Какую долю составляет самостоятельная работа от аудиторных часов в общеобразовательном цикле по ФГОС СПО 51.02.02 Социально-культурная деятельность, утвержденному в 2022 году? В данном ФГОС образовательная программа включает социально-гуманитарный цикл, общепрофессиональный цикл, профессиональный цикл и общеобразовательный согласно ФГОС СОО. В других ("музыкальных") стандартах, например, Музыкальное искусство эстрады, иные требования. Нужно ли вносить изменения в учебные планы других специальностей на основании изменений ФГОС СОО?

19.02.23

Ставропольский краевой колледж искусств

Разработка образовательных программ пунктом 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об образовании) отнесена к компетенции образовательной организации. При этом необходимо учитывать требования нормативных правовых актов. Так, согласно части 7 статьи 12 Федерального закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО, стандарт и ПООП соответственно).

Т.е. главным документом для разработки каждой образовательной программы среднего профессионального образования (далее – ОП СПО) является ФГОС СПО по соответствующей специальности или профессии.

ФГОС СПО могут отражать разные подходы к формированию общеобразовательного цикла ОП СПО, поэтому в каждом конкретном случае требования нужно выполнять таким образом, как это предписывает стандарт.

Если ФГОС СПО не включает общеобразовательного цикла, значит, образовательная организация формирует такой цикл в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).

Объем самостоятельной работы в соответствии с ФГОС СПО нового поколения образовательная организация планирует с учетом требований стандартов. Так, в пункте 2.6. ФГОС СПО по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), утвержденного приказом Минпросвещения России от 11.11.2022 г. № 970, указано:

"При освоении социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов (далее - учебные циклы) выделяется объем учебных занятий, практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы.

На проведение учебных занятий и практики должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения…".

Таким образом, самостоятельная работа в социально-гуманитарном, общепрофессиональном и профессиональном циклах не может превышать 30% от общего объема времени, выделенного ФГОС СПО на циклы. Для общеобразовательного цикла организация вправе определить такие же объемы самостоятельной работы, учитывая, что введение ее в содержание конкретных учебных предметов должно быть целесообразным.

Например, пункт 18.3.1 ФГОС СОО указывает, что в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального (-ых) проекта (-ов). Для обеспечения этого требования может быть выделена самостоятельная работа, за счет которой обучающиеся выполнят индивидуальный проект.

Назад к списку