Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий

02.02.2015 839 1420
Гарькавая Оксана Юрьевна
Гарькавая Оксана Юрьевна, преподаватель

Южно-Якутский технологический колледж

В Национальной доктрине образования РФ отмечается, что система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий. Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий.

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения (в широком смысле этого слова), и как результат (эффект) данного процесса.Результат для индивида – успешность, социальная конкурентоспособность. Результат для социума - воспроизводство людских ресурсов с определенными качественными параметрами, которое определяет нормальное функционирование общества и создает «потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития».

Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии,  адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Компетентностная парадигма предполагает подготовку умелого и мобильного специалиста, овладевшего способами и технологиями получения знаний, а не их набором.

Основные идеи компетентностного подхода:

·        компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;

·        понятие компетентности включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций;

·        компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Итак, компетентность-  способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта, приобретенных знаний, умений и навыков; означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных на их основе навыков и умений.

Компетенции подразделяют на ключевыеи профессиональные. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества.  

Ключевые компетенции:

·        информационная компетенция -   готовность к работе с информацией;

·        коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

·        кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

·        проблемная компетенция — готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.

Профессиональные компетенции подразделяются на базовые, или сквозные, компетенции, которые оказываются востребованными сразу во многих видах профессиональной деятельности, и функциональные компетенции, применение которых ограничено рамками определенной профессии, специальности.

 

Рассмотрим методы формирования и развития ключевых компетенций:

  1. Обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся.
  2. Открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт.
  3. Решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста.
  4. Дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций.
  5. Игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум.
  6. Проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.

 

Немаловажную роль в овладении теми или иными компетенциями играют современные учебники, которые содержат упражнения, формирующие компетентность.

—  Планирование информационного поиска:

 - прочтите, прослушайте;

 - соотнесите;

 -  просмотри и найди;

 -  выбери, подбери, вставь (без изменений).

—  Письменная коммуникация:

   -  напиши письмо, открытку, сочинение по картине (1 уровень);

   - напиши заметку в газету (2 уровень).                  

—  Извлечение вторичной информации:

 -  прочти и перескажи;

 - опиши главного героя;

 -  прочти, прослушай и ответь на вопрос.

—  Продуктивная групповая коммуникация:

 -  прочтите, обсудите, спланируйте  (в группе).

—  Целеполагание и планирование:

 -  спланируйте экскурсию, поход и т.д.

—  Публичное выступление:

 -  подготовь сообщение и выступи перед одноклассниками.

—  Обработка информации: 

   -выводы, заключение, обоснование, доказательства.

 1 уровень:                                            2 уровень:

 делает автор                                       делает ученик

—  Первичная обработка информации:

   - прочитай и заполни таблицу, опиши картинку и т.д.

 

Новые современные технологии должны помогать становлению личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой. Педагогика сотрудничества, демократизация и гуманизация образовательного процесса во многом способствует решению этих задач. 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*