Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ образовательной организации при составлении плана развития необходимо применять инструмент SWOT-анализа. Для этого необходимо, прежде всего, провести анализ внешней среды образовательной организации, что будет способствовать определению стратегии ее развития.
Целью анализа внешней среды является выявление возможностей и угроз, которые образовательная организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, формирующие условия для успешного развития образовательной организации. Это, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений, привлечение внебюджетных средств в образовательную сферу (к примеру, упорядочение родительской платы за услуги в дошкольных образовательных учреждениях);
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, препятствующие успешному развитию ОО. Это, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, снижение привлекательности педагогических специальностей на рынке труда [2], невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования [2].
Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р - политика и право, Е -экономика, S - общество, Т – педагогические технологии).
Примерами политико-правовых факторов являются: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.
В качестве экономических факторов могут быть выделены: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; платежеспособный спрос населения, динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.
В рамках социокультурного направления (S-общество) могут быть рассмотрены такие факторы, как: уровень образования обществе; половозрастная структура населения; изменения в уровне и стиле жизни, демографические изменения, нехватка квалифицированных кадров, отношение к образованию.
Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.
При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательная организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.
Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 1.
Таблица 1 — PEST-анализ
Р: Политико-правовые факторы 1. 2. |
Е: Экономические факторы 1. 2. |
S: Социокультурные факторы 1. 2. |
Т: Технологические факторы 1. 2. |
Например, для государственного образовательного учреждения СПО, реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления эта таблица может выглядеть следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 — Пример PEST-анализа ОО СПО
Р: Политико-правовые факторы 1.Высокий уровень государственной поддержки образования. 3.Поддержка молодых педагогов со стороны государства. 3.Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов. 4.Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий. |
Е: Экономические факторы 1. Спад в экономике РФ. 2.Средний уровень инфляции. 3.Падение платежеспособного спроса населения. 4.Низкий уровень безработицы в Липецкой области
(0,6%). 5.Падение уровня доходов населения. |
S: Социокультурные факторы 1. Высокий уровень образования населения. 2. Повышение престижности высшего образования. 3. Повышение престижности технических специалистов. 4. Сокращение количества выпускников школ, в связи с
демографической «ямой» конца 90-х годов. 5. Нехватка квалифицированных кадров. 6.Рост числа негосударственных образовательных организаций. |
Т: Технологические факторы 1.Переход на новые образовательные стандарты. 2.Повышение требований к качеству образования. 3.Развитие информационных технологий. |
Далее необходимо рассмотреть сценарий развития факторов, учитывая вероятность наступления событий:
Высокий уровень государственной поддержки образования - вероятность высокая.
Содействие трудоустройству безработных - вероятность высокая.
Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий – вероятность средняя.
Возможность доступа к новым образовательным технологиям – вероятность средняя.
Возможность привлечения в образование молодых педагогов – вероятность средняя.
Повышение престижности высшего образования - вероятность высокая.
Высокий уровень образования населения будет способствовать желанию выпускников школ получить высшее образование- вероятность высокая.
Спад в экономике РФ, средний уровень инфляции и падение платежеспособного спроса населения приведут к возрастанию потока студентов на бюджетные места.
Повышение требований к качеству образования - вероятность высокая.
Переход на новые образовательные стандарты - вероятность высокая.
Развитие информационных технологий - вероятность высокая.
Отток студентов в негосударственные образовательные организации - вероятность низкая.
Анализ внешнего окружения рекомендуется заканчивать составлением списка возможностей и угроз с учетом степени их значимости для образовательной организации. Для этого используют метод позиционирования путем составления матрицы возможностей и матрицы угроз, что предполагает выполнение следующих действий:
Во-первых, необходимо выявить (по возможности, аргументировано) тенденции развития внешней среды ОО по каждому из указанных в матрице PEST-анализа факторов и определить, что они будут формировать для него - угрозу или возможность.
Во-вторых, необходимо уточнить формулировки по каждому из факторов внешней среды, отразив выявленную тенденцию ее изменения, например: «Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности в ВУЗах», конкретизируя «Снижение эффективности научных разработок в высшей школе, «Высокая стоимость образования в частных образовательных учреждениях», конкретизируя «Рост стоимости образования в частных образовательных учреждениях».
Пример, построим таблицу 3, в которой определим, какие факторы будут являться возможностями для осуществления стратегии, а какие угрозами для государственного образовательного учреждения СПО.
