Студенты факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ начали восстанавливать самолет САМ-5-бис разработки известного советского авиаконструктора А.С. Москалева, сообщил профессор кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ НЭТИ Евгений Подружин. Сейчас не сохранились не только летные экземпляры этого самолета, но и отдельные агрегаты планера, которые бы можно было использовать как образцы для восстановления.
Полного пакта конструкторской документации также не сохранилось: студенты восстанавливают геометрию самолета, а также рабочие и сборочные чертежи его узлов и агрегатов по имеющимся фотографиям, сохранившимся эскизам и отдельным техническим документам.
«Самолет имел оригинальную аэродинамическую схему, мощную механизацию, – рассказал Евгений Подружин. — Разработка конструкции планера самолета, изготовление рабочих чертежей, узлов и агрегатов хвостового оперения — это основная задача нашего проекта на первом этапе. Мы воссоздадим САМ-5-бис, который поднимется в воздух: его можно будет использовать для исторических съемок или праздничных парадов (например, на День Победы)».
Предположительно работы по реконструкции самолета будут завершены через два—три года: в настоящее время идет проектирование конструкции планера, модель которого полностью восстановлена в графическом пакете «Компас». Далее начнется изготовление отдельных агрегатов его хвостового оперения. «Кропотливая работа по реконструкции САМ-5-бис — это возможность принять участие в реальном проектировании летательного аппарата, в его изготовлении, широко посмотреть на современное авиастроение, сопоставить характеристики, проанализировать достоинства и недостатки авиационных конструкций, произвести необходимые прочностные расчеты конструкции планера и просто порадоваться тому, что можно будет увидеть легенду в воздухе», — говорит Е. Подружин.
Самолет будет летающей репликой, в воздух его поднимет оригинальный двигатель М-11, такие массово выпускались в до- и послевоенное время и использовались. Работы над самолётом идут в рамках проектной деятельности студентов. Восстановление финансирует Фонд возрождения отечественной авиации.
Ранее, в 2010—2014 годах, группа студентов ФЛА участвовала в реконструкции и изготовлении самолета ПО-2, который в настоящее время можно видеть на новосибирских авиашоу. Именно этот самолет сейчас сопровождает шествия колонны «Бессмертного полка» в Новосибирске.
Напомним, что сотрудники НГТУ НЭТИ также ведут работы по восстановлению до летного состояния самолетов времен Великой отечественной войны И-16 и Ил-2.
Справка:
Появление в 1932 г. самолета САМ-5 А. С. Москалева стало существенным шагом в развитии отечественной авиации: эта машина стала родоначальником целого семейства САМов — пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11 мощностью 100 л. с. Никто тогда не предполагал, что заявленные летно-технические характеристики могут быть достигнуты: самолеты со 100-сильными двигателями проектировались двухместными и были рассчитаны на гораздо меньшие скорости и дальность полета. Однако Александр Сергеевич Москалев верил в реальность своего замысла, и испытания подтвердили, а в чем-то даже и превзошли заявленные летные характеристики самолета.
В 1935 г. в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов под руководством Москалева был построен пассажирский самолет САМ-5-бис: с использованием в конструкции древесины, с двигателем М-11. Это был первый самолет, целиком созданный на Воронежском авиационном заводе. САМ-5 прошел летные испытания под руководством начальника летной группы Воронежского аэроклуба А. Н. Гусарова, а затем был доставлен в Москву для проведения государственных испытаний. В отчетах отмечалось, что самолет по своей грузоподъемности и летно-техническим характеристикам выгодно отличается от существующих машин подобного класса.
Источник: Управление информационной политики
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.