Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФормирование коммуникативной компетенции и развитие практических навыков говорения всегда было и остается приоритетной целью изучения иностранного языка. Исходя из этого, совершенствованию навыков говорения уделяется особое внимание как в урочной, так и во время внеурочной деятельности. В процессе овладения английским языком формирование и развитие навыков устной речи является самой сложной задачей для обучающихся. Языковой материал, рассматриваемый на урочной и внеурочной деятельности, должен быть не только воспринят, изучен, освоен, но и активно использован на практике, так как язык — живое явление, которое требует постоянного применения. Основная цель обучения разговорным навыкам — это коммуникативная эффективность, то есть используя свои знания в полной мере, обучающиеся должны сделать так, чтобы их речь была понятна во время коммуникации. Они должны стараться избегать путаницы в общении из-за неправильного произношения, грамматики или лексики, а также соблюдать социальные и культурные правила, которые применяются в каждой ситуации общения.
Умение обучающихся участвовать в содержательном разговорном взаимодействии на изучаемом языке считается важной, если не самой важной, целью языкового образования. Основная трудность использования иностранного языка возникает в реальном общении, поскольку учащиеся не готовы к спонтанным и требующим быстроты исполнения действиям.
Чтобы помочь обучающимся развить коммуникативную эффективность в разговорной речи, учителям необходимо в урочной и внеурочной деятельности создавать условия для выполнения заданий, имеющих практический и жизненный характер. Деятельность обучающихся должна быть организована так, чтобы они видели смысл в том, что они делают.
Таким образом, обучающиеся будут овладевать иностранным языком осознанно. Ведь еще советский педагог, психолог А. Н. Леонтьев писал, что обучающийся должен «прожить обучение, что означает, что учитель создает такую педагогическую ситуацию на уроке, когда обучение становится частью личной жизни учащегося и приобретает для него глубокий практический смысл».
Существует множество разных приемов и методов развития навыков устной речи, ведется постоянное совершенствование их и поиск наиболее эффективных.
Однако одним из главных стимулов для обучения остается игра. Игры в сочетании с обсуждением и дискуссией, а в частности сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка, являются одними из самых продуктивных методов обучения, потому что данный вид игр очень мотивирует и объединяет все языковые навыки. Сюжетно-ролевая игра переносит изучение языка из класса в реальный мир.
Более того, этот метод поощряет сотрудничество и обмен идеями и навыками внутри группы.
Сюжетно-ролевая игра позитивно влияет на отношение учащихся к обучению и улучшению их навыков английской речи. Поэтому приоритетной задачей для преподавателя является правильный выбор сюжетно-ролевой игры, соответствующей возрасту, интересам и уровню развития обучающихся и их информированности, а также целям и задачам урока.
Являясь одним из методов обучения английскому языку, сюжетно-ролевая игра является учебным заданием, которое направлено на решение трех основных задач — лингвистической, коммуникативной и деятельностной. Необходимо помнить о постепенном усложнении заданий, что предполагает смену заданий от простого к творческому. Сначала обучающиеся выполняют задания по образцу, которые заменяются заданиями на действия по аналогии с образцом, и на заключительном этапе учащиеся самостоятельно выполняют творческие задания.
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию и развитию собственного мнения и суждения.
В последнее время обучение меняет свой характер, приобретает практическую и деятельностную направленность. На первое место ставится продуктивная работа обучающихся в малых группах, акцент делается на развитие их самостоятельности и умение нести ответственность за принятие решения. Поэтому необходимо менять формы организации учебной деятельности. В этом случае учителям в помощь приходит сюжетно-ролевая игра на уроках иностранного языка, которая способна выполнить эти условия.
Сюжетно-ролевая игра в учебной деятельности представляет собой ситуативно-управляемое речевое упражнение, целью которого является развитие и совершенствование умения говорения. Она направлена на решение ряда задач: на усвоение и закрепление учебного материала, на развитие творческих способностей, а также на формирование УУД. Сюжетно-ролевая игра предоставляет обучающимся возможность рассмотреть учебный материал с разных позиций. Помимо этого, обучающиеся могут применить ситуации из сюжетно-ролевой игры в реальной жизни.
В урочной деятельности во время сюжетно-ролевой игры практически все время уделяется речевой практике, при этом все учащиеся являются активными участниками, так как в процессе взаимодействия даже слушающему необходимо понять реплику собеседника, сопоставить ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.
Существуют различные упражнения для подготовки сюжетно-ролевой игры.
Преподаватель может подобрать наиболее оптимальные упражнения в зависимости от подготовленности обучающихся. Приведем несколько примеров таких упражнений:
Цель: активизировать совместную речевую деятельность, обучить навыкам и приобрести навыки выражения сходства и различий в иноязычной речи.