Таблица 3 — Возможности и угрозы
Возможности |
Угрозы |
В 1 Высокий уровень государственной поддержки образования В 2 Поддержка молодых педагогов со стороны государства В 3 Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов В 4 Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий В 5 Нехватка квалифицированных кадров В 6 Средний уровень инфляции В 7 Падение платежеспособного спроса населения, В 8 Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%) В 9 Переход на новые образовательные стандарты В 10 Развитие информационных технологий. |
У 1 Высокий уровень образования населения У 2 Повышение престижности высшего образования У 3 Повышение престижности технических специалистов У 4 Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов У 5 Рост числа негосударственных образовательных организаций У 6 Падение уровня доходов населения У 7 Повышение требований к качеству образования У 8 Спад в экономике РФ
|
Таким образом, может быть сформирован список возможностей и угроз образовательной организации.
В-третьих, каждая возможность ОО должна быть оценена по двум параметрам - степень ее влияния на организацию (сильное, умеренное, малое) и вероятность ее использования (высокая, средняя, низкая) - и занесена в соответствующее поле матрицы возможностей (позиционирована) (таблица 4).
Таблица 4 — Матрица возможностей
Вероятность использования возможности организацией |
Степень влияния возможности на организацию |
||
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
|
Высокая вероятность |
ПОЛЕ «+» |
ПОЛЕ «+» |
ПОЛЕ «-» |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ «+» |
ПОЛЕ «-» |
ПОЛЕ «х» |
Низкая Вероятность |
ПОЛЕ «-» |
ПОЛЕ «х» |
ПОЛЕ «х» |
Итогом позиционирования возможностей должен стать вывод об их значении для ОО, для чего следует учитывать следующее:
- возможности, попадающие на поля «+», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать;
- возможности, попавшие на поля «-», следует использовать, если у организации имеется достаточно ресурсов;
- возможности, попадающие на поля «х», практически не заслуживают внимания организации.
Пример матрицы возможностей для государственного образовательного учреждения СПО в таблице 5.
Таблица 5 — Матрица возможносте
Вероятность использования возможности организацией |
Степень влияния возможности на организацию |
||
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
|
Высокая вероятность |
В 9 |
В 3 |
В 6 |
Средняя вероятность |
В 5 |
В 10 |
В 7 |
Низкая вероятность |
В 1 |
В 4 |
В 2 |
Таким образом, при построении стратегии образовательной организации необходимо использовать следующие возможности:
- Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.
- Нехватка квалифицированных кадров.
- Переход на новые образовательные стандарты.
- Развитие информационных технологий.
Похожая матрица составляется для позиционирования угроз (таблица 3). Для этого они также оцениваются по двум параметрам: возможные последствия для образовательной организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»), вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).
Таблица 3 - Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы |
Последствия реализации угрозы для организации |
|||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
|
Высокая вероятность |
ПОЛЕ «+» |
ПОЛЕ «+» |
ПОЛЕ «-» |
ПОЛЕ «х» |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ «+» |
ПОЛЕ «-» |
ПОЛЕ «х» |
ПОЛЕ «-» |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ «-» |
ПОЛЕ «х» |
ПОЛЕ «-» |
ПОЛЕ «-» |
Итогом позиционирования угроз также должен стать вывод об их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:
- угрозы, которые попадают на поля «+», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения;
- угрозы, попавшие на поля «-», также должны находиться в поле зрения администрации учебного учреждения и быть устранены в первостепенном порядке;
- угрозы, находящихся на полях «х», требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению;
- угрозы, попавшие на поля «-», также не должны выпадать из поля зрения администрации образовательной организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
Посмотрим на примере, как работают приведенные формы анализа.
Таблица 3 - Матрица угроз государственного образовательного учреждения СПО, реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления
Вероятность реализации угрозы |
Последствия реализации угрозы для организации |
|||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
|
Высокая вероятность |
У 3 |
У 2 |
У 7 |
У 5 |
Средняя вероятность |
- |
У 4 |
У 6 |
- |
Низкая вероятность |
У 1 |
- |
У 8 |
- |
В приведенном примере образовательной организации необходимо избежать следующих первоочередных угроз:
- повышение престижности технических специалистов;
- повышение престижности высшего образования;
- сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов;
- повышение требований к качеству образования
- падение уровня доходов населения.
Для рассматриваемого государственного образовательного учреждения СПО, реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления будут актуальны следующие сценарии:
− Введение технических специальностей СПО.
− Расширение количества бюджетных мест.
− Маркетинг рынка образовательных услуг с целью выявления специальностей, востребованных на рынке труда.
− Применение информационных технологий (дистанционного обучения) для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.
− Углубление работы по повышению качества образования.
Приведенные элементы возможностей и угроз являются основанием для составления SWOT-анализа образовательной организации.
Список использованной литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.