Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 г. № Р-98 "Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО"

184


Распоряжением утверждена Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования. Она включает базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления, механизмы с целью совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ СПО.

 

Цель Концепции – повышение качества преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом стратегических направлений развития системы СПО и совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы.

 

Среднее профессиональное образование на базе основного общего образования реализуется в профессиональных образовательных организациях с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы СПО. Образовательные программы профессии или специальности образовательные организации разрабатывают на основе требований ФГОС среднего общего образования и ФГОС среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности. Общеобразовательный цикл является обязательным разделом учебного плана образовательной программы и включает учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности. В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях.

 

Образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:

  • естественно-научного (ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «математика и информатика» и «естественные науки»),
  • гуманитарного (ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «русский язык и литература», «общественные науки» и «иностранные языки»),
  • социально-экономического (ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «математика и информатика», «общественные науки»),
  • технологического (ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «математика и информатика» и «естественные науки»).

Общеобразовательная подготовка предусматривает изучение обязательных учебных предметов:

  • учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей,
  • дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся,
  • общие для включения во все учебные планы учебные предметы.

Общеобразовательные цикл дисциплин включает 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО. Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия. В процессе освоения общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов образовательный процесс может быть организован в форме практической подготовки.

 

Также при реализации среднего общего образования предусматривается выполнение обучающимися индивидуального проекта как особой формы организации образовательной деятельности обучающихся. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.

 

В документе описаны основные направления совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования:

- интенсивная подготовка, интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки;

- профессиональная направленность общеобразовательной подготовки;

- практическая подготовка, прикладные модули;

- технологии дистанционного и электронного обучения.

 

Также в документе представлены механизмы реализации направлений совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования. Такими механизмами является комплекс мероприятий, предусматривающий разработку конкретных инструментов методического и организационного сопровождения достижения заявленных количественных и качественных показателей «дорожной карты»:

- разработка методик преподавания общеобразовательных предметов с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования;

- разработка примерных рабочих программ общеобразовательных учебных предметов, включающих учебно-методические комплексы с учетом профиля по укрупненным группам профессий и специальностей;

- актуализация нормативно-правового обеспечения реализации общеобразовательной подготовки;

- организация повышения квалификации преподавателей общеобразовательных учебных предметов с охватом всех профессиональных образовательных организаций всех 85 субъектов РФ по вопросам внедрения методик преподавания общеобразовательных учебных предметов дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в том числе с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения;

- апробация методик и рабочих программ общеобразовательных учебных предметов, включающая комплекс мероприятий по внедрению методик преподавания общеобразовательных учебных предметов в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций, анализ результатов апробации, корректировку методических материалов с учетом полученных результатов;

- актуализация перечня и разработка учебников и учебных пособий по всем общеобразовательным учебным предметам, включая элективные курсы с учетом профильной направленности профессии и специальности;

- проведение мониторинга внедрения интенсивной общеобразовательной подготовки в программы СПО. 


Документ доступен авторизованным пользователям:
Вход для пользователей

Назад к списку