Ход игры: Обучающиеся формируют пары. Игроки получают карточки с картинками, которые не могут показывать друг другу. И работая в парах, задают друг другу вопросы, чтобы узнать, какие изображения на их карточках схожи, а какие отличаются. Обсудив три картинки, игроки меняются местами и продолжают работать, образуя другие пары. Преподаватель может менять раздаточный материал, заменяя картинки на слова, предложения и т. д.
Цель: активизировать навыки и умения взаимодействовать, используя различные формы вопросительных предложений, предположительных высказываний и всех видов реплик реакций.
Ход игры: Обучающиеся формируют пары. Каждый участник получает свой вариант плана города, где указаны достопримечательности города. Участники задают друг другу вопросы, по ответам определяют названия улиц, достопримечательностей и их местоположение на карте города. Они также описывают маршрут движения к этим местам из пункта отправления.
Цель: активизировать навыки и умения вести дискуссии и дебаты, аргументировать, объяснять, убеждать на иностранном языке.
Ход игры: В игре участникам предстоит отработать маршрут движения за пределы города, а также составить план на выходные. Каждая группа должна обсудить и представить свой план. Рассматриваемые условия для обсуждения и учета при составлении плана могут варьироваться (можно определить сумму денег, место для посещения, выбрать транспортное средство, спортивный инвентарь для подвижных игр.
Цель: совершенствовать навыки устной речи через повторение лексико-грамматического материала, необходимого для усвоения.
Ход игры: Обучающимся необходимо представить себя в роли известного киноактера, писателя, художника, спортсмена и рассказать о своей внешности, чертах характера, распорядке дня и о свободном времени.
В рамках урочной деятельности использование сюжетно-ролевой игры невозможно на постоянной основе. В то время как внеурочная деятельность предоставляет больше возможностей использовать данную форму организации образовательного процесса.
Включение внеурочной деятельности в образовательный процесс является необходимым условием реализации требований ФГОС общего образования. Она способствует достижению результатов по основной образовательной программе, содействует активизации лексико-грамматического материала, совершенствованию навыков устной речи и развитию УУД.
В рамках реализации программы внеурочной деятельности для обучающихся был проведен ряд занятий по теме «Путешествие» в форме сюжетно-ролевой игры. Это было виртуальное путешествие в Британии. В течение учебного года были изучены и отработаны темы: «Знакомство», «В аэропорту», «На таможне / Паспортный контроль», «Покупка билета», «Бронирование номера в отеле», «Проблемы проживания в отеле», «Посещение ресторана / кафе», «Покупка продуктов в супермаркете», «Покупка сувениров», «Проезд на общественном транспорте», «Ориентирование в городе». При организации сюжетно-ролевой игры, обучающиеся использовали разговорные клише и изученный лексический минимум для инсценировки диалогов по заданным темам. Примеряли на себя разные социальные роли (официант, таможенник, продавец, менеджер гостиницы).
Данная интерактивная форма работы (сюжетно-ролевая игра) подразумевает взаимодействие, которое способствует развитию навыков говорения и таких качеств личности, как инициативность, коммуникабельность и активность. Общение, взаимодействие на уровне партнерских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками при самостоятельном решении простейших коммуникативных задач.
Главной целью внеурочной деятельности является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, а именно навыков использования речевых клише в ситуациях, характерных для зарубежных путешествий. Поставленная цель и определила выбранную нами форму проведения занятий внеурочной деятельности, сюжетно-ролевую игру.
На сегодняшний день воплотить все обучающие возможности сюжетно-ролевой игры позволяет квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности, которая помогает комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Образовательный квест — это проблемные задания, объединенные сюжетом и направленные на поиск какой-либо информации, для решения которых используются представленные данные и информационные ресурсы. При моделировании сюжетной линии между участниками квеста распределяются роли. В процессе выполнения заданий квест-игры учащиеся проживают ситуации, близкие к реальным. В процессе проведения квест-игры под названием «В городе» обучающимся необходимо было отвечать на вопросы маршрутного листа, находить необходимые объекты на улице, изучить знаки дорожного движения, купить билет в общественном транспорте, забронировать гостиничный номер, уметь ориентироваться по карте, задавать вопросы прохожим и инсценировать диалоги.
Сюжетно-ролевая игра в комплексе с квест-игрой дает возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах полученных знаний, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности в процессе развития. Данная форма организации внеучебной деятельности помогает синтезировать приобретенные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Если сформированность коммуникативной компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности находит свое применение в повседневной жизни и учащиеся умеют использовать языковые структуры-клише во время заграничных поездок, заполнять документы, бланки, необходимые в этих путешествиях, воспринимать иноязычную речь на слух и правильно, адекватно, доброжелательно реагировать на реплики собеседника, то можно говорить о правильно выбранном пути преподавания иностранного языка и достижении поставленной цели перед преподавателем.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие навыков устной речи посредством сюжетно-ролевых игр в урочной и внеурочной деятельности
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.