиональных компетенций будущих медицинских работников позволит достичь повышения качества профессиональной подготовки выпускников.

Список литературы

  1. Лазарева М.В. Деятельностно-компетентностный подход в организации педагогической практики [Текст] / М.В. Лазарева // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 3.
  2. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4.
  3. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*